Действительно ли Соня пустоцвет? Сочинения по русской литературе. «Война и мир». Вспомнить все

Разделы: Литература

Цель урока: развитие исследовательского и ассоциативного мышления учащихся.

Аспекты цели:

  • Обучающий: последовательное исследование позиции Л.Н.Толстого об идеале прекрасного в романе.
  • Развивающий: нравственное и эмоциональное развитие учащихся, развитие умения аргументировать и отстаивать своё мнение.
  • Воспитывающий: воспитание чувства прекрасного на примере героев Л.Н. Толстого.

Оборудование:

Эпиграф: “Самое прекрасное – то, чего не увидишь глазами” (“Маленький принц” Антуан де Сент-Экзюпери)

Оформление доски.

На левой стороне: (из толкового словаря С.И.Ожегова)

красивый

  1. приятный внешним видом,
  2. высоконравственный,
  3. эффектный, но бессодержательный.

прекрасный –

  1. очень красивый,
  2. очень хороший,
  3. то, что воплощает красоту, соответствует идеалу.

идеал – совершенное воплощение прекрасного.

На правой стороне: (из толкового словаря С.И.Ожегова)

эмансипация – освобождение от зависимости (женских обязанностей в семье); шестидесятники – общественно-политические деятели в России 60-х годов XIX века.

В центре доски: кроссворд.

Тексты с эпилогом романа (том 4, эпилог, часть первая, глава X).

На столе учителя:

  • невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком,
  • засохшая веточка,
  • хрустальная ваза,
  • незажжённая свеча.

Ход урока

1. Музыкальная заставка.

Звучит старинный вальс. Через несколько секунд в класс входят и кружатся в танце две пары в костюмах, встают перед классом у доски и приветствуют присутствующих (девушки – реверансом, юноши – наклоном головы).

2. Бал литературных героев.

(Примечание: Элен и Наташа в причёсках с локонами, одетые в пышные длинные платья, Пьер в классическом костюме, белой рубашке с “бабочкой”, Андрей может быть в военной одежде, с эполетами.)

Учитель: Ребята, вы, конечно, узнали героев романа Льва Николаевича Толстого “Войн и мир” – Пьера и Элен, Наташу Ростову и Андрея Болконского. А теперь вы должны вспомнить эпизоды, в которых они сказали эти фразы. Кому и когда?

Андрей Болконский: “Весь мир для меня разделён на две половины. Одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и пустота”.

Наташа Ростова: “Вы все меня ненавидите, презираете!”

Пьер: “Теперь всё кончено, да и я люблю её. Ge vois aime”.

Элен: “Что вы доказали этой дуэлью? То, что вы дурак, так это все знали! Ежели бы вы были умнее, то я бы предпочитала ваше общество!”

Ответы учащихся.

Учитель. Итак, сейчас вы аплодисментами должны показать, какая пара лучше представила своих героев. Андрей и Наташа! Пьер и Элен!

(Аплодисменты. Выбор.)

Спасибо, вас прошу садиться (Юноша провожает свою даму на место, соблюдая правила этикета). А вас (паре, получившей больше аплодисментов) я попрошу остаться и продолжить урок.

3. Устный опрос.

Устный опрос мы проведём, отгадывая этот кроссворд. (Юноша читает вопросы, девушка заполняет клеточки кроссворда на доске, учащиеся отвечают).

  1. Состояние Пьера в то время, когда он увидел, что Андрей Болконский и Наташа Ростова полюбили друг друга? (Ипохондрия)
  2. Кто хотел убить Наполеона? (Пьер)
  3. Что для Андрея стало символом жизни под Аустерлицем? (Небо)
  4. Андрей сказал Пьеру: “Не женись, мой друг, ….!” (Никогда)
  5. Что выбрал Андрей Болконский во сне? (Смерть)
  6. Черта характера Берга? (Меркантильность)
  7. Кто сказал: “Яйца курицу учат”? (Ростов)
  8. Ошибка Наташи. (Анатоль)
  9. Кто считал, что всё вокруг происходит по его воле? (Наполеон)
  10. Предмет борьбы в доме умирающего графа Безухова. (Портфель)

4. Объявление темы и цели урока.

