Действительно ли Соня пустоцвет? Сочинения по русской литературе. «Война и мир». Вспомнить все
Разделы: Литература
Цель урока: развитие исследовательского и ассоциативного мышления учащихся.
Аспекты цели:
- Обучающий: последовательное исследование позиции Л.Н.Толстого об идеале прекрасного в романе.
- Развивающий: нравственное и эмоциональное развитие учащихся, развитие умения аргументировать и отстаивать своё мнение.
- Воспитывающий: воспитание чувства прекрасного на примере героев Л.Н. Толстого.
Оборудование:
Эпиграф: “Самое прекрасное – то, чего не увидишь глазами” (“Маленький принц” Антуан де Сент-Экзюпери)
Оформление доски.
На левой стороне: (из толкового словаря С.И.Ожегова)
красивый –
- приятный внешним видом,
- высоконравственный,
- эффектный, но бессодержательный.
прекрасный –
- очень красивый,
- очень хороший,
- то, что воплощает красоту, соответствует идеалу.
идеал – совершенное воплощение прекрасного.
На правой стороне: (из толкового словаря С.И.Ожегова)
эмансипация – освобождение от зависимости (женских обязанностей в семье); шестидесятники – общественно-политические деятели в России 60-х годов XIX века.
В центре доски: кроссворд.
Тексты с эпилогом романа (том 4, эпилог, часть первая, глава X).
На столе учителя:
- невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком,
- засохшая веточка,
- хрустальная ваза,
- незажжённая свеча.
Ход урока
1. Музыкальная заставка.
Звучит старинный вальс. Через несколько секунд в класс входят и кружатся в танце две пары в костюмах, встают перед классом у доски и приветствуют присутствующих (девушки – реверансом, юноши – наклоном головы).
2. Бал литературных героев.
(Примечание: Элен и Наташа в причёсках с локонами, одетые в пышные длинные платья, Пьер в классическом костюме, белой рубашке с “бабочкой”, Андрей может быть в военной одежде, с эполетами.)
Учитель: Ребята, вы, конечно, узнали героев романа Льва Николаевича Толстого “Войн и мир” – Пьера и Элен, Наташу Ростову и Андрея Болконского. А теперь вы должны вспомнить эпизоды, в которых они сказали эти фразы. Кому и когда?
Андрей Болконский: “Весь мир для меня разделён на две половины. Одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и пустота”.
Наташа Ростова: “Вы все меня ненавидите, презираете!”
Пьер: “Теперь всё кончено, да и я люблю её. Ge vois aime”.
Элен: “Что вы доказали этой дуэлью? То, что вы дурак, так это все знали! Ежели бы вы были умнее, то я бы предпочитала ваше общество!”
Ответы учащихся.
Учитель. Итак, сейчас вы аплодисментами должны показать, какая пара лучше представила своих героев. Андрей и Наташа! Пьер и Элен!
(Аплодисменты. Выбор.)
Спасибо, вас прошу садиться (Юноша провожает свою даму на место, соблюдая правила этикета). А вас (паре, получившей больше аплодисментов) я попрошу остаться и продолжить урок.
3. Устный опрос.
Устный опрос мы проведём, отгадывая этот кроссворд. (Юноша читает вопросы, девушка заполняет клеточки кроссворда на доске, учащиеся отвечают).
- Состояние Пьера в то время, когда он увидел, что Андрей Болконский и Наташа Ростова полюбили друг друга? (Ипохондрия)
- Кто хотел убить Наполеона? (Пьер)
- Что для Андрея стало символом жизни под Аустерлицем? (Небо)
- Андрей сказал Пьеру: “Не женись, мой друг, ….!” (Никогда)
- Что выбрал Андрей Болконский во сне? (Смерть)
- Черта характера Берга? (Меркантильность)
- Кто сказал: “Яйца курицу учат”? (Ростов)
- Ошибка Наташи. (Анатоль)
- Кто считал, что всё вокруг происходит по его воле? (Наполеон)
- Предмет борьбы в доме умирающего графа Безухова. (Портфель)
4. Объявление темы и цели урока.
