Английская революция середины XVII в. Долгий парламент англии Кто создал долгий парламент

И Джон Пим .

Долгим парламентом называется парламент, созванный Карлом I 3 ноября 1640 г. после Епископских войн . Он получил такое название из-за событий, которые последовали за актом парламента - он мог быть распущен только с согласия самих депутатов, и они не соглашались с его роспуском до окончания Английской гражданской войны и до конца периода междуцарствования в 1660 г. (когда произошла реставрация Стюартов). Он заседал с 1640 по 1649 гг., когда он подвергся политической чистке со стороны Армии нового образца, потому что не заботился об интересах армии. Из парламента были выдворены все депутаты-пресвитерианцы, которые были настроены против армии. Этот парламент получил название Охвостье.

В период Протектората Охвостье замещало другие законодательные собрания, Охвостье было распущено армией только после смерти Оливера Кромвеля в 1658 г. в надежде на восстановление доверия к армейскому правлению. Когда это не получилось, генерал Джордж Монк позволяет членам парламента вновь собраться в 1659 г. Они принимают важное законодательное решение о прекращении работы Долгого парламента и его роспуске. Это решение расчистило дорогу для нового парламента, известного как Согласительный.

История

1640-1648

Карл I собрал парламент в 1640 г. для того, чтобы попросить его принять финансовый билль, потому что Епископские войны разорили королевскую казну.

Эдуард Хайд вспоминал властный тон его вступительной речи к парламенту: «Его первое появление имело печальный и грустный вид, который предвещал необычные и противоестественные события. Король не приехал лично в традиционном экипаже во всей своей величественности в Вестминстер, а приплыл лично в своей барже прямо к ступеням парламента, и так к церкви, как будто это было возвращение к откладыванию сессии парламента или объявление перерыва в работе парламента».

Парламент был изначально под влиянием Джона Пима и его сторонников. В августе 1641 г. парламент постановляет лишить Карла I власти, которую он получил при вступлении на престол. Реформы были направлены на то, чтобы не дать возможности Карлу I править страной единолично.

Парламент также освободил осуждённых Звёздной Палатой.

Трёхгодичный акт от 16 февраля 1641 г., также известный как «Акт о предотвращении неудобств», был принят с требованием того, чтобы промежуток между двумя сессиями парламента не превышал трёхлетнего срока. Парламент также был ответственен за обвинение в государственной измене двух советников короля: архиепископа Уильяма Лода и Томаса Уэнтворта (графа Страффорда) , привлечение их к суду и вынесении смертного приговора. Ирландское восстание, которое началось в октябре 1641 г. возобновляет прения между парламентом и королем о контроле над армией.

Ведомый Джоном Пимом, 22 ноября 1641 г. парламент представляет королю Великую Ремонстрацию, которая была принята парламентом с перевесом в 11 голосов (159-148).

Она содержит перечень более чем 150 «злодеяний» во время правления Карла, включая Церковь, которая находится под влиянием иностранных папистов и королевских советников, представляющих интересы иностранных сил. Вторая половина Ремонстрации предлагает решение «злоупотреблений» короны, в том числе церковная реформа и назначение королевских министров парламентом.

В декабре 1641 г. парламент в «Ордонансе о полиции » утверждает, что желает контролировать назначение командующих в армии и на флоте.

Король отвергает Великую Ремонстрацию и отказывается давать санкцию на милицейский билль. Король верил в то, что пуритане (или диссентеры, то есть «отклоняющиеся») поддерживаемые пятью влиятельными членами палаты общин: Джоном Пимом , Джоном Хэмпденом, Дензилом Холлисом , сэром Артуром Хэселри и Уильямом Стродом и лордом Мандевилем, который заседал в палате лордов, которые были на стороне шотландцев в недавних Епископских войнах, и что они замышляют повернуть против него лондонскую толпу. Когда слух достиг двора, что они также планируют обвинить королеву в том, что она якобы участвует в католическом заговоре, Карл решает арестовать их за государственную измену.

Спикером палаты общин долгое время был Уильям Лэнтхэл. Во вторник, 4 января 1642 г. король вошёл в палату общин с целью схватить пятерых членов парламента. Те были предупреждены и потому бежали в Сити. Заняв кресло спикера и оглянувшись вокруг в напрасной попытке обнаружить разыскиваемых членов парламента, Карл прокомментировал: «Я вижу птички улетели». Карл повернулся к Лентхэлу, стоящему ниже, спрашивая у него был ли кто-нибудь из этих персон в палате, видел ли Лентхэл кого-нибудь из них в палате и где они тогда. Лентхэл упал на колени и отвечал: «May it please your Majesty, I have neither eyes to see nor tongue to speak in this place but as the House is pleased to direct me, whose servant I am here» (На русский язык переводится примерно так: «Может такой ответ устроит ваше Величество, сейчас я буду слеп и безмолвен, потому что Палата назначила меня, и я являюсь её слугой» ). Смысл этой фразы сводится к тому, что: «я вам отвечу только в том случае, если мне это прикажет парламент», то есть спикер подчиняется парламенту, а не королю. После неудачи в поимке пятерых коммонеров, боясь за жизнь своей семьи, Карл покидает Лондон и перебирается в Оксфорд. За ним последовали роялисты, и в Оксфорде они сформировали альтернативный парламент. В отсутствие роялистов Долгий парламент продолжал заседать на протяжении всей гражданской войны и просуществовал до акта о самороспуске.

В марте 1642 г. в отсутствие Карла в столице, когда над страной повисла угроза войны, парламент постановил, что его парламентские ордонансы законны и без монаршего согласия. «Ордонанс о полиции» был принят 5 марта, что давало парламенту контроль над местной полицией (trained bands). Контроль над милицией был стратегически важен, потому что это давало радикально настроенному парламенту защиту от вооружённого вмешательства солдат, которые были в распоряжении Карла рядом со столицей. В ответ на «Ордонанс о милиции» Карл возрождает «Патенты на набор» как средство для созыва армии в противовес военным силам парламента.

1649-1653

Разногласия возникли между различными фракциями и их итогом стала Прайдова чистка парламента 7 декабря 1648 г., когда по приказу Генри Айртона (зятя Оливера Кромвеля) полковник Прайд выдворил около половины членов парламента. Большинство исключённых были пресвитерианами. После изгнания пресвитериан из парламента, оставшиеся - Охвостье, устраивает суд над Карлом I и приговаривает его к смерти. Оно также ответственно за установление Английской республики в 1649 г.

Оливер Кромвель насильственно разогнал Охвостье в 1653 г., когда ему показалось, что депутаты могут расформировать его дорогостоящую для бюджета армию в 50 тыс. человек.

В 1648 году противники короля во главе с Кромвелем захватили Лондон и очистили законодательное собрание от сторонников монарха. На следующий год оставшиеся парламентарии низложили и казнили короля, после чего была упразднена палата лордов, а страна провозглашена республикой.

Исполнительную власть получил Государственный совет и его председатель Кромвель, законодательная - сохранилась за жалким остатком былого парламента, получившим название «Охвостье». Но и с Охвостьем Кромвель поладить не смог и как-то, услышав возражения депутатов, заявил им: «Вы слишком долго заседали. Пора покончить с вами. Во имя Бога, уходите!» Таким образом, в 1653 Охвостье было распущено.

Новый созыв 1659 и Реставрация 1660

Ричард Кромвель в 1658 г. стал преемником своего отца Оливера в качестве лорд-протектора. Он был свергнут в результате офицерского заговора в апреле 1659 г. Офицеры вновь созвали Долгий парламент. Он был созван 7 мая 1659 г., но после 5 месяцев правления у него снова произошёл конфликт с армией (ведомой Джоном Ламбертом) и был вновь разогнан 13 октября 1659 г. Правление перешло к так называемому «Комитету общественной безопасности», который возглавил Ламберт. Генерал Джордж Монк, который являлся вице-королём Шотландии, начал движение на юг. Ламберт, который не выступил ему навстречу, потерял поддержку в Лондоне. Флот объявил о созыве парламента, так 26 декабря 1659 г. Долгий парламент опять вошёл в силу. Ламберт ничего не мог противопоставить Монку и тот продолжал движение на юг. 3 февраля 1660 г. Монк достигает Лондона. Первоначально Монк создаёт видимость уважения к парламенту, но он быстро находит парламентёров нерасположёнными в содействии его плану свободного избрания нового парламента. Таким образом, 21 февраля 1660 г. он возвращает в парламент тех парламентёров, которые были выдворены из него Прайдом. Они смогли приступить к созыву «Свободного парламента». 16 марта 1660 г. Долгий парламент объявил о самороспуске.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Долгий парламент" в других словарях:

    Long parliament в Англии, созван королем Карлом I Стюартом 3 ноября 1640 года; фактически стал законодательным органом Английской революции 17 века. Просуществовав свыше 12 лет (отсюда название) Долгий парламент был разогнан Оливером Кромвелем 20 … Политология. Словарь.