Учитель. Спасибо, прошу садиться. Ребята, посмотрите, какое слово мы видим в кроссворде по вертикали? (Прекрасное) Тема нашего урока: “Идеал прекрасного в понимании Л.Н.Толстого”. Цель нашего урока: исследовать позицию автора романа “Война и мир”, попытаться найти идеал прекрасного с точки зрения Толстого.

5. Работа с эпиграфом. Вопросы для обсуждения:

– Согласны ли вы с точкой зрения Маленького Принца?

– Что можно не увидеть глазами?

– Что для вас является прекрасным?

– Подходит ли эпиграф для нашей темы?

6. Словарная работа (красивое, прекрасное, идеал). Актуализация знаний учащихся. Вывод учащихся: идеал для человека – высшее воплощение прекрасного.

7. Самостоятельная работа.

Учитель. Основной литературоведческий композиционный приём, которым пользуется Толстой в романе – антитеза. К противопоставлению писатель обращается, чтобы подчеркнуть положительные и отрицательные явления, образы. Кто противопоставлен военным трутням в романе? Простые солдаты, скромный капитан Тушин, которыми руководят не эгоистические, а народные, освободительные мотивы. Иными словами, прекрасное противопоставлено безобразному. Учитывая данную точку зрения, составьте таблицу.

Самостоятельное составление сравнительной таблицы “Прекрасное и безобразное в понимании Л.Н.Толстого”.

8. Аналитическая беседа по результатам самостоятельной работы.

– Назовите образы, противопоставленные любимым героям Толстого.

– Почему блистающие внешней красотой герои тем не менее для Толстого безобразны?

– С чьей точкой зрения Толстой спорит в романе?

– Что объединяет представителей светского общества?

– Как Толстой понимает “безобразное”?

– Почему эти герои прекрасны? Что их объединяет?

– Как Толстой понимает “прекрасное”?

Из ответов учащихся.

– Внешняя красота таких персонажей, как Элен, Анатоль, Вера, Берг прикрывает пустое и холодное сердце, меркантильные интересы, голый расчёт.

– Лев Николаевич Толстой спорит в романе с позицией светского общества, имеющего ложное представление о красоте, о прекрасном.

– Представителей светского общества объединяет то, что в людях они видят прежде всего содержимое кошелька, возможность протекции. Их объединяет ложь, фальшь, бездуховность, пошлость и безнравственность.

– Писатель видел прекрасное и в человеческих взаимоотношениях, в поведении, мыслях и чувствах человека, и в природе, и в искусстве.

– “Прекрасные” образы объединяет нравственная чистота, естественность, бескорыстие, любовь, великодушие, вера.

Учитель. Обобщим всё сказанное (учащиеся пишут вывод по результатам самостоятельной работы). Мы отметили основные безобразные и прекрасные, в понимании Толстого, образы. Кто же стал идеалом прекрасного для русского писателя? Вы, наверное, догадались, что это женский образ. А какой именно – предлагаю вам ответить на этот вопрос, используя ассоциативное мышление. Для размышления мы используем эти предметы: цветок, ваза, веточка, свеча.

9. Дискуссия.

Учитель. Ребята, вы должны дать свой ответ, представив свои аргументы из текста, показать позицию Толстого и сделать вывод по своему ответу. Итак,с каким образом у вас ассоциируется это невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком? Вы можете сделать символический рисунок в тетради и соотнести с героиней романа. Минута на размышление.

Ученик (выходит к доске и берёт горшочек с цветком). Это неприметное растение с красивым цветком ассоциируется у меня с образом княжны Марьи. У неё некрасивое, болезненное тело, тяжёлые шаги, некрасивое лицо. Но у Марьи Болконской большие, лучистые, прекрасные глаза – зеркало души. Она считала, что слишком некрасива, чтобы мечтать о счастье. Толстой писал, что лицо её преображалось, когда она думала о других или плакала. А после встречи с Николаем Ростовым княжна Марья стала совсем другой. У неё появились грудной голос, грация и женственность. Всё это, по-моему, стало притягательным для Ростова, и он полюбил её. Для Толстого она прекрасна, т.к. у неё прекрасная душа.