Учитель. Спасибо, прошу садиться. Ребята, посмотрите, какое слово мы видим в кроссворде по вертикали? (Прекрасное) Тема нашего урока: “Идеал прекрасного в понимании Л.Н.Толстого”. Цель нашего урока: исследовать позицию автора романа “Война и мир”, попытаться найти идеал прекрасного с точки зрения Толстого.
5. Работа с эпиграфом. Вопросы для обсуждения:
– Согласны ли вы с точкой зрения Маленького Принца?
– Что можно не увидеть глазами?
– Что для вас является прекрасным?
– Подходит ли эпиграф для нашей темы?
6. Словарная работа (красивое, прекрасное, идеал). Актуализация знаний учащихся. Вывод учащихся: идеал для человека – высшее воплощение прекрасного.
7. Самостоятельная работа.
Учитель. Основной литературоведческий композиционный приём, которым пользуется Толстой в романе – антитеза. К противопоставлению писатель обращается, чтобы подчеркнуть положительные и отрицательные явления, образы. Кто противопоставлен военным трутням в романе? Простые солдаты, скромный капитан Тушин, которыми руководят не эгоистические, а народные, освободительные мотивы. Иными словами, прекрасное противопоставлено безобразному. Учитывая данную точку зрения, составьте таблицу.
Самостоятельное составление сравнительной таблицы “Прекрасное и безобразное в понимании Л.Н.Толстого”.
8. Аналитическая беседа по результатам самостоятельной работы.
– Назовите образы, противопоставленные любимым героям Толстого.
– Почему блистающие внешней красотой герои тем не менее для Толстого безобразны?
– С чьей точкой зрения Толстой спорит в романе?
– Что объединяет представителей светского общества?
– Как Толстой понимает “безобразное”?
– Почему эти герои прекрасны? Что их объединяет?
– Как Толстой понимает “прекрасное”?
Из ответов учащихся.
– Внешняя красота таких персонажей, как Элен, Анатоль, Вера, Берг прикрывает пустое и холодное сердце, меркантильные интересы, голый расчёт.
– Лев Николаевич Толстой спорит в романе с позицией светского общества, имеющего ложное представление о красоте, о прекрасном.
– Представителей светского общества объединяет то, что в людях они видят прежде всего содержимое кошелька, возможность протекции. Их объединяет ложь, фальшь, бездуховность, пошлость и безнравственность.
– Писатель видел прекрасное и в человеческих взаимоотношениях, в поведении, мыслях и чувствах человека, и в природе, и в искусстве.
– “Прекрасные” образы объединяет нравственная чистота, естественность, бескорыстие, любовь, великодушие, вера.
Учитель. Обобщим всё сказанное (учащиеся пишут вывод по результатам самостоятельной работы). Мы отметили основные безобразные и прекрасные, в понимании Толстого, образы. Кто же стал идеалом прекрасного для русского писателя? Вы, наверное, догадались, что это женский образ. А какой именно – предлагаю вам ответить на этот вопрос, используя ассоциативное мышление. Для размышления мы используем эти предметы: цветок, ваза, веточка, свеча.
9. Дискуссия.
Учитель. Ребята, вы должны дать свой ответ, представив свои аргументы из текста, показать позицию Толстого и сделать вывод по своему ответу. Итак,с каким образом у вас ассоциируется это невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком? Вы можете сделать символический рисунок в тетради и соотнести с героиней романа. Минута на размышление.