    Долгий парламент - (Long Parliament) (1640 60), англ, парламент, созванный королем Карлом I после Епископских войн. К авг. 1641 г. под руководством Джона Пима Д.п. принял ряд законов, лишавших короля многих прав, вызывавших массовое недовольство с момента его… … Всемирная история

    В Англии, созван королем Карлом I в 1640; фактически стал законодательным органом начавшейся английской революции 17 в. Разогнан Кромвелем в 1653 … Современная энциклопедия

    Долгий парламент - в Англии, созван королем Карлом I в 1640; фактически стал законодательным органом начавшейся английской революции 17 в. Разогнан Кромвелем в 1653. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Название пятого и последнего парламента при короле Англии Карле I. Он был созван 3 ноября 1640, а самораспустился 16 марта 1660. В 1640 и 1641 парламент вступил в острый конфликт с Карлом, вынудив его пойти на уступки, и когда в январе 1642… … Энциклопедия Кольера

    В Англии, созван королём Карлом I в 1640; фактически стал законодательным органом начавшейся Английской революции XVII в. Разогнан Кромвелем в 1653. * * * ДОЛГИЙ ПАРЛАМЕНТ ДОЛГИЙ ПАРЛАМЕНТ (Long parliament) в Англии, созван королем Карлом I… … Энциклопедический словарь

    - (Long parliament) так называется парламент, созванный Карлом I Стюартом осенью 1640 года, вступивший в вооруженную борьбу с этим королем, учредивший после его казни республику (1649), распущенный в 1653 г. Кромвелем и созванный вновь в 1660 г.,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Долгий парламент (Long Parliament) (1640-60), англ, парламент, созванный королем "Карлом I после "Епископских войн. К авг. 1641 г. под руководством Джона Пима Д.п. принял ряд законов, лишавших короля многих прав, вызывавших массовое недовольство с момента его восшествия на престол. Общая программа Д.п. предусматривала ликвидацию абсолютизма (позднее эти положения программы стали составной частью соглашения о реставрации монархии и были подтверждены в ходе Славной революции"). Д.п. принял также решение о казни королев, советников "Страффорда и "Лода. Исключив из своих рядов сторонников короля - "кавалеров", Д.п. заседал весь период "Гражданской войны в Англии, поскольку распустить его можно было только с его собственного согласия. Внутри парламента возникли серьезные разногласия между индепендентами и пресвитерианами, к-рые привели к Прайдовой чистке" (1648). Оставшиеся члены Д.п. ("охвостье") организовали суд над Карлом I, привели в исполнение приговор, требовавший его казни, и провозгласили Английскую республику (Содружество) (1649). В 1653 г. Кромвель силой разогнал "охвостье" и установил протекторат. Парламент вновь созвали в 1659 г., когда сын Кромвеля Ричард, лорд-протектор, оказался неспособным управлять гос-вом. На след, год генерал Монк восстановил в правах изгнанных Прайдом членов парламента. В марте 1660 г. после завершения подготовительных мероприятий к созыву Конвенционного парламента Д.п. саг мораспустился.