Ученик (берёт хрустальную вазу). Эта ваза напоминает мне образ Элен. Ваза очень красивая, но холодная, пустая. И Элен Курагина блистает в обществе внешней красотой, но внутренне она совершенно пуста. Толстой подчёркивает её красивые плечи, руки, грудь, но на ней как будто лак от всех взглядов. Элен женила на себе Пьера, а потом ещё выбирала себе мужей. У неё красивая улыбка, но она всё время “дежурит” на её лице, она скрывает безнравственность и пошлость, корыстолюбие и эгоизм – главные признаки представителей светского общества. Я согласна с позицией Толстого. Это отвратительный образ.

Ученица (берёт засохшую веточку). Я думаю, эта веточка похожа на образ Бурьен. Она мечтала о богатом принце, и готова выйти за любого: хоть за Анатоля, хоть за старика Болконского. Она застыла в развитии, как эта веточка, хотя внешне была симпатичной.

Ученица (берёт засохшую веточку). А я считаю, что эта нераспустившаяся веточка напоминает образ Сони. Она притворяется благородной, даже письмо Николаю Ростову написала в надежде, что он оценит её жертву. А когда Наташа отдавала подводы раненым, она старалась захватить побольше для себя. Толстой назвал Соню “пустоцветом”. По мнению Толстого, у неё бесполезное существование. Поэтому Соня и напоминает сухую веточку.

Учитель (зажигает свечу). С каким образом у вас ассоциируется зажжённая свеча?

Ученик. Мне эта свеча напоминает Наташу Ростову. Она так же, как свеча, отдаёт себя людям без остатка. Наташа не может жить без любви. “Сущность её жизни – любовь” – сказал Толстой. Любовь к близким, любимому, родине… Она любит танцевать, она в восторге от красоты ночи в Отрадном, но в то же время она делает ошибки и страдает из-за них. А в целом это изменяющийся к лучшему образ. Она умеет делать добро, она чистая, живая, искренняя, и её нельзя не любить. Окружающим от неё светло, как от зажжённой свечи.

10. Аналитическая беседа (по образу Наташи).

Учитель. Вспомните, в какие моменты Толстой описывает её некрасивой, даже дурной внешне?

Ответы учащихся.

– На именинах: “некрасивая, но живая девочка”.

– “Распустив свой большой рот … заревела” из сострадания к Соне.

– Во время эвакуации из Москвы, когда вбежала к родителям, узнав, что они не хотят отдавать подводы раненым, лицо её было безобразным.

– У постели раненого князя Андрея лицо Наташи “было страшно”.

Учитель. В какие моменты она прекрасна, все любуются ею?

Ответы учащихся.

– На своём первом балу она сияла от счастья.

– Рядом с князем Андреем (до их помолвки).

– На спектакле, где её заметили все, в том числе и Анатоль.

Учитель. Итак, мы с вами исследовали позицию автора романа “Война и мир”. Так кто же идеал прекрасного в романе Толстого?

– Наташа Ростова.

11. Работа с текстом.

Учитель. Да, наряду с образами Андрея Болконского, Пьера Безухова, княжны Марьи, это любимый образ Льва Толстого. Но образ Наташи ещё и идеал прекрасного для писателя. И наш урок был бы неполным без рассказа о ней в эпилоге романа. Ещё при жизни Толстого Наташа в эпилоге выдержала много критики. Найдите строки, какой мы её видим после замужества (Эпилог, часть 1, глава X).

“…у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын…Она пополнела и поширела”.

“Теперь часто видно было одно её лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка”.

Учитель. Как теперь выглядела она?

– Наташа опустилась, отказалась от светского общества, она “не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей”, забыла о локонах и костюме…

Учитель. Почему?

– Ей совершенно некогда было “взбивать локоны, надевать роброны и петь романсы”. (Роброны – длинные платья со шлейфом.)

Учитель. Что стало теперь сущностью её жизни?

– “Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, – была семья, то есть муж… и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать”.

Учитель. Какое у неё было отношение к мужу?

– Наташа ревновала Пьера “к Соне, к гувернантке, ко всякой красивой и некрасивой женщине”.

– “Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа… Стоило ему выразить желание, чтобы Наташа вскакивала и бежала исполнять его”.

Учитель. Таким предстаёт перед нами идеал Толстого в эпилоге. Что вы не приемлете в образе замужней Наташи?

– Неопрятность, ревность, мысли только о муже и детях, никаких увлечений, отказ от света.