Ученик (выходит к доске и берёт горшочек с цветком). Это неприметное растение с красивым цветком ассоциируется у меня с образом княжны Марьи. У неё некрасивое, болезненное тело, тяжёлые шаги, некрасивое лицо. Но у Марьи Болконской большие, лучистые, прекрасные глаза – зеркало души. Она считала, что слишком некрасива, чтобы мечтать о счастье. Толстой писал, что лицо её преображалось, когда она думала о других или плакала. А после встречи с Николаем Ростовым княжна Марья стала совсем другой. У неё появились грудной голос, грация и женственность. Всё это, по-моему, стало притягательным для Ростова, и он полюбил её. Для Толстого она прекрасна, т.к. у неё прекрасная душа.
Ученик (берёт хрустальную вазу). Эта ваза напоминает мне образ Элен. Ваза очень красивая, но холодная, пустая. И Элен Курагина блистает в обществе внешней красотой, но внутренне она совершенно пуста. Толстой подчёркивает её красивые плечи, руки, грудь, но на ней как будто лак от всех взглядов. Элен женила на себе Пьера, а потом ещё выбирала себе мужей. У неё красивая улыбка, но она всё время “дежурит” на её лице, она скрывает безнравственность и пошлость, корыстолюбие и эгоизм – главные признаки представителей светского общества. Я согласна с позицией Толстого. Это отвратительный образ.
Ученица (берёт засохшую веточку). Я думаю, эта веточка похожа на образ Бурьен. Она мечтала о богатом принце, и готова выйти за любого: хоть за Анатоля, хоть за старика Болконского. Она застыла в развитии, как эта веточка, хотя внешне была симпатичной.
Ученица (берёт засохшую веточку). А я считаю, что эта нераспустившаяся веточка напоминает образ Сони. Она притворяется благородной, даже письмо Николаю Ростову написала в надежде, что он оценит её жертву. А когда Наташа отдавала подводы раненым, она старалась захватить побольше для себя. Толстой назвал Соню “пустоцветом”. По мнению Толстого, у неё бесполезное существование. Поэтому Соня и напоминает сухую веточку.
Учитель (зажигает свечу). С каким образом у вас ассоциируется зажжённая свеча?
Ученик. Мне эта свеча напоминает Наташу Ростову. Она так же, как свеча, отдаёт себя людям без остатка. Наташа не может жить без любви. “Сущность её жизни – любовь” – сказал Толстой. Любовь к близким, любимому, родине… Она любит танцевать, она в восторге от красоты ночи в Отрадном, но в то же время она делает ошибки и страдает из-за них. А в целом это изменяющийся к лучшему образ. Она умеет делать добро, она чистая, живая, искренняя, и её нельзя не любить. Окружающим от неё светло, как от зажжённой свечи.
10. Аналитическая беседа (по образу Наташи).
Учитель. Вспомните, в какие моменты Толстой описывает её некрасивой, даже дурной внешне?
Ответы учащихся.
– На именинах: “некрасивая, но живая девочка”.
– “Распустив свой большой рот … заревела” из сострадания к Соне.
– Во время эвакуации из Москвы, когда вбежала к родителям, узнав, что они не хотят отдавать подводы раненым, лицо её было безобразным.
– У постели раненого князя Андрея лицо Наташи “было страшно”.
Учитель. В какие моменты она прекрасна, все любуются ею?
Ответы учащихся.
– На своём первом балу она сияла от счастья.
– Рядом с князем Андреем (до их помолвки).
– На спектакле, где её заметили все, в том числе и Анатоль.
Учитель. Итак, мы с вами исследовали позицию автора романа “Война и мир”. Так кто же идеал прекрасного в романе Толстого?
– Наташа Ростова.
11. Работа с текстом.
Учитель. Да, наряду с образами Андрея Болконского, Пьера Безухова, княжны Марьи, это любимый образ Льва Толстого. Но образ Наташи ещё и идеал прекрасного для писателя. И наш урок был бы неполным без рассказа о ней в эпилоге романа. Ещё при жизни Толстого Наташа в эпилоге выдержала много критики. Найдите строки, какой мы её видим после замужества (Эпилог, часть 1, глава X).
