Экстремальную туризм из чего складывается. Философия экстрима - психология - Философия Экстрима - hayextreme. Наземные виды экстремального туризма

Тот, кто ничем не рискует - не делает ничего, ничего не имеет и сам
есть ничто. Он может избежать страданий и печали, но он не способен
обучаться, чувствовать, изменяться, расти, любить - он не способен жить.
(Лео Ф. Бускалиа)

В статье проводится анализ основных подходов к изучению экстремального и приключенческого туризма с точки зрения философии, психологии, физиологии. Также дан краткий обзор необычных экстремальных туров.

Ключевые слова: экстремальный туризм, адреналин, риск, смерть, смысл жизни, самоактуализация.

В последние годы экстремальный и приключенческий туризм привлекает все большее количество путешественников. расширяют свой список: в 70-х гг. XX века к ним относилось 6-8 видов, а сегодня - несколько десятков, и этот перечень постоянно пополняется .

Поскольку экстремальный туризм очень многогранен, пока не существует единственного и однозначного определения этого явления. В целом, экстремальный туризм можно охарактеризовать как путешествия в труднодоступные, отдаленные места (горы, пещеры, джунгли, пустыни и др.) и занятие видами спорта, которые сопряжены с трудностями для человеческого организма и опасностью.

Если раньше экстремальные путешествия были востребованы лишь среди некоторых туристов, то сейчас находится все большее количество клиентов, желающих оказаться в экстремальных природных условиях, заниматься во время отдыха опасными для жизни видами спорта, посещать места природных и техногенных катастроф, оказаться на месте заключенных в настоящей тюрьме и т.д. Можно сказать, что постепенно участие в экстремальных и приключенческих турах становится даже модным. В чем же причина роста этой популярности? Почему туристы по всему миру готовы тратить часто немалые деньги, смертельно рисковать своим здоровьем, а иногда и жизнью ради экстремальных путешествий? Почему экстремальные туры значительно больше востребованы у жителей больших городов и, особенно, в экономически развитых странах Западной Европы и Северной Америки?

Популярность экстремального спорта и экстремального туризма можно рассматривать с философской, психологической, физиологической и других сторон. Попробуем проанализировать хотя бы некоторые подходы к данному социальному явлению.

Одна из распространенных точек зрения заключается в том, что экстремальный туризм дает возможность современному городскому жителю, проводящему большую часть своей жизни в офисе с заранее распланированным на многие дни вперед однообразным графиком занятий, избавиться от повседневной будничной рутины . Часто люди страдают от того, что в их жизни не хватает новых ощущений, разнообразия жизненных событий. Как считает генеральный директор туристической фирмы «Астравел» Алексей Ярошевский, «приключение олицетворяет фантазии о встрече со всем новым и необычным, в это слово уже «заложен» выход за рамки рутины, которым могут стать и водный поход по речке где-нибудь в средней полосе России, и восхождение по тропе инков в Перу. В отличие от других видов туризма приключенческий несовместим с ролью зрителя, путешественник в буквальном смысле своими руками может ощупать хотя бы небольшую часть Земли» . Таким образом, приключенческий и экстремальный туризм помогает добавить «острых» ощущений в повседневную, пресную жизнь горожанина.

Кроме того, новые, нехарактерные для обыденной жизни виды деятельности способствуют преодолению привычных стереотипов поведения . Имеющиеся в повседневной жизни потенциальные возможности не всегда реализуются: человек практически не выходит за рамки усвоенных моделей поведения. В нестандартных, трудных или экстремальных условиях старые поведенческие алгоритмы перестают работать или крайне неэффективны, тогда приходится вырабатывать новые более жизнеспособные поведенческие паттерны. В таких ситуациях (в том числе, экстремальных) личность и проявляет свою активность, которая находит свое выражение в творческом преобразовании самой ситуации, в саморазвитии индивидуальности.