Учитель. Ребята, сейчас вы подтвердили точку зрения, которая существует в литературной критике более 140 лет. Но поверили бы мы Толстому, если бы он нарисовал в эпилоге прежнюю Наташу – мать четырёх детей, порхающую на балах, мечтающую, чтобы её пригласили на танец? Нет, конечно. Могла ли быть иной кормящая мать, проводящая ночи без сна у постели больного ребёнка, поглощённая заботами о большой семье, всревоженная долгим отсутствием мужа? Значит, Наташа в эпилоге – такая, какой хотел видеть женщину Лев Николаевич Толстой, эта перемена является логическим продолжением её характера. Именно в семье проявилась её настоящая красота, именно в семье она нашла настоящее счастье, о котором мечтает каждый человек. А как вы относитесь к выражению “плодовитая самка”? (Ответы учащихся) Писатель сказал это с иронией. Кому так сказал Толстой? Может быть, он с кем-то спорил, изображая Наташу такой в замужестве?

12. Подготовленное выступление.

Ученик. (Обращение к значению слов на правой доске: эмансипация, шестидесятники)В 60-х годах XIX века в Россиисуществовало движение эмансипации женщин. Их назвали “шестидесятниками”. Они боролись за права женщин быть наравне с мужчинами, за самоотречение от женских обязанностей. Это отразилось даже на женской моде: эмансипированные женщины отказались от корсетов, впервые надели брюки, что было крайне возмутительным в то время. Образ Наташи Ростовой, и противоречивый, и цельный, отражает отношение Толстого к семье и материнству. Русский писатель считал, что для женщины должно быть высшее призвание и назначение – материнство. Поэтому Наташа в эпилоге, пополневшая и поширевшая, – идеал Толстого. Возможно, этим образом Лев Николаевич спорил шестидесятниками, которые хотели уравнять в правах женщин с мужчинами.

13. Заключительное слово учителя. Итог урока. Так, начиная с первых страниц и заканчивая эпилогом, Толстой подводит нас к своему пониманию идеала, истинной красоты человека. Идеалом прекрасного для Толстого была Наташа Ростова. И если бы писатель свой воплотил первоначальный замысел – написать о возвращающемся декабристе, мы не сомневаемся в том, что Пьер вышел бы на Сенатскую площадь в 1825 году. И так же мы не сомневаемся в том, что Наташа, конечно, поехала бы за ним в Сибирь. В этом образе звучит одна из главных идей романа: красота и счастье там, где есть простота, добро и правда.

– Кто ещё из героев романа Толстого, на ваш взгляд, приближается к идеалу? – Что на уроке было главным, на ваш взгляд?

– Что нового вы узнали?

– Что было интересно для вас?

Спасибо вам за работу. Домашнее задание к следующему уроку: сочинение-миниатюра “Кого из героев романа Л.Н.Толстого напоминает мне этот предмет?”

14. Звучит вальс Наташи из оперы Сергея Прокофьева “Война и мир”.

Приложение

Из сочинений учащихся

“Хрустальная ваза ассоциируется у меня с образом Анатоля…” (Сергей)

“Сухая веточка мне напоминает образ Пети Ростова, который ушел в расцвете лет на войну и погиб там…” (Сергей) “Он прожил очень мало, не успел вырасти, стать мужественным и принести много добра людям” (Саша)

“Болконский – яркая личность (как пламя), он умер в расцвете сил, как потухла недогоревшая свеча…” (Олеся)

“У каждого цветка листья и большие, и маленькие. Этот цветок у меня ассоциируется с Пьером. Он попадал под влияние то французской революции, то Элен, то Анатоля Курагина, то масонов. Каждый из них оставил свой след в жизни Пьера. То маленький, то большой. Как листья у цветка…” (Кайрат)

“Свечку можно сравнить с Андреем Болконским, который жил ярко, жаждал прославиться в решающем бою. Но вскоре после смертельного ранения его жизнь угасает, как свеча…” (Сергей)

“Невзрачный цветок, готовый расцвесть, ассоциируется с Наташей…” (Инна)

“Увядшая веточка – это Андрей Болконский…” (Куаныш)

“Свеча – это Пьер Безухов. Он освещает всех своей добротой, любовью. Но он колеблется в своих мыслях, как колеблется пламя от ветра…” (Олеся)

Жертвовать собой для счастья других

было привычкой Сони.