“…у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын…Она пополнела и поширела”.
“Теперь часто видно было одно её лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка”.
Учитель. Как теперь выглядела она?
– Наташа опустилась, отказалась от светского общества, она “не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей”, забыла о локонах и костюме…
Учитель. Почему?
– Ей совершенно некогда было “взбивать локоны, надевать роброны и петь романсы”. (Роброны – длинные платья со шлейфом.)
Учитель. Что стало теперь сущностью её жизни?
– “Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, – была семья, то есть муж… и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать”.
Учитель. Какое у неё было отношение к мужу?
– Наташа ревновала Пьера “к Соне, к гувернантке, ко всякой красивой и некрасивой женщине”.
– “Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа… Стоило ему выразить желание, чтобы Наташа вскакивала и бежала исполнять его”.
Учитель. Таким предстаёт перед нами идеал Толстого в эпилоге. Что вы не приемлете в образе замужней Наташи?
– Неопрятность, ревность, мысли только о муже и детях, никаких увлечений, отказ от света.
Учитель. Ребята, сейчас вы подтвердили точку зрения, которая существует в литературной критике более 140 лет. Но поверили бы мы Толстому, если бы он нарисовал в эпилоге прежнюю Наташу – мать четырёх детей, порхающую на балах, мечтающую, чтобы её пригласили на танец? Нет, конечно. Могла ли быть иной кормящая мать, проводящая ночи без сна у постели больного ребёнка, поглощённая заботами о большой семье, всревоженная долгим отсутствием мужа? Значит, Наташа в эпилоге – такая, какой хотел видеть женщину Лев Николаевич Толстой, эта перемена является логическим продолжением её характера. Именно в семье проявилась её настоящая красота, именно в семье она нашла настоящее счастье, о котором мечтает каждый человек. А как вы относитесь к выражению “плодовитая самка”? (Ответы учащихся) Писатель сказал это с иронией. Кому так сказал Толстой? Может быть, он с кем-то спорил, изображая Наташу такой в замужестве?
12. Подготовленное выступление.
Ученик. (Обращение к значению слов на правой доске: эмансипация, шестидесятники)В 60-х годах XIX века в Россиисуществовало движение эмансипации женщин. Их назвали “шестидесятниками”. Они боролись за права женщин быть наравне с мужчинами, за самоотречение от женских обязанностей. Это отразилось даже на женской моде: эмансипированные женщины отказались от корсетов, впервые надели брюки, что было крайне возмутительным в то время. Образ Наташи Ростовой, и противоречивый, и цельный, отражает отношение Толстого к семье и материнству. Русский писатель считал, что для женщины должно быть высшее призвание и назначение – материнство. Поэтому Наташа в эпилоге, пополневшая и поширевшая, – идеал Толстого. Возможно, этим образом Лев Николаевич спорил шестидесятниками, которые хотели уравнять в правах женщин с мужчинами.
13. Заключительное слово учителя. Итог урока. Так, начиная с первых страниц и заканчивая эпилогом, Толстой подводит нас к своему пониманию идеала, истинной красоты человека. Идеалом прекрасного для Толстого была Наташа Ростова. И если бы писатель свой воплотил первоначальный замысел – написать о возвращающемся декабристе, мы не сомневаемся в том, что Пьер вышел бы на Сенатскую площадь в 1825 году. И так же мы не сомневаемся в том, что Наташа, конечно, поехала бы за ним в Сибирь. В этом образе звучит одна из главных идей романа: красота и счастье там, где есть простота, добро и правда.
– Кто ещё из героев романа Толстого, на ваш взгляд, приближается к идеалу? – Что на уроке было главным, на ваш взгляд?
– Что нового вы узнали?
– Что было интересно для вас?
Спасибо вам за работу. Домашнее задание к следующему уроку: сочинение-миниатюра “Кого из героев романа Л.Н.Толстого напоминает мне этот предмет?”