Продолжая развитие этой темы, экстремальный туризм можно рассматривать также как личный протест человека против общества потребления , которое делает его зависимым и несамостоятельным. Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. В обществе потребления престижным становится материальное благополучие, а этические, религиозные и другие компоненты убывают в структуре сознания. «В культуре проявляется много декоративного, вторичного, эпатирующего, растут шоу-площадки для масс, востребованы развлечения» . Те, кто не согласен провести всю свою жизнь в бесконечном круговороте приобретения и потребления, посредством экстремальных путешествий стремится вырваться за пределы этих устоявшихся, общепринятых «ценностей». Правда, такой способ далеко не всегда означает переход к устойчивому доминированию нравственных критериев и бесповоротному отказу от потребительского благополучия в повседневной жизни после возврата из экстремального путешествия в обычную реальность.

Популярность экстремального туризма можно объяснить и с точки зрения адреналиновой теории . В момент угрозы у человека происходит стрессовая мобилизация всех сил организма. В небольших дозах стресс может быть приятен, так как позволяет почувствовать возбуждающие и эйфорические эффекты прилива адреналина. «Удовольствие - это реакция на пережитые боль и страх», - считает психофизиолог, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Чингиз Измайлов. Повышение уровня адреналина в крови влияет на работу определенных клеток нервной системы, что приводит к возникновению чувства страха, ощущения боли. Снижение его уровня действует на другие клетки, и человек испытывает обратную реакцию - удовольствие. Одним словом, когда боль и страх проходят, мы ощущаем наслаждение, удовольствие. Удовольствие в экстремальной ситуации возникает исключительно в ответ на пережитые страх и боль . При возникновении адреналиновой зависимости человек может жить только на пределе, он фактически «питается» ситуациями, провоцирующими выброс адреналина. Причем, как и при любой зависимости, экстремалу требуется все большая доза риска. Человек забирается все выше, погружается все глубже, едет все быстрее. Более того, он и в обычной жизни бессознательно ищет риск и опасность, провоцирует критические ситуации . Необходимость в сильном эмоциональном потрясении для достижения чувства удовольствия, потребность в острых ощущениях заставляет людей искать нестандартные развлечения, в том числе заниматься экстремальным туризмом.

Итак, распространено мнение, что экстремальный туризм позволяет удовлетворить потребность в риске , которого не хватает в обыденной жизни. «Мы закоснели в неподвижности, заперли себя в четырех стенах, в обыденной жизни нам почти не приходится переживать опасные ситуации, и потому нам не хватает стимулов, побуждающих к движению», - говорит Валерий Розов, двукратный чемпион мира по парашютному спорту, мастер спорта по альпинизму. В последние несколько лет он всерьез увлекся бейс-джампингом . Действительно, риск может быть сильным стимулом к развитию, мобилизуя внутренние резервы человека, способствуя позитивным изменениям. Порой, в стрессовой ситуации человек может быть намного более эффективным. Однако большинство экстремальных туристов и исследователей этого явления не считают, что риск является основной целью экстремального туризма. Альпинистка Лин Хилл (Lynn Hill) отметила: «Экстрим часто ассоциируется с чем-то опасным и рискованным, но это никогда не было моей мотивацией в скалолазании. Основная причина моего увлечения заключается в том, что я глубже познаю себя, также важно чувство единства с партнерами и окружающая природа» . «Экстремальные переживания дают уникальную возможность познать себя, - объясняет юнгианский психоаналитик Станислав Раевский. - Постичь, чем ты отличаешься от других, обрести нечто, способное заново придать смысл твоему существованию» .

Занятие опасным для жизни экстремальным туризмом можно также расценить как бессознательное или осознанное стремление человека к смерти . Так, по мнению 3. Фрейда, влечение к смерти (Todestriebe) - одна из двух основ жизнедеятельности человека . Не стоит отрицать подобного объяснения. Безусловно, экстрим имеет прямое отношение к смерти и увеличивает вероятность приближения к ней. Однако, на наш взгляд, есть и другой, заслуживающий особого внимания, взгляд на вопрос о взаимосвязи между экстремальным туризмом и смертью.