Продажа монополий, как и непомерные разнообразные налоги, вводимые несмотря на запрет их парламентом, разоряли широкие круги промышленников и купцов, вызывая эмиграцию в Голландию и Америку. Как указывал Маркс, прямые посягательства Карла I на свободную конкуренцию все более подтачивали торговлю и промышленность Англии315. Усиливалось брожение крестьян и городских низов. Толчком к революции послужило восстание шотландцев 1640 года. Нуждаясь в деньгах на ведение войны, Карл вынужден был созвать парламент весной 1640 года. Парламент выдвинул ряд требований конституционного порядка, но не дал денег, и Карл распустил его. Однако осенью того же года он вынужден был снова созвать парламент, в который, несмотря на все махинации правительства, было избрано большинство оппозиционных элементов из нового дворянства и буржуазии. «Долгий парламент» (1640-1653 гг.), поддерживаемый движением крестьян, выступивших против феодальной эксплуатации и за земельную реформу, и демократическими слоями городского населения, повел решительную борьбу с королем. Карл вынужден был согласиться и на казнь своего любимца лорда Страффорда, и на ряд требований парламента, касавшихся прав его роспуска, введения налогов 316. Большинство парламента провело энергичные меры против ненавистных широким слоям населения чрезвычайных судов. 25 июня 1641 г. «Долгий» парламент издал акт, по которому были упразднены Звездная Палата и ряд других судов, созданных при Тюдорах и особенно усиливших террористическую деятельность при Стюартах317. В этом акте, который назывался «Акт о Тайном совете и упразднении суда, обычно известного под именем Звездной палаты», действия, постановления и решения Звездной палаты признаны несносными и ведущими к произволу правительства. Там же говорится, что Тайный совет покушался на собственность и свободу подданных вопреки закону страны и правам и привилегиям народа. Далее в Акте пространно цитируются такие законы, как Великая Хартия Вольностей и статуты, изданные в период царствования Эдуарда III (о гарантиях правосудия.- М. Ч.). Поэтому, продолжает акт, «впредь нельзя устанавливать, организовывать или назначать для добрых подданных нашего королевства Англии и княжества Уэллса никакого суда, совета или судебного учреждения, которое бы практиковало такие действия, какие допускала названная Звездная Палата, а если кто нарушит этот закон и сделает что-либо противоречащее его смыслу, тогда он обязан за такой проступок уплатить обиженной стороне, ее представителям или администраторам штраф в сумме 50 фунтов» *. Полномочия Звездной Палаты по контролю за судами перешли к Суду Королевской скамьи. Судебное разбирательство по уголовным делам, подсудным, исключительным судам, перешло к судам общего права, разбиравшим их в установленном законом порядке. В акте об упразднении Звездной Палаты требуется выдача Судом Королевской скамьи и Судом Общих тяжб приказа Habeas Corpus всякому лицу, арестованному или задержанному по приказу короля, его чиновников и других должностных лиц для проверки законности ареста или задержания. Статья б этого акта гласила: «Если кто-либо будет арестован, ограничен в своей свободе или подвергнут заключению поличному распоряжению или приказу королевского величества» его наследника или преемников, или по распоряжению, или приказу совета, или кого-либо из членов королевского Тайного совета, то во всех таких случаях каждому, таким образом, арестованному, ограниченному в своей свободе или заключенному лицу, по просьбе или ходатайству его поверенного или другого кого, предъявленному судам Королевской скамьи или Общих тяжб, должен без промедления под каким бы то ни было предлогом и за обычную в таких случаях плату, быть выдан приказ Habeas Corpus, обращаемый к шерифу, тюремщику или другому какому-либо лицу, под стражей у которого находится арестованный или заключенный». В следующих статьях говорится об обязанности лица, полу- чившего приказ, доставить арестованного в суд. В «отзыве на приказ» должна быть удостоверена «истинная причина заключения». Суд должен по представлении отзыва в течение трех присутственных дней рассмотреть отзыв и определить, основательна и законна или нет представленная в отзыве причина заключения, и решить вопрос об освобождении заключенного на, поруки или оставлении его под стражей. В заключительном постановлении акта указывалось, что судьи и тюремные смотрители, злонамеренно нарушающие предписания акта и действующие противно его.истинному смыслу, должны уплатить потерпевшему убытки в тройном размере по иску с его стороны. Однако в этом акте был существенный пробел с точки зрения реальности гарантий права арестованного на проверку оснований ареста: в нем не был установлен срок доставления арестованного в суд. А именно промедление в выполнении приказа и являлось постоянным злоупотреблением. 5 июля 1641 года был издан акт, упразднивший Высокую комиссию. В стране нарастало революционное движение. Феодальный общественный и государственный строй стал препятствием для дальнейшего развития производительных сил страны. Буржуазно- капиталистические производственные отношения могли быть установлены только в результате революции, Ударной силой революции были крестьянство и городские плебейские элементы. Но руководителем революции оказался союз нового дворянства, крупной и средней буржуазии, который и извлек все выгоды от ломки феодальных отношений. Особенностью английской революции была религиозная оболочка, в которой выдвигали свои требования различные классы 318. Феодалы выступали как защитники англиканской епископальной церкви, а некоторые их группы тяготели даже к католицизму. Большая часть нового дворянства и буржуазии выступала в качестве умеренных пуритан (кальвинистов), требуя установления пресвитерианской церкви, управляемой синодом. Часть средней и мелкой буржуазии, а также крестьяне требовали полной.независимости церковных общин. Отсюда их наименование - индепен- денты. Крупная буржуазия и часть дворянства, которая вела капиталистическое сельское хозяйство, опасались, чтобы революция не приняла слишком большого размаха. Отсюда - постоянные колебания руководимого этими группами «Долгого» парламента первых лет революции, неоднократные попытки договориться с королем об упрочении прав и привилегий буржуазии. Но король, поддерживаемый феодальной аристократией и англиканским епископатом, не шел на уступки. В ноябре 1641 года парламент выработал и предъявил королю документ, известный под именем Великой ремонстрации. В 204 статьях его подробно перечислялись злоупотребления Карла I и принятые в этом отношении меры и дальнейшие политико-экономические требования буржуазии. Эти требования в основном сводились к установлению свободы торговли, организации буржуазной пресвитерианской церкви, созданию ответственного перед парламентом правительства. Эти требования, конечно, были не совместимы с абсолютизмом и королевской прерогативой. Карл сделал попытку избавиться от лидеров оппозиции, чтобы обезглавить ненавистный ему парламент. 3 января 1642 года королевский генерал- атторней явился в парламент с требованием ареста 5 членов палаты, обвинявшихся в государственной измене. Палата не выдала их. На следующий день король в сопровождении 400 солдат сам явился в палату, чтобы арестовать обвиненных им лидеров. Но они успели скрыться. Попытка короля привлечь на свою сторону верхушку парламента не удалась, и 10 января он покинул Лондон в поисках поддержки на севере Англии. В течение ряда лет Карл I вел войну с парламентом, организовав в Оксфорде «свой» парламент и назначая своих судей. Короля поддерживали феодальная аристократия, епископат англиканской церкви, экономически отсталое дворянство и часть крестьянства. Парламент в его борьбе с феодально-абсолютистским правительством поддерживали широкие круги буржуазии, новое дворянство, мелкая городская буржуазия, плебейские элементы города и подавляющее большинство крестьянства. Зажиточная и средняя часть его стала опорой армии парламента, а затем и Кромвеля в его борьбе с парламентом. В парламенте в это время господствовали два течения. Правое (пресвитериане) представляло крупную городскую буржуазию и новое дворянство и было склонно к соглашению с королем на базе требований Великой ремонстрации, - и более левое радикальное (индепен- денты), опиравшееся на городские буржуазные и мелкобуржуазные элементы, а частью - на средние и зажиточные крестьянские массы. Индепенденты требовали энергичной борьбы с королем за отстаивание прав и привилегий парламента, независимости приходской общины. Индепенденты в парламенте составляли меньшинство, тогда как в армии парламента их было большинство. В решающих битвах с королем армия парламента, руководимая Кромвелем, одержала победу, разбила и пленила короля. Правое крыло парламента, считая, что армия выполнила свое дело, пыталось распустить ее, чтобы договориться с королем об условиях возвращения Карла на престол. Однако армия воспротивилась такому решению. Помимо материальной стороны дела (неуплата жалованья), в совете армии обсуждался вопрос о закреплении прав и свобод, завоеванных победой над королем. Неудачная попытка переворота, произведенная пресвитерианами с целью возвратить короля, привела к тому, что часть их была изгнана из парламента (чистка Прайда) и в нем установилось индепен- дентское большинство. Между тем в армии давно намечался раскол между инде- пендентской верхушкой армии - «грандами» и основной массой солдат, сочувствовавшей левеллерам. Партия левеллеров имела свою политическую программу, изложенную в агрименте «Народное соглашение» и «Дело армии». Левеллеры были наиболее революционной партией, в их программе впервые были выдвинуты отмена королевской власти, уничтожение палаты лордов, объявление Англии республикой, широкое избирательное право и формальное равенство всех перед законом. В экономической области они требовали свободы торговли и промышленности, превращения копигольда в полную крестьянскую собственность, отмены огораживаний. Проект новой конституции превращал Англию в демократическую республику. Однако левеллеры, даже наиболее радикально настроенные, не были подлинными представителями интересов трудящихся. Левеллеры отражали политические взгляды и интересы наиболее революционной части английской буржуазии, преимущественно мелкой. В ответ на обвинения их в стремлении к уравнению собственности и анархии они возражали: «...Те, которые совершенно не знают нас, распускают самые невероятные слухи, что будто мы хотим уравнять состояния всех людей, что мы будто не признаем никакого правления, а стремимся лишь к общей анархии... Мы объявляем, что у нас никогда не было в мыслях уравнять состояния людей и наивысшим нашим стремлением является такое положение республики, когда каждый с наивозможной обеспеченностью пользуется своей собственностью... Различия по рангу и достоинствам мы потому считаем нужными, что они возбу ждают добродетель, а также необходимы для поддержания властей и правительства... Мы стоим за правительство, а не за анархию... и хотя тирания и исключительно плоха, однако из двух крайностей анархия самая худшая...» *. Политические взгляды вождя левеллеров Лшльберна весьма интересны в том отношении, что они явились программой дальнейших частично проведенных буржуазно-демократических преобразований, Эти идеи нашли свое классическое выражение в декларациях и конституциях американской и французской буржуазных революций XVIII в. В «Народном соглашении» левеллеры уделяют много внимания охране прав граждан, а в связи с этим организации судебной власти319. «Отныне должны быть отменены и впредь не применяться всякие привилегии, изъятия каких-либо лиц из-под действия законов или обычного хода судебного процесса в силу какого- либо держания, пожалования, хартии, патента, звания или в силу рождения или местожительства, или в силу права убежища, парламентской привилегии и пр.». Рядом с этим левеллеры выдвигают требование о запрещении произвольного суда, не основанного на ранее изданном и опубликованном законе. Таким образом, они впервые формулируют принцип буржуазного уголовного права, который впоследствии обычно выражался словами nullum crimen, nulla poena sine lege. «Будущие парламенты не имеют власти наказывать -или заставлять наказывать кого-либо за отказ отвечать на вопросы против самих себя в уголовных делах», гласит одно из основных требований левеллеров о гарантиях личной свободы. В этом требовании сформулировано самым категорическим образом то положение, которое считается одним из принципов английского уголовного процесса: запрещение допроса обвиняемого в качестве средства его изобличения. Далее, авторы «Народного соглашения» выдвигают требования быстроты уголовного процесса, ведения его исключительно на английском языке и признания права обвиняемого выдвигать своих свидетелей, защищаться лично или с помощью других лиц 320. «Парламент не имеет права издавать такие законы или продолжать их действие, которые лишали бы жизни кого бы то ни было, за исключением осужденных за убийство или за Другие подобные отвратительные преступления, пагубные для человеческого общества, или за попытку силой уничтожить это наше Соглашение; законы могут назначать лишь такое наказание, которое соответствует преступлению; чтобы никакая человеческая жизнь, а также члены тела, свобода и имущество не отнимались по пустым и маловажным поводам, как это было до сих пор; чтобы было обращено особое внимание на сохранение всех слоев народа от развращенности, бедности и нищенства; чтобы имущество уголовного преступника не конфисковалось, кроме случаев доказанной измены, и при всех уголовных преступлениях возмездие должно соответствовать причиненному вреду как в отношении имущества преступника, так и лишения жизни по приговору суда присяжных». «Парламент не имеет права издавать или сохранять законы, устанавливающие какие-либо другие суды, приговаривающие к лишению жизни, членов тела, свободы или имущества, кроме суда двенадцати присяжных - соседей, которые должны выбираться народом свободно и исполнять свои обязанности до конца следующего парламента и чтобы они не исключались и не штрафовались, как это наблюдалось до сих пор во многих местах». В этой статье сформулированы два важнейших принципа английского процесса: широта полномочий суда, присяжных и принцип свободы их внутреннего убеждения. Высшие офицеры армии (так называемые «гранды») некоторое время пытались сотрудничать с левеллерами, чтобы направить их движение от требований социального порядка к вопросам профессионально-армейским. В июне 1647 года был образован Армейский совет, в котором избранные рядовыми солдатами представители заседали рядом с офицерами и решали политические вопросы. В этот период армия и парламент существовали рядом как соперничающие власти в государстве. Опасаясь, что господствующая в парламенте группа дворянства и крупной буржуазии (пресвитериане) придут к соглашению с королем за спиной армии, руководители Армейского комитета захватили в свои руки плененного несколько ранее короля. После этого армия двинулась на Лондон, что вынудило главных пресвитерианских деятелей уйти из палаты общин и фактически передать в руки армии реальную политическую власть. Придя к власти, индепендентское руководство армии во главе с Кромвелем старалось остановить дальнейшее развитие революции. Столкнувшись с сопротивлением левеллеров, они объявили их движение бунтом; который и усмирили жестокими военными мерами *. Однако нндепенденты были вынуждены осуществить поддержанное широкими армейскими массами требование левеллеров о суде над королем и об упразднении королевской власти. 1 января 1649 г. палата общин объявила короля главным виновником гражданской войны против парламента, союзником ирландцев и шотландцев в борьбе с английским государством и предложила создать для суда над Карлом особый Верховный судебный трибуна^. 2 января палата лордов, собравшись в числе 16 членов, отклонила предложение палаты общин, указав, что король имеет больше прав, чем палаты, которые могут быть им распущены, и что король не может быть изменником по отношению к парламенту. Тогда палата общин приняла решение, в котором провозгласила себя как представительницу народа «высшей властью, постановления которой имеют силу закона без согласия как короля, так и лордов». Англия фактически стала республикой. 6 января палата общин сформировала Верховный судебный трибунал для суда над королем в составе 135 комиссаров, в который вошли члены палаты, высшие офицеры армии во главе с Кромвелем и Ферфаксом, выдающиеся юристы, члены лондонского городского совета. Многие из комиссаров, в том числе члены лондонского городского совета и ряд высших офицеров, отказались от участия в суде. Но палата общин еще ранее постановила, что суд будет правомочен при наличии даже 20 его члено-в. 20 января начались открытые заседания суда под председательством Бредшоу, выдающегося юриста, бывшего много лет судьей в Лондоне и известного в качестве решительного противника монархии. Когда Карл был приведен в суд и занял место против барьера, огласили обвинительный акт, в котором указывалось, что Карл присягнул править на благо народа, но в стремлении к неограниченной тиранической власти пренебрег своими обещаниями и совершил ужасные преступления, развязав гражданскую войну и нарушив мир и спокойствие страны. Не отвечая на выдвинутое обвинение, Карл спросил, чьим именем он приведен сюда. Бредшоу ответил: «Именем общин и народа Англии». Карл не признал компетентность суда, заявив, что он король не по выбору и отвечает только перед богом. Многие члены суда сомневались в своем праве судить короля как «помазанника божьего». Только несколько выступлений Кромвеля убедили часть колеблющихся в необходимости казни короля *. До произнесения приговора Карл просил, чтобы ему была устроена встреча с обеими палатами парламента, но суд отка* зал в этом. Затем председатель Бредшоу произнес заключительную речь, в которой отверг заявление короля о некомпетентности суда. Судьи стоят на почве закона, для них закон выше короля, а парламент выше закона, так как парламент, выступающий от имени народа, сам создает законы. Король выше отдельного лица, но меньше всего народа; поэтому он не может считать себя выше закона. При этом Бредшоу сослался на авторитет юриста XIII века Брэктона, утверждавшего, что бог, закон и судебная курия - выше короля, который ограничен ими в своей власти. После речи Бредшоу секретарь огласил приговор, подписанный 59 комиссарами, в котором было постановлено, что «Карл Стюарт, как тиран, изменник, убийца и враг государства, должен быть казнен через обезглавливание»321. 30 января 1649 г. на эшафоте, сооруженном перед Уайтхоллом, Карлу I была отрублена голова.