14. Звучит вальс Наташи из оперы Сергея Прокофьева “Война и мир”.
Приложение
Из сочинений учащихся
“Хрустальная ваза ассоциируется у меня с образом Анатоля…” (Сергей)
“Сухая веточка мне напоминает образ Пети Ростова, который ушел в расцвете лет на войну и погиб там…” (Сергей) “Он прожил очень мало, не успел вырасти, стать мужественным и принести много добра людям” (Саша)
“Болконский – яркая личность (как пламя), он умер в расцвете сил, как потухла недогоревшая свеча…” (Олеся)
“У каждого цветка листья и большие, и маленькие. Этот цветок у меня ассоциируется с Пьером. Он попадал под влияние то французской революции, то Элен, то Анатоля Курагина, то масонов. Каждый из них оставил свой след в жизни Пьера. То маленький, то большой. Как листья у цветка…” (Кайрат)
“Свечку можно сравнить с Андреем Болконским, который жил ярко, жаждал прославиться в решающем бою. Но вскоре после смертельного ранения его жизнь угасает, как свеча…” (Сергей)
“Невзрачный цветок, готовый расцвесть, ассоциируется с Наташей…” (Инна)
“Увядшая веточка – это Андрей Болконский…” (Куаныш)
“Свеча – это Пьер Безухов. Он освещает всех своей добротой, любовью. Но он колеблется в своих мыслях, как колеблется пламя от ветра…” (Олеся)
Жертвовать собой для счастья других
было привычкой Сони.
Л. Н. Толстой. Война и мир
Что такое пустоцвет? "Пустой" цветок, после которого не будет плодов. Представьте себе весенний, весь в душистом бело-розовом цветении фруктовый сад. Мечта, загляденье! Но цветы осыпаются, а завязи нет.
А вот огуречные гряды. Тонкие, хрупкие плети, усыпанные заурядными ярко-желтыми цветами. Их красота недолговечна, но одни осыпались, оставив после себя завязь - крохотные огурчики, другие исчезли бесследно. Так и люди. Целые поколения уходят в небытие. Какой след оставляют они в жизни? По-разному складываются человеческие судьбы. Кажется, что человек сам выбирает свой путь. Но всегда ли бывает так? Над этим вопросом я задумалась, дочитав "Войну и мир", быть может, самую великую книгу, созданную человеческим гением.
Среди более полутысячи героев романа есть девушка, чья судьба особенно взволновала меня. Это Соня, воспитанница Ростовых. Вот ее история. Соня - племянница графа, взятая в дом из милости. Положение ее в этом доме - при всей доброте Ростовых - незавидно. Она училась вместе с Наташей, ее одевали, кормили, воспитывали так же, как родную дочь. Но сама Соня не могла чувствовать себя равной девочкам Ростовым: она оставалась бедной родственницей и всю жизнь чувствовала себя какой-то второсортной по сравнению с родными детьми графа и графини.
Наташа - всеобщая любимица, раскованная, непосредственная, излучающая радость жизни, - уверена: что бы она ни сказала, как бы ни поступила, все будет хорошо. Соня же - в постоянном напряжении: вдруг что-то сделаю не так, выйду за рамки дозволенного. А тут еще эта любовь... Девушк....
Тут со мной произошла забавная история. Одна молодая сотрудница – ей 25 лет - стала меня спрашивать, какая из книг у меня любимая.
На такой вопрос трудно ответить. Я стала вспоминать, какую из книг любила в разные годы, в том числе, вспомнила про «Войну и мир», которую я не раз перечитывала когда-то. А первый раз я ее прочла залпом и читала чуть ли не всю ночь – уж так было интересно.
Тут девушка меня спрашивает: «А за кого вышла замуж Соня? А с Наташей что было? Я дочитала только до того момента, когда князь Андрей умер, расплакалась и больше не читала. Ну, расскажите! Интересно!».