Возможно, более верным является предположение, что занятия экстримом помогают человеку глубже осознать собственную смертность, неизбежность наступления Конца . В XX веке смерть стала чем-то, чего надо бояться, избегать даже мысли о ней. По словам Альвареза, это стало практически запретной темой, а упоминание о ней становится неуместным . Объяснение находят в том, что смерть непредсказуема, ее наступление нельзя предугадать. В современном обществе, где принято планировать свою жизнь, где спонтанность в поступках кажется странной и неразумной, людей пугает то, что внезапная смерть в одночасье может разрушить все их планы. Смерть является слишком нестабильным фактором, вносящим нежелательные элементы хаоса.

Как отмечал М. Хайдеггер, многие считают, что смерть - это то, что присуще другим, но только не нам самим. Тем не менее, мы должны задумываться над смертностью собственного бытия . Психологи, в свою очередь, отмечают, что их пациенты вытесняют вопросы, связанные с возможностью собственной смерти.

Экстремальный туризм как раз и позволяет человеку почувствовать возможность смерти как реальную угрозу жизни, встать лицом к лицу со своей смертью. В реальной экстремальной ситуации вероятность смерти перестает быть мало осознаваемой абстракцией. И только приняв свою смертность, пережив беспомощность, человек может жить более полной, насыщенной жизнью, ценя и осознавая каждый прожитый день и миг. Переживание конечности собственного существования способствует «восстановлению собственной глубинной действительности», которое необходимо для процесса «корректировки» и «проверки истинности» жизненных устремлений человека . Таким образом, занятия экстремальным туризмом можно расценивать не как бессознательное стремление к смерти или игры со смертью, а как возможность глубоко осознать свою смертность и через это осознание начать жить более полной жизнью .

Вслед за осознанием неизбежности Конца, наступления смерти, человек приходит к вопросу о смысле своей жизни. Размышления на эту тему нередко способствуют самоактуализации, совершенствованию личности . Люди, которых не устраивает пустое, не наполненное смыслом существование, стремятся к постоянному развитию и совершенствованию. Они стараются быть активными во всем, в том числе в отдыхе. Активный, включая экстремальный, туризм побуждает личность к развитию. Оказавшись в экстремальной ситуации, испытав стресс, столкнувшись с прямой угрозой, личность стимулируется на серьезные внутренние изменения. Это может привести к переосмыслению собственной жизни, основных ценностей и целей. Экстремальный туризм, в этом случае, служит инструментом поиска смысла жизни, а, следовательно, развития и самосовершенствования личности. А. Давыдов, один из ведущих «экстремальных» каякеров России, говорит: «Каждый раз, повышая собственную планку в преодолении препятствия, ты получаешь взамен определенную степень свободы, раскрепощения. Эту новую степень свободы ты экстраполируешь на все прочие аспекты жизни. И понимаешь, что в окружающей жизни для тебя пропадают какие-то ограничения. Совершенно меняется жизненная философия. Ты как бы всякий раз собираешь определенные кирпичики, из которых выстраиваешь перед собой новую дорогу. Это бывает и с людьми, прошедшими свой экстрим в бизнесе. Для меня основной смысл экстрима - во внутреннем изменении» .

Здесь уместно сослаться на мнение социального психолога П. Шихирева о том, что сегодня все большее место занимает проблема потребности и способности человека трансцедентировать , выходить на новый уровень, соединяться с ним и забываться (забывать себя). Способы и формы этого трансцедентирования бесчисленны: от переживания творческого вдохновения до алкогольной эйфории; актуальное стремление молодежи к экстремальным приключениям и проявлениям себя отражает эту тенденцию .

