Экспериментальныя психология. Экзаменационный тест по экспериментальной психологии с основами психодиагностики Кафедра клинической психологии

Тесты по 15 минут и экзамен 20 минут Вопросы к экзамену 1. Определение предмета экспериментальной психологии. 2. Особенности и проблемы экспериментальной психологии. 3. Основные направления методологии научного исследования. 4. Наука как специфический вид человеческой деятельности. 5. Принципы научного исследования. 6. Научное исследование и его характеристика. 7. Типы научного исследования по характеру. 8. Типы научного исследования по цели. 9. Идеальное научное исследование, и его характеристики. 10. Реальное научное исследование, и его характеристики. 11. Научная парадигма и ее основные компоненты. 12. Понятие научной проблемы, ее характеристика и основные уровни. 13. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы. 14. Виды экспериментальных гипотез и их характеристика. 15. Классификация исследовательских методов. 16. Эмпирические методы в психологическом исследовании. 17. Особенности экспериментального метода исследования. 18. Понятие научной теории. Структура и компоненты научной теории. 19. Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора. 20. Экспериментальное общение, его особенности. 21. Экспериментальные эффекты проявляющиеся на уровне испытуемых. 22. Влияние личности экспериментатора на результат (эффект Пигмалиона). 23. Типичные ошибки экспериментатора, способы их контроля. 24. Методы контроля экспериментальных эффектов проявляющихся на уровне испытуемых. 25. Методы контроля экспериментальных эффектов проявляющихся на уровне личности экспериментатора. 26. Типы испытуемых, их мотивация на участие в эксперименте. 27. Норма эксперимента. Инструкция. 28. Описание экспериментальной ситуации. 29. Типы экспериментальных ситуаций. 30. Виды экспериментального исследования. 31. Этапы проведения целостного экспериментального исследования. 32. Основные структурные компоненты научного исследования. 33. Валидность: внешняя, внутренняя, операционная. 34. Экспериментальная выборка и способы ее создания. 35. Понятие об экспериментальной и контрольной группах. 36. Планирование эксперимента на одном испытуемом. 37. Доэкспериментальные планы их специфика. 38. Основные экспериментальные плапы, их специфика и схемы. 39. Основные квазиэкспериментальные планы. 40. Корреляционное исследование и его планирование. 41. Теория психологических измерений. 42. Типы шкал и виды допустимых преобразований. 43. Виды шкальных преобразований. 44. Основные виды психологических измерений и их классификация. 45. Результаты эмпирического исследования и их представление. 46. Обобщение экспериментальных результатов. 47. Представление результатов исследования: табличное, графическое, символическое, вербальное. 48. Требования к научному тексту.

1. Соотнесите уровни методологического анализа с их основными особенностями:

А) Общая методология;

Б) Специальная методология

В) Частная методология.

1. эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, опрос и т.д.);

2.диалектико-материалистический поход и основные научные представления о первичности материи и вторичности сознания, о движущих силах развития объективной реальности и психике и т.д.

3.методологические принципы; детерминизма, единства сознания и деятельности, объективности и т.д.

2. Соотнесите принципы отечественной психологической науки с их описанием:

А) Принцип объективности;

Б) Принцип детерминизма;

В) Принцип единства сознания и деятельности;

Г) Принцип развития;

Д) Принцип личностного подхода;

Е) Системно-структурный принцип.

1. Психика может быть правильно и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития.

2. Признание факта существования независимого от человека и человечества, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания.

3. Любое явление необходимо рассматривать как элемент сложной системы.

4. Ориентация на индивидуальные и социально-психологические особенности человека.

5. Причинная обусловленность психических явлений.

6.Сознание и деятельность не противоположны друг другу и не тождественны.

3. Какой вид психологического исследования описан ниже?

«Студентка пишет дипломную работу, направленную на изучение особенностей взаимоотношений больных шизофренией с родственниками, итогом работы она собирается вывести практические рекомендации для родственников таких больных».