Я несколько прибалдела от такой простоты. Да неужели она фильм Бондарчука не смотрела? Не смотрела. А английский сериал, который этой зимой показывали? Не смотрела.
Вот кстати, результат гордого: «Я не смотрю телевизор!». Не смотришь – и что знаешь?
Я девушке сказала, что принципиально не стану ничего рассказывать, а она пусть возьмет книгу и дочитает сама.
Пришла я домой и рассказала эту историю Андрею. А он меня спрашивает: «А, действительно, за кого вышла замуж Соня?». Тут мне стало совсем нехорошо.
Мы же с ним учились в одном классе, и Зоя Николаевна – наша учительница литературы – заставляла нас писать сочинения по каждому из героев, а потом мы их зачитывали в классе.
Я прекрасно помню, что про Соню писала Алка Полковникова, и что в сочинении она доказывала родство душ Сони и Долохова.
Я про Болконского писала…
И Андрей сочинение писал, причем, я уверена, что роман он читал весь, т.к. всегда отличался сознательностью, да и папа у него был филолог и специализировался по Гоголю. Он читал лекции, очень интересные, и брал на них сына. Наверняка, он и про "Войну и мир" лекцию читал. К тому же "Войну и мир", в том числе, снимали рядом с жомом, где Андрей жил, пока им не дали квартиру в Измайлово, и он эти съемки помнит.
А фильм Бондарчука нас водили смотреть в «Весну». Это был один из первых кинотеатров в нашем районе. В детстве поход в кино был событием. В фойе играл настоящий оркестр и пела певица, а плюшевые желтые шторы на высоких арочных окнах казались мне очень красивыми.
Потом «Первомайский построили», а «Весна» захирела и перебивалась показом фильмов по книгам, входящих в школьную программу.
А теперь и «Первомайский» прикрыли – сегодня людям ничего не нужно.
Но «Войну и мир» многие видели и до того, поэтому одноклассники вели себя плохо. Например, Наташка неизвестно зачем меня сильно ущипнула, я от неожиданности крикнула, а показывали как раз сцену родов княжны Лизы. Нас с подругой выгнали из зала… Вот это Андрей помнит (как и остальные одноклассники-змеи), а что было в фильме, не помнит.
Более того, он зимой сидел рядом со мной на диване и смотрел английский сериал, и мы с ним обсуждали актеров, а потом я еще пост большущий про фильм писала, а он его выкладывал.
И ничего не помнит. Правда, он одновременно писал статью или во что-то играл, но что-то же должно было запомниться?
Выяснились ужасные вещи: Андрей вообще не знает, кто такая Соня!
«А что ты помнишь?» - «Ну, тот, в очках…и князь Андрей!» - «А фамилия князя?» - «Э…» - «Еще что помнишь?» - «Ногу там отрезали» - «Кому?».
Молчит. Подозреваю, что думает, что Болконскому, но боится сказать.
Конечно, я тоже не помню многого из школьной программы. Почти ничего не помню из математики, химии, физики.
Так из математики помню только то, что было до 9 класса, из физики могу воспроизвести разве что законы Ньютона, и то путаюсь. А из химии помню только, как устроена система Менделеева и основные классы веществ.
Может, не помнить «Войну и мир» - это нормально? Хотя ведь про это химию с физикой кино не показывают.
А про Соню я подумала, что зря Наташа назвала ее пустоцветом. Роман заканчивается на самом счастливом моменте в жизни Ростовых-Болконских: все еще молоды, здоровы, много детей.
А ведь Толстой в романе описал многих своих родных. Не у всех есть прототипы, но у Сони есть. Это Ергольская, Татьяна Александровна, троюродная тетка писателя. Когда умерла мать Толстого, именно Ергольская - старая дева - воспитывала сирот. И не ей ли мы обязаны тем, что самый младший из детей, Левушка-ревушка, как его дразнили братья, стал великим писателем?