Л. Н. Толстой. Война и мир

Что такое пустоцвет? "Пустой" цветок, после которого не будет плодов. Представьте себе весенний, весь в душистом бело-розовом цветении фруктовый сад. Мечта, загляденье! Но цветы осыпаются, а завязи нет.

А вот огуречные гряды. Тонкие, хрупкие плети, усыпанные заурядными ярко-желтыми цветами. Их красота недолговечна, но одни осыпались, оставив после себя завязь - крохотные огурчики, другие исчезли бесследно. Так и люди. Целые поколения уходят в небытие. Какой след оставляют они в жизни? По-разному складываются человеческие судьбы. Кажется, что человек сам выбирает свой путь. Но всегда ли бывает так? Над этим вопросом я задумалась, дочитав "Войну и мир", быть может, самую великую книгу, созданную человеческим гением.

Среди более полутысячи героев романа есть девушка, чья судьба особенно взволновала меня. Это Соня, воспитанница Ростовых. Вот ее история. Соня - племянница графа, взятая в дом из милости. Положение ее в этом доме - при всей доброте Ростовых - незавидно. Она училась вместе с Наташей, ее одевали, кормили, воспитывали так же, как родную дочь. Но сама Соня не могла чувствовать себя равной девочкам Ростовым: она оставалась бедной родственницей и всю жизнь чувствовала себя какой-то второсортной по сравнению с родными детьми графа и графини.

Наташа - всеобщая любимица, раскованная, непосредственная, излучающая радость жизни, - уверена: что бы она ни сказала, как бы ни поступила, все будет хорошо. Соня же - в постоянном напряжении: вдруг что-то сделаю не так, выйду за рамки дозволенного. А тут еще эта любовь... Девушк....

Тут со мной произошла забавная история. Одна молодая сотрудница – ей 25 лет - стала меня спрашивать, какая из книг у меня любимая.
На такой вопрос трудно ответить. Я стала вспоминать, какую из книг любила в разные годы, в том числе, вспомнила про «Войну и мир», которую я не раз перечитывала когда-то. А первый раз я ее прочла залпом и читала чуть ли не всю ночь – уж так было интересно.
Тут девушка меня спрашивает: «А за кого вышла замуж Соня? А с Наташей что было? Я дочитала только до того момента, когда князь Андрей умер, расплакалась и больше не читала. Ну, расскажите! Интересно!».
Я несколько прибалдела от такой простоты. Да неужели она фильм Бондарчука не смотрела? Не смотрела. А английский сериал, который этой зимой показывали? Не смотрела.
Вот кстати, результат гордого: «Я не смотрю телевизор!». Не смотришь – и что знаешь?
Я девушке сказала, что принципиально не стану ничего рассказывать, а она пусть возьмет книгу и дочитает сама.
Пришла я домой и рассказала эту историю Андрею. А он меня спрашивает: «А, действительно, за кого вышла замуж Соня?». Тут мне стало совсем нехорошо.
Мы же с ним учились в одном классе, и Зоя Николаевна – наша учительница литературы – заставляла нас писать сочинения по каждому из героев, а потом мы их зачитывали в классе.
Я прекрасно помню, что про Соню писала Алка Полковникова, и что в сочинении она доказывала родство душ Сони и Долохова.
Я про Болконского писала…

И Андрей сочинение писал, причем, я уверена, что роман он читал весь, т.к. всегда отличался сознательностью, да и папа у него был филолог и специализировался по Гоголю. Он читал лекции, очень интересные, и брал на них сына. Наверняка, он и про "Войну и мир" лекцию читал. К тому же "Войну и мир", в том числе, снимали рядом с жомом, где Андрей жил, пока им не дали квартиру в Измайлово, и он эти съемки помнит.

А фильм Бондарчука нас водили смотреть в «Весну». Это был один из первых кинотеатров в нашем районе. В детстве поход в кино был событием. В фойе играл настоящий оркестр и пела певица, а плюшевые желтые шторы на высоких арочных окнах казались мне очень красивыми.
Потом «Первомайский построили», а «Весна» захирела и перебивалась показом фильмов по книгам, входящих в школьную программу.
А теперь и «Первомайский» прикрыли – сегодня людям ничего не нужно.