4. Приведите пример теоретического исследования.

5. Определите объект, предмет, цель, гипотезу и задачи представленных тем:

«Взаимосвязь особенностей характера и адаптации студентов первого курса»;

«Особенности агрессивного поведения в среде рабочей молодежи»;

«Психологический анализ интеллектуальной одаренности детей из различных социальных групп».

6. Определите виды гипотез в следующих примерах:

А) «В своей работе мы исходим из предположения, что понятие эмоциональная зависимость существует»;

Б) «В своей работе мы исходим из предположения, что если у детей младшего школьного возраста повышать уровень креативности, то у них развиваются общие интеллектуальные способности»;

В) «Мы исходим из предположения, что между уровнем диалогической речи и уровнем развития творческой игры есть прямая связь».

7. Соотнесите методы сбора данных по Кеттеллу с их значениями:

А) L-данные;

Б) Q-данные;

В) Т-данные.

1. Сведения, получаемые с помощью объективных тестов;

2. Сведения, получаемые путем регистрации фактов реальной жизни;

3. Сведения, получаемые с помощью опросников и самоотчетов.

8. Распределите методы по основным 4-м группам, предложенным Б.Г. Ананьевым:

А) организационные методы;

Б) эмпирические методы;

В) обработки данных;

Г) интерпретационные методы.

1. Генетический метод;

2. Обсервационные методы;

3. Сравнительный метод;

4. Лонгитюдный метод;

5. Методы качественного анализа;

6. Комплексный метод;

7. Структурный метод;

8. Методы математической статистики;

9. Праксиметрические методы;

10. Метод моделирования.

9. Определите вид организационных методов в следующих примерах:

А) «В исследовании мы брали студенческую группу, в которой изучали динамику уровня толерантности на протяжении всего периода обучения»;

Б) «В исследовании мы изучали поведение людей, страдающих эпилепсией в ситуациях неопределенности. К нашему исследованию так же подключились клинический психолог и психотерапевт»;

В) «В исследовании мы сравнивали уровень общего интеллекта у детей, посещавших ДОУ и не посещавших (домашнее образование)».

10. Определите основные достоинства и недостатки метода наблюдение.

11. Продолжите определение. Опрос – это…..

12. Определите вид наблюдения в следующих примерах:

А) Психолог наблюдал за Марией в течение определенного периода. Он фиксировал все ее проявления психической деятельности.

Б) Анатолий (психолог) занимался интроспекцией, для определения провалов в памяти.

В) За Виталием (он один из близнецов в приемной семье) наблюдали в течении 10 лет, что бы определить его развитие в чужой семье.

Г) Карина для изучения особенностей работы в коллективе издательства «Речь» устроилась туда на работу.

Д) Анатолий анализировал поведение грабителей, наблюдая события на пленке.

13. С каких слов необходимо начинать вопрос, что бы человек начал рассказывать о себе, а не о событиях?

14. Объясните суть техники «Молчание».

15. Чем будет отличаться метод интервью, от метода беседа.

16. Выберите методы, которые относятся к группе праксиметрических:

А) Библиографический метод;

Б) контент-анализ;

В) метод моделирования;

Г) проективные методы;

Д) архивный метод.

17. Метод исследования причинно-следственных связей между изучаемыми переменными – это….

18. Соотнесите виды экспериментов с примерами:

А) Лабораторный.

Б) Естественный.

В) Формирующий.

1. В эксперименте проводился шестидневный тренинг по развитию эмпатийной наблюдательности для студентов-психологов.

2. Студентам в специально отведенном помещении предлагали разыграть ситуацию экзамена, для изучения особенностей памяти в стрессогенных ситуациях.

3. Экспериментатор измерял уровень «забывания» материала у студентов сразу после экзамена.

19. Верно ли утверждение, что генеральная совокупность и выборка это одно и то же?