Но Толстой думал по-другому. Соня – пустоцвет. А вот свою умершую маму, которой он не мог помнить по малолетству, Лев Николаевич боготворил, регулярно посещал ее могилу, и даже был там незадолго до своей смерти.
Со справедливостью и благодарностью в мире всегда плохо дело обстояло.
Соня
"Он в душе своей как будто упрекал ее за то, что она была слишком совершенна, и за то, что не в чем было упрекать ее. В ней было все, за что ценят людей; но было мало того, что бы заставило его любить ее".
Соня являет собой образ, который трудно подвести под один из архетипов. У нее хватает характерных признаков, позволяющих отнести ее к категории «добрых жен» (молчаливость, самопожертвование, скромность, верность любимому человеку до конца, покорность, рассудительность, добронравие) и «злых» (притворство, уныние и тоска от общения с ней, ненужная жертва). Поэтому ее можно назвать чем-то средним между этими двумя архетипами. Но все-таки Соня более относится к персонажу, который не вызывает ни у автора, ни у читателя положительных эмоций. Почему?
Л. Толстой описывает ее один-единственный раз: подчеркивая ее красоту, грациозность, сдержанность, он буквально одним штрихом снимает обаяние. «Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густою черною косою, два раза обвивавшей ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрой и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не оформившегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору». Далее, описывая поведение Сони в гостиной, Л. Толстой дважды подчеркивает ее «притворную улыбку », что указывает все-таки на принадлежность ее к «злому» архетипу.
Соня тяготеет к лагерю «мертвых»: в ней нет той бурлящей жизнерадостности, какая есть в Наташе, она не динамична, не импульсивна. Это особенно подчеркивается тем, что в начале романа Соня и Наташа всегда вместе. Ей недоступны вершины духовной жизни Марьи и «вершины чувства» Наташи. Она слишком приземлена, слишком погружена в быт. Ей тоже даны радостные моменты жизни, но это лишь мгновения. Она - «пустоцвет».
Толстой наделил эту, в общем, неплохую девушку незавидной участью: влюбленность в Николая Ростова не приносит ей счастья, так как из соображений благосостояния семьи мать Николая не может разрешить этот брак. Соня испытывает благодарность Ростовым и так акцентируется на ней, что зацикливается на роли жертвы . Она не принимает предложения Долохова, отказом афишируя свое чувство к Николаю. Она живет надеждой, в принципе, рисуясь и демонстрируя свою непризнанную любовь .
Соня самоотверженна, имеет чувство собственного достоинства, выдержку, чувство долга. Но в ней нет жизненной игры , порыва. Николай Ростов женится не на ней, а на Марье. Естественное, искреннее самопожертвование и любовь княжны Марьи в корне отличается от расчётливого поведения Сони. Цель княжны -- счастье другого человека, цель Сони -- собственное счастье.
«Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! -- говорил Николай сам с собою, смотря на Марью. -- Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представлялось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил”.
Соня влюблена в Николая и остается верной этой любви до конца. Почему же Соня так верна Николаю? Почему не хочет освободить его от слова, данного ей в детстве по глупости. Она просто не хочет его от себя отпускать ни за что. Можно согласиться, что она мстит, но мстит несознательно . Чувство благодарности, привитое ей в детстве, требует компенсации за эту благодарность.
Но можно ли назвать счастливой Соню, и почему она осталась жить в доме Ростовых после женитьбы Николая? Ведь все, включая и его самого, тяготятся ею. Никому не нужна эта напрасная жертва . Она всю жизнь была жертвой, иногда играла в нее, но все равно была ею. Уроки, усвоенные в детстве, она продолжает использовать и теперь. Она не знает, как жить по-другому, она не сумела построить свою судьбу, потому что слишком много думала о других и надеялась на их великодушие. Других моделей поведения у Сони нет. Да и идти ей собственно некуда.