Но «Войну и мир» многие видели и до того, поэтому одноклассники вели себя плохо. Например, Наташка неизвестно зачем меня сильно ущипнула, я от неожиданности крикнула, а показывали как раз сцену родов княжны Лизы. Нас с подругой выгнали из зала… Вот это Андрей помнит (как и остальные одноклассники-змеи), а что было в фильме, не помнит.
Более того, он зимой сидел рядом со мной на диване и смотрел английский сериал, и мы с ним обсуждали актеров, а потом я еще пост большущий про фильм писала, а он его выкладывал.
И ничего не помнит. Правда, он одновременно писал статью или во что-то играл, но что-то же должно было запомниться?

Выяснились ужасные вещи: Андрей вообще не знает, кто такая Соня!
«А что ты помнишь?» - «Ну, тот, в очках…и князь Андрей!» - «А фамилия князя?» - «Э…» - «Еще что помнишь?» - «Ногу там отрезали» - «Кому?».
Молчит. Подозреваю, что думает, что Болконскому, но боится сказать.

Конечно, я тоже не помню многого из школьной программы. Почти ничего не помню из математики, химии, физики.
Так из математики помню только то, что было до 9 класса, из физики могу воспроизвести разве что законы Ньютона, и то путаюсь. А из химии помню только, как устроена система Менделеева и основные классы веществ.

Может, не помнить «Войну и мир» - это нормально? Хотя ведь про это химию с физикой кино не показывают.

А про Соню я подумала, что зря Наташа назвала ее пустоцветом. Роман заканчивается на самом счастливом моменте в жизни Ростовых-Болконских: все еще молоды, здоровы, много детей.
А ведь Толстой в романе описал многих своих родных. Не у всех есть прототипы, но у Сони есть. Это Ергольская, Татьяна Александровна, троюродная тетка писателя. Когда умерла мать Толстого, именно Ергольская - старая дева - воспитывала сирот. И не ей ли мы обязаны тем, что самый младший из детей, Левушка-ревушка, как его дразнили братья, стал великим писателем?
Но Толстой думал по-другому. Соня – пустоцвет. А вот свою умершую маму, которой он не мог помнить по малолетству, Лев Николаевич боготворил, регулярно посещал ее могилу, и даже был там незадолго до своей смерти.
Со справедливостью и благодарностью в мире всегда плохо дело обстояло.