20. Определите зависимые и независимые переменные в следующих примерах:

А) «Мы исходили из предположения, что если у детей младшего школьного возраста уменьшать нагрузку на глаза, то у них поднимется уровень успеваемости»;

Б) «Мы исходили из предположения о том, что если помещать подростков в специальную треннинговую среду у них снизится уровень агрессивности».

21. Вставьте пропущенные слова. В эксперименте всегда изменяется …… переменная, а наблюдается …. переменная.

22. Свойство истинности, правильности, соответствия реальности – это….

23. Определите, какие эффекты описаны ниже и к какой валидности они имеют отношение:

А) «Вы проводите естественный эксперимент, вашим испытуемым необходимо рассказывать о своих переживаниях прямо перед классом, но почему-то то, как отвечают испытуемые, не соответствует вашим изначальным представлениям»;

Б) «Вы проводите эксперимент, результаты которого повлияют на трудоустройство испытуемых. Один из претендентов показался вам надменным и излишне высокомерным, в результате по всем показателям у вас он получил низкий бал»;

В) «Вы проводите эксперимент, связанный с интеллектуальным уровнем одаренных детей, но почему-то одаренные дети пишут интеллектуальные тесты с теми, же результатами, что и обычные дети. Но вам для работы нужен более высокий уровень и вы ставите этим детям лишние баллы».

24. Какая валидность не соблюдена, если ваши данные не соответствуют теории, в рамках которой вы проводили эксперимент?

25. Соотнесите виды контроля и их описание.

А) элиминизация внешних переменных;

Б) создание константных условий;

В) балансировка;

Г) контрбалансировка.

1. Включение в дополнение к экспериментальной группе контрольной группы;

2. исключение влияния внешних переменных (помещения без звука, вибрации и т.д.);

3. создание неизменных внешних и пространственно-временных условий на протяжении всего эксперимента;

4. прямой порядок заданий в одной группе компенсируется иным порядком заданий в другой группе.

26. Определите модальность собеседника:

А) «Он смотрит в бок, когда вспоминает прошлые события».

Б) «Он смотрит вниз, вспоминая прошлые события».

В) «Он смотрит, вверх вспоминая прошлые события».

Некоторые тезисы из работы по теме Экспериментальныя психология
1. Наука – это:
1. сфера человеческой деятельности, результатом которой является получение нового знания о действительности;

2. проведение экспериментов в лаборатории;

3. обсуждение различных проблем с кем-то;

4. наблюдение за поведением человека.

2. К этапам научного исследования не относится:
1. постановка проблемы;

2. формулировка гипотезы;

3. проверка гипотезы;

4. эксперимент;

5. интерпретация результатов исследования.

3. Типом научного исследования не является:
1. пилотажное исследование;

2. экспериментальное исследование;

3. критическое исследование;

4. уточняющее исследование;

5. воспроизводящее исследование.

4. Научно-исследовательские методы подразделяются на:
1. теоретические и эмпирические;

2. теоретические, эмпирические и описательные;

3. теоретические, эмпирические, описательные и экспериментальные;

4. теоретические, эмпирические, описательные, экспериментальные и умозрительные.

5. Теоретические методы не включают в себя:
1. дедукцию;

2. индукцию;

3. трансценденцию;

4. моделирование.

6. Эмпирические методы не включают в себя:
1. неэкспериментальные;

2. эксперимент;

3. измерение;

4. структурно-функциональное моделирование.

7. Наблюдение – это:
1. неэкспериментальный метод;

2. метод структурно-функционального моделирования;

3. метод измерения;

4. не относится ни к одной из перечисленных групп.

8. Наблюдение отличается от эксперимента:
1. непосредственность восприятия изучаемого объекта;

2. большей пассивностью наблюдателя;

3. большей пассивностью экспериментатора;

4. ничем не различается.

9. Разновидностью беседы как метода исследования не является:
1. клиническая беседа;

2. интервью;

3. тестирование;

4. анкетирование.