В начале XVII в. Англия вступила в историческую полосу кризиса прежнего государственного уклада. Кризис был во многом исторически объективным; в результате значительных сдвигов в хозяйственной жизни и в аграрном строе страны за предыдущее столетие сложилась новая социально-политическая ситуация, а английский абсолютизм не обнаруживал стремлений модернизировать ни своей системы, ни проводимой правовой политики .

В правление первых королей из династии Стюартов (1603-1649) кризис приобрел открытую форму политического противостояния абсолютной монархии (и поддерживавших всецело старые порядки аристократии, части дворянства, особенно северо-западных областей, англиканского духовенства) и модернизирующихся слоев общества . Этому способствовала неудачная внутренняя политика монархии, которая, помимо прочего, нарушала традиционные представления о задачах государства и целях его деятельности.

Архаичная экономико-правовая политика монархии сохраняла сословно-корпоративный характер. Тогда как в стране сформировался новый слой дворянства, логикой хозяйственного развития вовлеченного в торгово-промышленную деятельность. В результате ломки средневекового аграрного строя в ходе «огораживаний» XVI в. сложился значительный слой крупных и средних арендаторов земель, которые составляли основу предпринимательского класса. Системой коронных монополий , вездесущей государственной опеки они были оттеснены от выгод внешней и колониальной торговли, от возможностей перспективно развивать внутреннее производство .

Конфликт короны и парламента

Яков I и Карл I последовательно отстаивали прерогативы короны и приоритет начал абсолютизма в ущерб исторической конституции Англии. Практическое влияние парламента на государственные дела ослабло: с 1611 по 1640 г. парламент в общей сложности не заседал и двух лет. Корона предпочитала обходиться без парламента, потому что встречала в нем постоянную оппозицию. И не могла обходиться без одобренных парламентом налогов и субсидий, потому что оппозиционное население отказывалось платить налоги, и суды занимали в этом двоякую позицию, следуя принципам «общего права» (в 1629 г. парламент прямо постановил, что «врагом английской свободы является тот, кто будет платить не утвержденные парламентом налоги»).

С 1614 г. парламент по своему составу был на 2/3 пуританским. Постоянным мотивом его занятий стало принятие разного рода резолюций о своем политическом приоритете. Это приводило, как правило, к быстрым роспускам представительства. Претензия парламента на верховенство в особенности была заявлена в резолюций от 18 декабря 1621 г.: «Все вольности, привилегии, полномочия и судебное право парламента составляют наследственное достояние каждого англичанина; парламент имеет право вмешиваться во все государственные дела, никто, кроме самой палаты, не имеет власти над каким-либо ее членом». Разгневанный Яков I лично явился в парламент и вырвал лист из протокола с этой записью, распустив затем парламент.

Неудачей окончились и первые попытки Карла I найти политическое согласие с парламентом. Созванный в 1626 г. в Оксфорде парламент (в Лондоне была чума) отказал короне в субсидиях вследствие несогласия по поводу войны с Испанией и политики правительства герцога Бэкингема. Собравшийся вновь в 1628 г. парламент предложил королю особый акт – Петицию о праве . В петиции в основном декларировались основы исторической конституции королевства, подтверждались права парламента, в том числе на исключительное вотирование налогов, осуждались действия королевской администрации в нарушение сложившихся законов королевства. Петиция была поначалу принята королем. Но затем, опираясь на оппозицию англиканской церкви, Карл I практически аннулировал ее значение и распустил парламент.