Одно, что мучило Николая по отношению к его хозяйничанию, это была его вспыльчивость в соединении с старой гусарской привычкой давать волю рукам. В первое время он не видел в этом ничего предосудительного, но на второй год своей женитьбы его взгляд на такого рода расправы вдруг изменился. Однажды летом из Богучарова был вызван староста, заменивший умершего Дрона, обвиняемый в разных мошенничествах и неисправностях, Николай вышел к нему на крыльцо, и с первых ответов старосты в сенях послышались крики и удары. Вернувшись к завтраку домой, Николай подошел к жене, сидевшей с низко опущенной над пяльцами головой, и стал рассказывать ей, по обыкновению, все то, что занимало его в это утро, и между прочим и про богучаровского старосту. Графиня Марья, краснея, бледнея и поджимая губы, сидела все так же, опустив голову, и ничего не отвечала на слова мужа. — Эдакой наглый мерзавец, — говорил он, горячась при одном воспоминании. — Ну, сказал бы он мне, что был пьян, не видал... Да что с тобой, Мари? — вдруг спросил он. Графиня Марья подняла голову, хотела что-то сказать, но опять поспешно потупилась и собрала губы. — Что ты? что с тобой, дружок мой?.. Некрасивая графиня Марья всегда хорошела, когда плакала. Она никогда не плакала от боли или досады, но всегда от грусти и жалости. И когда она плакала, лучистые глаза ее приобретали неотразимую прелесть. Как только Николай взял ее за руку, она не в силах была удержаться и заплакала. — Nicolas, я видела... он виноват, но ты, зачем ты! Nicolas!... — И она закрыла лицо руками. Николай замолчал, багрово покраснел и, отойдя от нее, молча стал ходить по комнате. Он понял, о чем она плакала; но вдруг он не мог в душе своей согласиться с ней, что то, с чем он сжился с детства, что он считал самым обыкновенным, — было дурно. «Любезности это, бабьи сказки, или она права?» — спрашивал он сам себя. Не решив сам с собою этого вопроса, он еще раз взглянул на ее страдающее и любящее лицо и вдруг понял, что она была права, а он давно уже виноват сам перед собою. — Мари, — сказал он тихо, подойдя к ней, — этого больше не будет никогда: даю тебе слово. Никогда, — повторил он дрогнувшим голосом, как мальчик, который просит прощения. Слезы еще чаще полились из глаз графини. Она взяла руку мужа и поцеловала ее. — Nicolas, когда ты разбил камэ? — чтобы переменить разговор, сказала она, разглядывая его руку, на которой был перстень с головой Лаокоона. — Нынче; все то же. Ах, Мари, не напоминай мне об этом. — Он опять вспыхнул. — Даю тебе честное слово, что этого больше не будет. И пусть это будет мне память навсегда, — сказал он, указывая на разбитый перстень. С тех пор, как только при объяснениях со старостами и приказчиками кровь бросалась ему в лицо и руки начинали сжиматься в кулаки Николай вертел разбитый перстень на пальце и опускал глаза перед человеком, рассердившим его. Однако же раза два в год он забывался и тогда, придя к жене, признавался и опять давал обещание, что уже теперь это было последний раз. — Мари, ты, верно, меня презираешь? — говорил он ей. — Я сто́ю этого. — Ты уйди, уйди поскорее, ежели чувствуешь себя не в силах удержаться, — с грустью говорила графиня Марья, стараясь утешить мужа. В дворянском обществе губернии Николай был уважаем, но не любим. Дворянские интересы не занимали его. И за это-то одни считали его гордым, другие — глупым человеком. Все время его летом, с весеннего посева и до уборки, проходило в занятиях по хозяйству. Осенью он с тою же деловою серьезностию, с которою занимался хозяйством, предавался охоте, уходя на месяц и на два в отъезд с своей охотой. Зимой он ездил по другим деревням и занимался чтением. Чтение его составляли книги преимущественно исторические, выписывавшиеся им ежегодно на известную сумму. Он составлял себе, как говорил, серьезную библиотеку и за правило поставлял прочитывать все те книги, которые он покупал. Он с значительным видом сиживал в кабинете за этим чтением, сперва возложенным на себя как обязанность, а потом сделавшимся привычным занятием, доставлявшим ему особого рода удовольствие и сознание того, что он занят серьезным делом. За исключением поездок по делам, большую часть времени зимой он проводил дома, сживаясь с семьей и входя в мелкие отношения между матерью и детьми. С женой он сходился все ближе и ближе, с каждым днем открывая в ней новые душевные сокровища. Соня со времени женитьбы Николая жила в его доме. Еще перед своей женитьбой Николай, обвиняя себя и хваля ее, рассказал своей невесте все, что было между ним и Соней. Он просил княжну Марью быть ласковой и доброй с его кузиной. Графиня Марья чувствовала вполне вину своего мужа; чувствовала и свою вину перед Соней; думала, что ее состояние имело влияние на выбор Николая, не могла ни в чем упрекнуть Соню, желала любить ее; но не только не любила, а часто находила против нее в своей душе злые чувства и не могла преодолеть их. Однажды она разговорилась с другом своим Наташей о Соне и о своей к ней несправедливости. — Знаешь что, — сказала Наташа, — вот ты много читала Евангелие; там есть одно место прямо о Соне. — Что? — с удивлением спросила графиня Марья. — «Имущему дастся, а у неимущего отнимется», помнишь? Она — неимущий: за что? не знаю; в ней нет, может быть, эгоизма, — я знаю, но у нее отнимется, и все отнялось. Мне ее ужасно жалко иногда; я ужасно желала прежде, чтобы Nicolas женился на ней; но я всегда как бы предчувствовала, что этого не будет. Она пустоцвет , знаешь, как на клубнике? Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы. И несмотря на то, что графиня Марья толковала Наташе, что эти слова Евангелия надо понимать иначе, — глядя на Соню, она соглашалась с объяснением, данным Наташей. Действительно, казалось, что Соня не тяготится своим положением и совершенно примирилась с своим назначением пустоцвета. Она дорожила, казалось, не столько людьми, сколько всей семьей. Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому. Она ухаживала за старой графиней, ласкала и баловала детей, всегда была готова оказать те мелкие услуги, на которые она была способна; но все это принималось невольно с слишком слабою благодарностию... Усадьба Лысых Гор была вновь отстроена, но уже не на ту ногу, на которой она была при покойном князе. Постройки, начатые во времена нужды, были более чем просты. Огромный дом, на старом каменном фундаменте, был деревянный, оштукатуренный только снутри. Большой поместительный дом с некрашеным дощатым полом был меблирован самыми простыми жесткими диванами и креслами, столами и стульями из своих берез и работы своих столяров. Дом был поместителен, с комнатами для дворни и отделениями для приезжих. Родные Ростовых и Болконских иногда съезжались гостить в Лысые Горы семьями, на своих шестнадцати лошадях, с десятками слуг, и жили месяцами. Кроме того, четыре раза в год, в именины и рожденья хозяев, съезжалось до ста человек гостей на один-два дня. Остальное время года шла ненарушимо правильная жизнь с обычными занятиями, чаями, завтраками, обедами, ужинами из домашней провизии.