10. Контент-анализ – это:
1. стандартизированный метод проведения опроса;

2. стандартизированный метод изучения текстов;

3. стандартный статистический метод анализа результатов эксперимента;

4. правильное определение контент-анализа здесь не приведено.

11. Шкала измерений – это:
1. градуированная линейка;

2. числовая ось;

3. диапазон изменений исследуемого признака;

4. правило, на основании которого исследуемому объекту приписывается символ (число).

12. Арифметические действия нельзя производить с данными, полученными на уровне:
1. номинальной шкалы;

2. порядковой шкалы;

3. шкалы интервалов;

4. шкалы отношений.

13. Независимая переменная – это:

14. Зависимая переменная – это:
1. условия существования изучаемого объекта, на которые экспериментатор никак не может влиять;

2. условия существования изучаемого объекта, которые принципиально остаются неизменными в ходе всего эксперимента;

3. варьируемые экспериментатором условия существования изучаемого объекта;

4. фиксируемое поведение изучаемого объекта.

15. Если темперамент – независимая переменная, то она имеет уровней значения:
1. 1;

16. Внешняя переменная – это:
1. условия, нежелательно влияющие на поведение независимой переменной;

2. условия, нежелательно влияющие на поведение зависимой переменной;

3. условия, которые никак не влияют на поведение исследуемых в эксперименте переменных;

4. ни одно из приведенных определений не подходит.

17. В экспериментальном исследовании влияния пола на агрессивность пол выступает в качестве:
1. внешней переменной;

2. внутренней переменной;

3. независимой переменной;

4. зависимой переменной.

18. Внутренняя валидность эксперимента – это:
1. отсутствие в эксперименте воздействия независимой переменной на зависимую переменную;

2. отсутствие в эксперименте искажающих воздействий внешних переменных;

3. воздействие в эксперименте только зависимой переменной на независимую;

4. отсутствие в эксперименте искажающих воздействий внутренних переменных.

19. Внешняя валидность эксперимента – это:
1. возможность экстраполяции результатов эксперимента в будущее;

2. возможность статистической обработки результатов эксперимента;

3. возможность осмысленной интерпретации результатов эксперимента;

4. возможность перенесения результатов эксперимента на поведение реальных объектов.

20. Одним из методов повышения внутренней валидности является:
1. элиминация;

2. экзальтация;

3. иллюминация;

4. сегрегация.

21. Идея метода константных условий, который применяется для повышения внутренней валидности эксперимента, состоит:
1. в неизменности воздействия внешней переменной при переходе с одного уровня воздействия независимой переменной на другой;

2. в неизменности воздействия независимой переменной при переходе с одного уровня воздействия внешней переменной на другой;

3. в неизменности воздействия независимой переменной при переходе с одного уровня воздействия зависимой переменной на другой;

4. в неизменности воздействия зависимой переменной при переходе с одного уровня воздействия внешней переменной на другой.

22. Метод балансировки для повышения внутренней валидности эксперимента применяется, когда:

4. в эксперименте число внешних переменных меньше числа независимых переменных.

23. Метод контрбалансировки для повышения внутренней валидности эксперимента применяется, когда:
1. в эксперименте число внешних переменных превышает количество независимых переменных;

2. в эксперименте невозможно выделить всех внешних переменных и управлять ими;

3. в эксперименте необходимо преодолеть эффект последовательности;

4. в эксперименте число внешних переменных меньше количества независимых переменных.

24. Выборка – это:
1. генеральная совокупность;

2. множество тех объектов, которые потенциально могут быть включены в экспериментальное исследование;

3. группа объектов, на которые переносятся результаты экспериментального исследования;

4. случайная группа объектов, на которых осуществляется экспериментальное исследование.

25. Главным условием внешней валидности эксперимента является:
1. эквивалентность экспериментальной выборки контрольной выборке;

2. репрезентативность экспериментальной выборки;

3. обширность генеральной совокупности;

4. узость генеральной совокупности.