В новом парламенте сформировалась более решительная оппозиция (вокруг депутатов О. Кромвеля, Г.Пима, Гэмпдена и др.), которая повела политическую дискуссию уже без привычного пиетета к короне: король призван помочь королевству или же парламент обойдется и без него. Объясняя причину роспуска парламента и оговорки в отношении Петиции о праве перед Палатой лордов. Карл I прямо назвал в их числе «мятежное поведение нескольких гадюк».

После роспуска парламента в 1629 г. наступило 11 лет беспарламентского правления, в течение которых кризис власти и оппозиция короне приняли формы, предвосхищавшие гражданскую войну. Правительство нового министра короля графа Страффорда действовало «напролом», не считаясь ни с традициями, ни с соглашениями в Петиции о праве. Усилилась эмиграция из страны в Новый Свет (за эти годы отправились около 20 тыс. человек, в большинстве сторонники новых религиозных течений). В 1636 г. из-за попыток короны ввести в Шотландии епископское управление и новые церковные обряды началось вооруженное Шотландское восстание, которое оказалось невозможным подавить из-за слабости внутренней армии и отсутствия на нее субсидий. По сути, в ходе восстания, переросшего в открытую англо-шотландскую войну, английский абсолютизм был фактически надломлен.

В апреле 1640 г. король созвал новый парламент (получивший название Короткого), от которого потребовал 12 финансовых субсидий. Парламент выдвинул встречные требования и был распущен. Однако собранное короной для шотландской войны рыцарство графств выдвинуло петицию о плохом состоянии королевства. Созыв нового парламента был началом революции и краха монархии в Англии.

Долгий парламент и политические реформы

Деятельность открывшегося 3 ноября 1640 г. Долгого парламента (1640-1653 гг.)* стала главной политической формой государственных преобразований в стране. За этой деятельностью стояло широкое общественное движение противостояния монархии и, напротив, в ее поддержку, религиозные споры и межнациональные конфликты, вылившиеся в итоге в две последовательные гражданские войны в стране.

* Долгим парламент называли уже в XVII в. из-за необычной длительности работы – 13 лет и в сравнение с предыдущим – Коротким (1640).

В состав Долгого парламента входило 516 членов Палаты общин и 150 – Палаты лордов. Самую значительную часть – более 250 депутатов – составляло новое рыцарство, главным образом представлявшие города и – во вторую очередь – графства. Немало было депутатов, бывших членами памятного парламента 1628 г., в том числе увеличившие свое политическое влияние лидеры оппозиции Гримстон, Пим, Бэппоу. В подавляющем большинстве в Палату общин вошли пресвитериане и другие противники государственной церкви.

Положение англиканской церкви стало первым объектом политической атаки парламента и вынужденных уступок короны. По предложению лидеров Палаты общин парламент рассмотрел список явных злоупотреблений и нарушений свобод и права, в том числе дела трех ранее осужденных граждан за памфлеты против епископов (по решению Звездной палаты, тем обрезали уши как за «клеветнические и оскорбительные речи»). Приговоры были отменены, Звездная палата осуждена, признана «вредной», и властью парламента ей было предписано выплатить осужденным значительные компенсации. В начале 1641 г. парламент приступил к обсуждению петиции (и затем билля) «О корнях и ветвях», где предусматривалось уничтожение епископальной власти. Хотя билль был принят позднее, епископальное устройство англиканской церкви перестало существовать. И что еще важнее – епископы были изгнаны из Палаты лордов. Это существенно изменило политический вес палат в пользу Общин.

Серией других решений парламент попытался создать ответственную перед представительством администрацию. За политическую деятельность были осуждены один из главных сторонников короны архиепископ В. Лод, несколько высших сановников, а затем и глава королевской администрации граф Страффорд. Причем, не сумев достичь осуждения обычным юридическим путем, парламент принял в отношении Страффорда особый «Акт осуждения» по обвинению в высшей измене (в традициях возрожденного права импичмента) . Король был вынужден утвердить Акт, и в мае 1641 г. Страффорд был казнен. В завершение борьбы за верховенство парламента в исполнительных делах были приняты решения (7 июля 1641 г.) о ликвидации Высокой комиссии. Звездной палаты, некоторых других административных комитетов.

Были сокращены судебные полномочия короны . Парламент ликвидировал суды королевской прерогативы (чрезвычайные судебные палаты). Советы по делам Севера и Уэльса, ограничил юрисдикцию Тайного совета. Все суды справедливости (кроме канцлерского) были аннулированы, и взамен подтверждены исключительные полномочия судов общего права, которые исторически находились в сфере влияния статутного права парламента. Тем самым парламент обеспечил за собой главенство в сфере юстиции.

Парламент декларировал свою независимость от короны . Специальным биллем (от 15 февраля 1641 г.) было постановлено, что беспарламентское правление короля не может длиться долее трех лет и что если корона не приняла бы мер к созыву парламента в законоустановленные сроки, лорд-канцлер и лорд-хранитель печати обязаны самостоятельно предпринять меры к созыву депутатов под угрозой импичмента. Тогда же было записано, что парламент нельзя распустить ранее 50 дней от созыва. Тем самым парламент из королевского превращался в национальный. Летом 1641 г. были приняты важные постановления об исключительных правах парламента в налогообложении.

Осенью 1641 г., в условиях обострения внутренней обстановки в стране, падения престижа парламента, начавшегося восстания в Ирландии, Палата общин инициировала конституционное закрепление проведенных преобразований. Королю была представлена обширная петиция под наименованием Великой ремонстрации (1 декабря 1641 г.). В ней парламент настаивал на признании короной незыблемыми «основных законов и начал управления королевства», на отказе от порочной правовой политики (монополий, налогообложения без согласия парламента, самостоятельности в распоряжении имуществами короны и др.). Подтверждалось упразднение епископата и церковных судов. Выдвигалась идея об ответственном перед парламентом правительстве и даже высшем чиновничестве, без чего короне отказывалось в субсидиях. Гарантией «охранения законов и свобод королевства» должно было стать бесспорное преимущество судов «общего права».

Парламент принял Ремонстрацию ничтожным большинством (159 против 148 голосов). Вернувшийся из Шотландии король был вынужден ее утвердить. Ремонстрация означала признание определенного политического равновесия в стране. Поэтому корона решила перехватить инициативу политики в свои руки, и Карл I издал декларацию о защите короны от парламента и о сборе армии.

4 января 1642 г. король прибыл в парламент в сопровождении войск, чтобы лично арестовать пятерых наиболее деятельных оппозиционеров. Это было воспринято как нарушение привилегий парламента. Преследуемые укрылись под защитой лорда-мэра Лондона и горожан. После обмена декларациями об обоюдном нарушении прав. Карл I вынужденно покинул столицу. В стране наступило двоевластие. Вокруг короля собралась часть местного рыцарства, образовавшего т.н. кавалерскую армию. Небольшая часть членов Палаты общин и лордов (около 100) также отъехали в Оксфорд, образовав там роялистский парламент. Началась война приказов, рассылаемых на места и короной, и парламентом. Объективным выходом могла быть и стала первая гражданская война в стране (1642-1646 гг.).

В период гражданской войны парламент предпринял меры к организации новой государственной администрации . Ее началом был организованный еще в сентябре 1641 г. исполнительный Комитет парламента (из 7 лордов и 48 членов Палаты общин). Ему поручалось контролировать ход дел в государственном аппарате, финансах, управление Ирландией и Шотландией, надзор за судами. Тем самым парламент вставал во главе и исполнительной власти. Верховенство парламента в делах управления было заявлено в особом постановлении Палаты общин, поддержанном частью лордов, о подчинении Тайного совета (2 июня 1642 г.). Согласно постановлению, Тайный совет должен был назначаться с согласия парламента, депутаты должны контролировать воспитание в королевской семье, давать согласие на династические браки. Предполагалось сделать парламент главенствующим в юстиции, при том что суд считался как бы полностью независимым. Существенно должны были сократиться полномочия исполнительной власти вообще, в том числе и короны.