Соня

"Он в душе своей как будто упрекал ее за то, что она была слишком совершенна, и за то, что не в чем было упрекать ее. В ней было все, за что ценят людей; но было мало того, что бы заставило его любить ее".

Соня являет собой образ, который трудно подвести под один из архетипов. У нее хватает характерных признаков, позволяющих отнести ее к категории «добрых жен» (молчаливость, самопожертвование, скромность, верность любимому человеку до конца, покорность, рассудительность, добронравие) и «злых» (притворство, уныние и тоска от общения с ней, ненужная жертва). Поэтому ее можно назвать чем-то средним между этими двумя архетипами. Но все-таки Соня более относится к персонажу, который не вызывает ни у автора, ни у читателя положительных эмоций. Почему?

Л. Толстой описывает ее один-единственный раз: подчеркивая ее красоту, грациозность, сдержанность, он буквально одним штрихом снимает обаяние. «Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густою черною косою, два раза обвивавшей ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрой и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не оформившегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору». Далее, описывая поведение Сони в гостиной, Л. Толстой дважды подчеркивает ее «притворную улыбку », что указывает все-таки на принадлежность ее к «злому» архетипу.

Соня тяготеет к лагерю «мертвых»: в ней нет той бурлящей жизнерадостности, какая есть в Наташе, она не динамична, не импульсивна. Это особенно подчеркивается тем, что в начале романа Соня и Наташа всегда вместе. Ей недоступны вершины духовной жизни Марьи и «вершины чувства» Наташи. Она слишком приземлена, слишком погружена в быт. Ей тоже даны радостные моменты жизни, но это лишь мгновения. Она - «пустоцвет».

Толстой наделил эту, в общем, неплохую девушку незавидной участью: влюбленность в Николая Ростова не приносит ей счастья, так как из соображений благосостояния семьи мать Николая не может разрешить этот брак. Соня испытывает благодарность Ростовым и так акцентируется на ней, что зацикливается на роли жертвы . Она не принимает предложения Долохова, отказом афишируя свое чувство к Николаю. Она живет надеждой, в принципе, рисуясь и демонстрируя свою непризнанную любовь .

Соня самоотверженна, имеет чувство собственного достоинства, выдержку, чувство долга. Но в ней нет жизненной игры , порыва. Николай Ростов женится не на ней, а на Марье. Естественное, искреннее самопожертвование и любовь княжны Марьи в корне отличается от расчётливого поведения Сони. Цель княжны -- счастье другого человека, цель Сони -- собственное счастье.

«Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! -- говорил Николай сам с собою, смотря на Марью. -- Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представлялось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил”.

Соня влюблена в Николая и остается верной этой любви до конца. Почему же Соня так верна Николаю? Почему не хочет освободить его от слова, данного ей в детстве по глупости. Она просто не хочет его от себя отпускать ни за что. Можно согласиться, что она мстит, но мстит несознательно . Чувство благодарности, привитое ей в детстве, требует компенсации за эту благодарность.

Но можно ли назвать счастливой Соню, и почему она осталась жить в доме Ростовых после женитьбы Николая? Ведь все, включая и его самого, тяготятся ею. Никому не нужна эта напрасная жертва . Она всю жизнь была жертвой, иногда играла в нее, но все равно была ею. Уроки, усвоенные в детстве, она продолжает использовать и теперь. Она не знает, как жить по-другому, она не сумела построить свою судьбу, потому что слишком много думала о других и надеялась на их великодушие. Других моделей поведения у Сони нет. Да и идти ей собственно некуда.