26. К методам повышения внешней валидности эксперимента не относится:
1. метод рандомизации;

2. метод сертификации;

3. стратометрический метод;

4. первый и второй из указанных методов.

27. Планирование эксперимента – это:
1. составление графика выполнения исследовательских работ;

2. организация эксперимента в целях облегчения исследовательской работы экспериментатора и работы испытуемых;

3. организация эксперимента в целях повышения его внешней и внутренней валидности;

4. работа по финансовому, организационному и материально-техническому обеспечению эксперимента.

28. Факторные планы применяются для экспериментов:
1. с несколькими независимыми переменными;

2. с одной независимой переменной;

3. верно и то, и другое;

4. нет верных ответов.

29. В факторных экспериментах проверяют гипотезы:
1. только о взаимодействии независимых переменных с зависимой;

2. только о взаимодействии независимых переменных между собой;

3. только о взаимодействии независимых переменных с зависимой и о взаимодействии независимых переменных между собой;

4. нет верных ответов.

30. К типам взаимодействия независимых переменных в факторном эксперименте не относится:
1. сходящееся взаимодействие;

2. расходящееся взаимодействие;

3. нулевое взаимодействие;

4. диагональное взаимодействие.

31. К стандартным оптимальным факторным планам не относится:
1. латинский квадрат;

2. греко-латинский квадрат;

3. греческий квадрат;

4. первый и второй планы.

32. Метод позиционного уравнивания в экспериментах с одним испытуемым применяется в целях преодоления:
1. эффекта плацебо;

2. эффекта последовательности;

3. иллюзорного эффекта;

4. эффекта фасада.

33. К специфическим факторам, влияющим на валидность психологического эксперимента и связанным с личностью испытуемого, не относится:
1. эффект плацебо;

2. эффект Пигмалиона;

3. эффект аудитории;

4. эффект Хотторна.

34. Необязательным пунктом введения к научной статье, описывающей результаты эксперимента, является:
1. обоснование актуальности темы исследования;

2. постановка проблемы исследования;

3. формулировка исследовательской гипотезы;

4. описание полученных в исследовании результатов.


Экзаменационный тест по экспериментальной психологии

Вариант 1

ФИ_______________________________________дата______группа________

Количество правильных ответов _________ отметка_____________________

1. Опишите схематично классификацию методов по Ананьеву Б .Г.:

2. Выберите правильный вариант ответа.

Система принципов построения и способов организации научного исследования называется…

в) научным мировоззрением; г) методологией исследования ;

д) философским мировоззрением.
3. Выберите правильный вариант ответа.

г) все вышеперечисленное.

4. Выберите правильный вариант ответа.

Свойство теста измерять именно ту характеристику, для измерения которой он и был создан - …

а) надежность; б) устойчивость; в) валидность; г) точность;

д) стандартизированность.
5. Дополните.

опровергнуть) свою гипотезу-..

а) эффект плацебо; б) эффект Хоторна; в.) эффект фасилитации/ингибиции;

г) эффект ожидания; д) эффекта Пигмалиона.
10. Выберите правильный вариант ответа.

Понятие «идеальный эксперимент» ввел в употребление :

а)Д. Кэмпбелл. б) В.Вундт в) В.В.Дружинин г) Ф.Дж.Мак Гиган
11.Дайте название шкалам в соответствии с определениями :

Шкала получаемая путем присвоения «имен» объектам-__________________

Шкала образующаяся, если на множестве реализовано одно бинарное

отношение - порядок (отношения «не больше» и «меньше»)-_______________________


12. Выберите правильный вариант ответа.

Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого -…

А) беседа, Б) интервью, В) тестирование, г) опрос

13. Дайте определение понятия.

Валидность – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Дополните.

Это целенаправленное , организованное и определенным

образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

15. Вставьте правильный вариант ответа.

Проводится для того, чтобы одновременно проверить все возможные гипотезы.

а) «пилотажное исследование» б)полевое исследование в) критический эксперимент