В развитие этих начал в ходе гражданской войны под руководством парламента была создана сеть исполнительных комитетов: Комитет безопасности (1642), которому поручалось раскрытие заговоров роялистов; Комитет по ассигнованиям (1642), Комитет обоих королевств, т.е. Англии и Шотландии (1644), которому была предоставлена военная и внешнеполитическая сферы; Комитет по секвестрам имуществ роялистов (1644), Комитет по штрафам с родственников «пассивных роялистов» (1643). В 1643 г. парламент возобновил государственную печать, и юстиция стала отправляться от имени парламента.

Наконец, парламент принял резолюцию о собственном законодательном верховенстве и о признании изменой неподчинения парламенту.

Фактически с 1642 года в Англии установилась республика , основанная на (1) законодательном и судебном верховенстве парламента и (2) подчинении парламенту исполнительной власти. Реально также сложилось несомненное преобладание нижней палаты – Общин, основанной на выборном представительстве.

Такое доминирование парламентско-представительного правления вызвало к жизни сомнения в полезности сохранения монархии: «Аристократия и монархия – это производные формы правления , – отмечал один из идеологов новой власти Т. Паркер. – Основной и естественной является народовластие».

Это стало объективным лозунгом завершающего этапа революции.

Крах монархии и установление Республики

Первая гражданская война (1642-1646 гг.) завершилась поражением короля и его политической группировки. После нескольких военных неудач королевской армии Карл I бежал к союзным шотландцам, которые, опираясь на соглашение с новой властью, выдали короля парламенту за значительный денежный выкуп.

Поворотное значение в ходе гражданской войны имело создание новой парламентской армии – т. н. армии Нового образца (New Model). По парламентскому биллю 1645 г. вместо традиционной милиции (ополчения графств) создавалась постоянная армия численностью в 21,5 тыс. солдат (в т.ч. 1/3 конницы, бывшей основной военной силой) на твердом финансовом бюджетном обеспечении с единым командованием. В армии вводились единое обмундирование, строгий дисциплинарный устав. Рекрутировалась она на основе принудительного набора, но большинство вступило в армию сознательно; она отличалась единым духом и в главном – радикальными пресвитерианскими настроениями.

В парламентской армии выдвинулась плеяда талантливых генералов. Одним из наиболее видных стал Оливер Кромвель (1599-1658) – командующий конницей и лидер умеренно-республиканского протестантского крыла в армии и парламенте.

Другим важным актом стало упразднение Палаты по делам опеки, а вместе с этим и феодальных основ землевладения (24 февраля 1646 г.). Все феодальные повинности и обязанности землевладельцев в пользу короля отменялись. Однако сохранены были обязанности и подчиненный статус мелких свободных держателей и арендаторов. В определенной степени отмена способствовала продвижению аграрного строя к принципам частной собственности .

Победа в первой гражданской войне и поражение монархии стимулировали обособление разных идейных и политических течений в кругах парламентских сторонников. Пресвитерианское большинство парламента (отражавшее позиции знати и финансово-торгового патрициата городов) стремилось к достижению соглашения с королем на основе исторической конституции и подтверждения Великой ремонстрации. Индепенденты, независимцы, составлявшие меньшинство в парламенте (и отражавшие позиции имущего большинства населения страны) стремились закрепить верховенство парламента, включая даже возможность установить республику. Согласно индепендентской идеологии, свобода совести считалась естественным правом человека , таким же, как вообще свобода мысли; парламент же должен был только возглавлять систему независимых и свободных общин, которые решали бы дела представительным образом. В годы подъема революции в армии и среди городских низов обозначилось и новое течение – левеллеров (уравнителей), лидером которых стал публицист Д. Лилльберн. Левеллеры ориентировались на признание народного верховенства и свободного управления народа на основе всеобщего избирательного права . Особое место заняли и идеи армейской революционной стихии, которая требовала полного переустройства власти на основе разумных законов, отрицая даже незыблемость исторического конституционного порядка.

Индепенденты во главе с О. Кромвелем господствовали в армии, особенно после подавления «уравнительного» мятежа части полков в 1647 г. В мае 1647 г. на сборе армии сформировался особый орган – Совет армии , который занимался не только военными делами, но и постепенно становился институтом государственного управления . Преобладание Совета армии стало значительным после того, как в июле 1647 г. под его руководством армия заняла Лондон и вернула в парламент изгнанное было оттуда просвитерианами ивдепевдентское меньшинство.

Между различными течениями парламентской оппозиции расхождения нарастали, когда в 1648 г. разразилась Вторая гражданская война. На защиту монархии поднялись главным образом шотландские аристократы-пресвитериане, их поддержал флот, роялистские мятежи прошли по всей Центральной Англии. Армия Кромвеля подавила выступления и, еще раз вступив в Лондон, поддержала организованный Советом офицеров разгон монархически настроенных членов парламента (таких оказалось около 140). После этого парламент, численно сократившийся и мало представительный, стал, по существу, орудием ивдепендентской диктатуры.

Кульминацией революции стал организованный по решению парламента суд над королем Карлом I (январь 1649 г.). В состав суда – первого в мировой истории суда нациинад короной – были включены до 150 законоведов и членов парламента, но реально значительная часть из них, в т. ч. главнокомандующий армией генерал Ферфакс, уклонились от процесса. Разбирательство шло 5 дней. В итоге Карл I был признан «тираном, изменником, убийцей и врагом государства». Под давлением армии и на основе происшедших параллельно процессу политических перемен в стране суд вынес смертный приговор. 30 января 1649 г. при огромном стечении народа на лондонской торговой площади Карлу I отрубили голову. В прощальном слове король предостерег нацию против «ложного пути»: «Теперь в Англии царствует грубая сила. Вернитесь к старому, воздайте кесарю кесарево, а Божье Богу... Я стою за народную свободу. Но в чем она заключается? Она в том, чтобы иметь правительство и законы, обеспечивающие личность и собственность».

Казнь короля стала заключительным, формально – юридическим завершением установления в Англии республики. Вслед за процессом Палата общин отменила институт единоличной монархии в стране как «ненужную, обременительную и опасную для свободы, общей безопасности и публичного интереса» (17 марта 1649 г.). Судьбу монархии разделила Палата лордов, члены которой ранее не поддержали идею суда над королем (19 марта 1649 г.). 19 мая 1649 г. Англия была провозглашена республикой, которая должна управляться «высшей властью нации, представителями народа, в парламенте при этом не должно быть ни короля, ни лордов». Идеи «общего благосостояния» (Cominonwealth) и «свободного государства» (free State) стали основными конституционными принципами организации новой власти.

Верховным органом власти в Английской республике стал парламент, составленный из одной Палаты общин. Его полномочия были заново определены еще до официального объявления республики. В Постановлении об объявлении себя высшей властью в государстве (4 января 1649 г.) Палата общин провозгласила (1) признание народного суверенитета как основы всякой власти, (2) представительную и избирательную от общин организацию высшей власти, (3) законодательные неограниченные полномочия представителей общин.

Парламент сосредоточил у себя практически всю полноту государственной власти , включая организацию правительственной власти, администрацию, руководство армией и высший судебный контроль. Принцип парламентского абсолютизма (в развитие и в нарушение начала народного суверенитета) был в наибольшей степени реализован в ходе английской революции.

Высшая исполнительная власть передавалась Государственному совету (образован 7 ноября 1649 г.) из 41 члена. Советники избирались парламентом на 1 год из числа компетентных людей – военных, юристов, ученых. В первый состав Совета вошли Кромвель, Ферфакс, Пим, Д. Мильтон. Бессменным председателем был Брэдшоу, глава суда над королем. Формально Совету принадлежали только полномочия по исполнению решений парламента. Фактически же в нем и в подчиненных ему комитетах (образованных в 1642–1644 гг.), сосредоточилась правительственная власть. Такое перераспределение полномочий от парламента к правительственным институтам также было своеобразной чертой новой республики.

Политически система власти была нестабильной. В составе Долгого парламента после 1649 г. оставалось около 80 членов (т. н. «охвостье»). В заседаниях и решениях дел принимали участие еще меньшее количество. Большинство из них были одновременно членами Государственного Совета и Совета армии. Чрезвычайно возросли авторитет и личная военная власть О. Кромвеля. В условиях обострявшихся отношений с Ирландией и Шотландией, продолжающихся конфискаций имений роялистов организация власти обнаружила очевидное тяготение к военно-диктаторскому режиму и к единоличной власти.

Режим военной диктатуры. Протекторат

Развитие революционной стихии и крен значительной части армии в сторону левеллеров-уравнителей был опасен не только в политическом отношении. Крепло движение крестьянских масс в направлении аграрной реформы и полного передела собственности. Хотя в последний проект «Народного соглашения» (политической программы демократов армии) в мае 1649 г. был внесен пункт, запрещавший парламенту отменять в стране частную собственность, само существование такого положения лучше прочих говорило об уровне напряженности. Весной-летом 1649 г. в стране появилось движение «диггеров» (копателей), занявшихся практическим захватом «Божьих земель». Это стремление «сделать держателя столь же свободным, каким является лорд» Кромвель позднее оценил как весьма опасное для «естественного состояния нации». Объективно в тех условиях рост уравнительного движения повлек бы за собой только нарастание революционного хаоса. Нарастало и роптание в армии, недовольной длительным непереизбранием парламента и требовавшей обновления вообще принципов избирательного права.

Идея писаной конституции была новой для Англии. Вышла она из армейской среды. Еще в июне 1647 г. Совет армии предложил парламенту особую Декларацию с предложениями зафиксировать в письменном законе права и полномочия парламента, а также новую организацию исполнительной власти. Предложения, зафиксированные в протоколах совета были возрождены и послужили основой для конструкции нового государственного порядка.

«Орудие управления» (13 декабря 1653 г.) устанавливало внешне республиканскую, а по сути диктаторскую систему власти. Законодательная власть «свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии» сосредоточивалась в двойном институте – парламенте и вновь учрежденном лорде-протекторе. Парламенту принадлежали исключительные полномочия изменять, приостанавливать, вводить новые законы, учреждать налоги или подати. Парламент должен был созываться регулярно (раз в 3 года) и самостоятельно, нельзя было распускать его ранее 5 месяцев работы. Избирательное право устанавливалось на новых основах, где главными были только имущественный ценз (в 200 фунтов стерлингов) и возрастной (21 год). Парламент должен был состоять не менее чем из 60 членов, «известных своей честностью, богобоязненных и хорошего поведения».

Рядом с парламентом учреждалась власть лорда-протектора. Выбор на этот пост производился Государственным советом (членов которого в числе 15, в свою очередь, избирал парламент). Лорд-протектор имел право утверждать или откладывать законы парламента. Он пользовался практически неограниченной властью в делах управления («содействовал» ему в этом только Совет численностью от 13 до 21 члена). Протектор считался главнокомандующим армией, ему полностью принадлежали права в сфере внешней политики (включая право вести войну и заключать мир, при согласии Совета). От его имени проводились впредь все назначения должностных лиц. Он обладал также правом помилования . Только назначения высших правительственных чинов требовали согласия парламента или Совета – так возродился отстаиваемый на первом этапе революции принцип ответственного правительства.

Особой статьей конституции полномочия лорда-протектора пожизненно закреплялись за О. Кромвелем.

Кризис республиканской диктатуры

Издание конституции и переустройство верхов политической системы далеко не устранили противоречий между обществом и индепендентским руководством. Режим протектората по-прежнему означал контроль армии за всей администрацией и только смену генеральского мундира на бархатный камзол (что и сделал Кромвель, ознаменовав так вступление в звание протектора).

Противоречия были тем более значительными, что политический, административный и нравственный террор, установленный индепендентами под лозунгами революции, был значительно тяжелее для широких слоев, чем режим прежней монархии, которая при всех грехах была-таки светским государством. Индепевденты же в своем протестантском рвении стали стремиться построить государство-церковь. И хотя в «Орудии управления» отмечалось, что не может быть принуждения к исповеданию государственной религии, там имелись в виду лишь насильственные методы, а отнюдь не отсутствие «стараний по привлечению граждан надлежащим наставлением и примером хорошего поведения». Еще в 1644 г. парламент запретил по воскресеньям в стране торговлю съестными припасами, перевозку тяжестей и любые иные работы, а также открытие игр , питейных заведений, трактиров и т. п. Все это запрещалось под угрозой штрафов, и даже за «грехи» детей должны были платить родители. При индепендентах строгости усилились. В 1650 г. были запрещены театры, актеров ссылали. Католикам и англичанам были полностью запрещены богослужения по их обряду. Для каждого поступающего на правительственную должность, даже самую ничтожную, вводилась присяга в порицании католичества.

Выборы в новый парламент оказались политически неудачными (было избрано по новым законам 460 депутатов, включая по 30 представителей от Шотландии и Ирландии – это было сделано впервые). Созванный в 1654 г. парламент поднял вопрос об аграрном переустройстве, и Кромвель, опираясь на поддержку генералитета, распустил его. Это была его явная политическая ошибка: он вынужден теперь был делить власть с генералитетом армии. Идея военного деспотизма все более набирала силу под лозунгом, что «народу важнее иметь действительную, нежели чисто формально обеспеченную свободу».

Под давлением генералитета принципы военной организации были перенесены на административно-территориальное устройство. Летом 1655 г. страна была разделена на 17 военных округов во главе с генерал-майорами (т. е. старшими генералами). Наместники были как бы протекторами в миниатюре и наделялись значительными полномочиями, в т. ч. правом ареста подозрительных, наложения карательных налогов. Под их общим надзором находились церковные комитеты графств – из пресвитериан и индепендентов, которым вменялось наблюдать за частной жизнью граждан. Все увеселения пресекались, любые собрания под предлогом «сборищ» разгонялись.

Выборы в новый парламент 1656 г. прошли под значительным давлением правительства: свыше 100 депутатов были кассированы (отменены) Государственным советом. Тем не менее парламент выступил с петицией о ликвидации военных округов и режима генеральского правления. Взамен в июле 1657 г. Кромвелю было предложено принять на себя королевское звание. Предложение было стратегическим: цель его заключалась в восстановлении исторической конституции. Однако Совет армии и генералитет вмешались и расценили предложение «как скандальное». Изменения, однако, последовали 22 мая 1657 г., но в духе компромисса традиционного уклада с военной диктатурой. Кромвель получил право самому назначить себе преемника. Одновременно восстанавливалась Палата лордов (в числе 63 лордов, большинство которых были новоназначенными), подтверждены были исключительные права парламента на вотирование налогов, гарантировалась свобода совести (но не богослужения!).

Режим протектората при всем этом был тесно связан с личностью и авторитетом Кромвеля. Как только он скончался (3 сентября 1658 г.), режим попал в тяжелое кризисное состояние безвластия. Назначенный преемником отца Ричард Кромвель не сумел удержать власть и стал политической игрушкой в руках генералитета. В 1659 г. его вынудили отречься от звания и восстановить условную республику. Общественное недовольство и режимом индепендентов, и безвластной республикой одновременно стало настолько значительным, что вопрос о восстановлении монархии и исторической конституции в стране стал в область практической политики. Революция исчерпала себя.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999

Начало революции. «Долгий парламент». С деятельности «Долгого парламента» начинается первый этап революции –конституционный.

В целом историю английской буржуазной революции принято делить на четыре этапа:

2) первая гражданская война (1642 - 1646);

3) вторая гражданская война или борьба за установление республики (1646 - 1649);

4) индепендентская республика (1649 - 1653).

Вняв «советам» ближайшего окружения 3 ноября 1640 г. король открыл сессию парламента. И хотя выборы в парламент не дали благоприятного для монарха состава парламента, Карл I надеялся на благополучное решение финансового вопроса.

Однако чтобы обезопасить себя от неожиданного роспуска, Долгий парламент принял ряд важных актов.

Это так называемый трехгодичный акт («Акт о предотвращении неудобств, происходящих вследствие долговременных промежутков между созывами парламентов» от 15. 02. 1641г.). Устанавливалось, что беспарламентское правление может продолжаться не более трех лет. В случае, если это правило игнорируется королем и его правительством, инициатива выборов переходит к шерифам, а если и последние бездействуют, - то к населению. Устанавливалось, что парламент не может быть распущен или отсрочен ранее 50 дней от начала сессии. И акт, согласно которому парламент не мог быть распущен иначе, как по его собственному решению.

Парламент, воспользовавшись благоприятным моментом, отымает у короля командование армией, принимает закон об измене графа Страффорда, королевского фаворита и добывается его казни.

Специальным актом Акт о регулировании деятельности Тайного совета и упразднении суда обычно именуемого «Звездной палатой» от 5 июля 1641 г. были ликвидированы такие важные инструменты королевского абсолютизма, как Звездная палата и Высокая комиссия. Законными судами объявлялись «суды общего права» (и суд канцлера). Провозглашалась независимость судей от короны и их не сменяемость.

1 декабря 1641 г. парламент принял Великую ремонстрацию (протест). Ремонстрация начиналась с указания на опасность, нависшую над королевством, источником которой была «злонамеренная партия» в своем стремлении изменить религию и государственный строй Англии. Действиями этой «партии» объяснялись и войны с Шотландией, и восстание в Ирландии, и конституционный конфликт между королем и парламентом. В Ремонстрации выдвигались требования удалить епископов из палаты лордов и уменьшить их власть над подданными. С этой целью предлагалось произвести полную реформацию церкви. Вводилась ответственность министров перед парламентом. Парламентским доверием должны пользоваться все сановники – министры, тайные советники, послы. Многие статьи Ремонстрации посвящены вопросам неприкосновенности собственности как движимой, так и недвижимой. Отмечалась также незаконность огораживания общинных земель, о разорении суконной промышленности. Ряд статей указывал на уничтожение и невозможность впредь произвола во взимании налогов со стороны королевской власти и беспарламентского правления.

Палата общин утвердила Великую ремонстрацию большинством всего в 11 голосов. Обсуждение этого документа в парламенте показало, насколько были глубоки расхождения в самой палате общин в вопросах, не касающихся непосредственного существования самого парламента.

Все принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии.

Карл I одобрил все конституционные акты, это объяснялось его страхом перед толпой вооруженных лондонцев. Угрожающее поведение толпы было решающим аргументом палаты общин при проведении в жизнь важнейших актов конституционного периода революции.

Однако король пытается применить силу в отношении парламентариев. Так 4 января 1642 года Карл I появляется в Палате общин, с намерением арестовать лидеров оппозиции Пима и Гемпдена, но тем удается скрыться. Парламент и Лондон бунтуют. Король вынужден был покинуть столицу и укрыться в провинциальном Оксфорде.

Конституционный конфликт не был разрешен, и к осени 1642 г. перерос в вооруженный конфликт.

В ходе гражданской войны можно выделить два этапа: 1) когда военное руководство находилось в руках пресвитериан и 2) когда это руководство перешло к индепендентам.

На первом этапе войны преимущество оказывается на стороне королевской армии, лучше обученной и вооруженной. Неудачи парламентской армии вынудили осуществить ее реорганизацию по плану, предложенному генералом О. Кромвелем (1599 - 1658). В результате реформы была создана армия, названная «новой моделью». Солдат стали набирать из людей ратного происхождения, армия была подчинена единому командованию, на командные должности выдвигались способные выходцы из народа. Кромвель, будучи индепендентом, обеспечил руководящую роль в армии членам индепендентских общин. Для устранения аристократов от военного руководства был принят «Билль о самоотречении», согласно которому члены парламента не могли занимать командные должности в армии. Исключение было сделано для Кромвеля.

В 1645 г. королевские войска потерпели поражение, а король бежал в Шотландию, где и был выдан парламенту.

Конфликт между парламентом и армией. К этому времени все отчетливее становились расхождения между парламентом и армией заседавших в парламенте пресвитериан революция, по сути, была завершена. Их вполне устраивала идея верховенства парламента, который осуществляет власть в стране вместе с королем, т. е. идея политического строя по типу конституционной монархии. Индепенденты и особенно левеллеры требовали более радикальных реформ. Они заключили так называемое «народное соглашение» включавшее в себя целую программу действий: роспуск Долгого парламента; новые выборы с участием всех мужчин; равное представительство от графств в парламенте; равенство всех перед законом и т. д.

Борьба между индепендентами и просвитерианами обострилась весной 1648 г. – вспыхнула вторая гражданская война, развязанная, королем и пресвитерианским парламентом. Только поддержка левелеров обеспечила победу индепендентской армии, внутри которой произошел раскол между командующей верхушкой (грандами) и рядовым составом.

После победы Кромвель удалил из парламента активных членов, принадлежавших к просвитерианам (чистка полковника Прайда). Из 90 «вычищенных» 40 было арестовано. В конце концов, осталось 100 послушных армии (индепендентам) депутатов.

В том же году в декабре в палату был внесен законопроект о суде над королем, которого обвиняли в нарушении законов страны, в ведении войны против народа и пр. Лорды (то есть та часть верхней палаты которая осталась в Лондоне) единодушно отвергла этот билль.

Тогда нижняя палата принимает 4 января 1649 г. резолюцию (Постановление Палаты общин об объявлении себя верховной властью английского государства) . Суть ее - в признании верховенства нижней палаты над верхней и над всеми властями вообще (в том числе и над королем).

Вслед за этим принимается решение о создании особого верховного суда из 135 человек, которому поручается решение судьбы Карла I (Оронанс об учреждении суда над королем от 8 января 1649 г.) .

Индепендентская республика. После казни короля 29 января 1649 г. специальными актами отменялось звание короля английской нации (Акт об отмене королевского звания от 17 марта 1649 г.) Палата лордов была упразднена (Акт об отмене Палаты лордов от 19 марта 1649 г .), а палата общин объявила себя верховной властью. Англия провозглашалась республикой (Акт объявлении Англии свободным государством (Commonwealth) от 19 мая 1669 г.) Высшим исполнительным органом стал Государственный совет. В его задачи входило: противодействие восстановлению монархии, управление вооруженными силами страны, установление налогов, управление торговлей и внешней политикой страны.

Обязанная своим установлением народным массам, республика, тем не менее, ничего для них не сделала. В этом главная причина ее слабости, и это предопределило ее гибель.

Протекторат Кромвеля. Власть Кромвеля все более приобретала характер личной диктатуры. Не получив опоры в парламенте, Кромвель в 1653 г. разогнал его.

В конце 1653 г. была введена конституция, получившая название Форма правления государствами Англия, Шотландия и Ирландия и владениями, им принадлежащими («Орудие управления») от 13 декабря 1653 г., закрепившая военную диктатуру Кромвеля.

Согласно новой конституции, высшая законодательная власть была сосредоточена в руках лорда-протектора и парламента. Парламент был однопалатным. Участие в выборах ограничивалось довольно высоким имущественным цензом, который был в 100 раз больше существовавшего до революции.

Высшая исполнительная власть вручалась лорду-протектору и Го­сударственному совету, состоявшему не менее чем из 13 и не более чем из 21 члена. Назначение членов совета зависело от лорда-протектора.

В перерывах между сессиями парламента лорд-протектор командовал вооруженными силами, осуществлял дипломатические сношения с другими государствами, назначал высших должностных лиц.

Конституция прямо объявляла пожизненно лордом-протектором Кромвеля, таким образом, закрепив его личную диктатуру.

Вскоре Кромвель перестал созывать парламент, членов Государственного совета он назначал по своему усмотрению. В 1657 г. была восстановлена верхняя палата. Местное управление было сосредоточено в руках генералов кромвелевской армии.

«Орудие управления» содержало монархические начала, хотя этот конституционный акт отражал классовые интересы буржуазии, нового дворянства, заинтересованных в том, чтобы не допустить реставрации монархии. «Орудие управлениям закрепило режим единоличной власти, по широте полномочий соответствующей монархической. Лорд-протектор обладал законодательной властью, однако считалось, что он ее делил с парламентом. Лорд-протектор обладал исполнительной властью (хотя он должен был считаться с мнением Государственного совета). От него фактически зависели и суды. С этого времени постепенно начинается движение вспять - от республики к монархии.