Кроме того, экстремальные путешествия способствуют также освоению новых социальных ролей - (Я - путешественник, странник, экстремал), что, в свою очередь, помогает сделать личность человека более устойчивой. Каждая новая социальная роль является как бы дополнительной «ножкой» опоры для самосознания человека, возможностью использования новых поведенческих стратегий, возможностью не потерять себя, если будет утеряна важная социальная ипостась.

Еще один аргумент в обоснование популярности экстремального туризма связан с последствиями утверждения глобальной информационной культуры. «Компьютеризированная цивилизация все настойчивее вводит нас в виртуальный параллельный мир, опосредуя им наше бытие в миререальном» . Грань между виртуальным и реальным миром становится размытой, ощущение Настоящей Жизни притупляется. Экстремальные и приключенческие путешествия позволяют глубоко и остро прочувствовать реальность собственного существования . Виртуальные приключения за компьютерным экраном пробуждают стремление испытать нечто подобное в собственной жизни, отказаться от подмены «Я» «Другим» и стать этим «Другим» в своей собственной жизни. Склонность к авантюре, неудовлетворенность настоящим, о чем уже говорилось выше, подталкивает человека к экстремальным испытаниям. Уже не в компьютерной игре, а в собственной единственной жизни, оказавшись в нетипичных, далеко выходящих за рамки повседневности, экстремальных ситуациях, человек освобождает ум, он сосредоточен только на том, что происходит в данную секунду. Комплекс особых переживаний человека, возникающих в момент проживания экстремальной ситуации, можно характеризовать как состояние «интенсивного присутствия»: «это гораздо больше, нежели простое физическое нахождение. Присутствие означает, прежде всего, осознание своей субъективности, контакт с собственной внутренней жизнью, с потоком переживаний... это не «думание о» или «разгадывание» своего «Я». Это скорее открытость внутреннему исследованию, чуткое прислушивание ко всем нюансам своего напряженного взаимодействия с Миром, интенсивное переживание каждого момента этой сопричастности. И, естественно, присутствие означает соприкосновение с непосредственными и актуальными переживаниями», - говорит Дж. Бьюдженталь, один из основателей экзистенциальной психотерапии .

В психологии существует множество и других теорий, объясняющих увлечение экстремальными видами спорта в т.ч. как попытку преодоления собственных страхов, комплексов, детских травм . По мнению французского психотерапевта Михаэля Балинта (Michael Balint), желание рисковать является индивидуальной реакцией на травматический опыт рождения - своеобразной защитной стратегией, суть которой в том, чтобы «опережать и дразнить опасности, тем самым парадоксальным образом страхуя себя от них» .

Австро-американский психоаналитик Хайнц Кохут (Heinz Kohut) предлагает другое объяснение: будучи изгнан из уюта материнского чрева, будущий экстремал развивает у себя гипертрофированное эго, которое позволяет ему преодолеть ощущение собственного бессилия и брошенности . Он вынужден постоянно доказывать себе: я действительно хорош, я в самом деле чего-то стою. Его девиз - «Слабо?..», а единственная цена, которой приобретается самоуважение, - постоянный риск и испытание себя. «Эти действия очень похожи на нарциссическое любование, - поясняет Андрей Россохин. - Человек, испытавший нехватку любви в детстве, бессознательно постоянно и любыми средствами стремится подтверждать свою ценность. Таким образом он заполняет пустоту, которая живет в его душе» .

Психоаналитик Дженифер Хант (Jennifer С. Hunt), которая исследовала мотивации глубоководных дайверов, также считает, что занятия экстремальным спортом являются компенсацией чувства слабости и незащищенности в детстве . Большинство дайверов, участвовавших в ее исследовании, испытывали сложности во взаимоотношениях со своими отцами. Хант установила, что физические наказания, вербальные оскорбления, насилие в детстве формируют во взрослом возрасте стремление к рискованному поведению .

Еще одна причина интереса к приключенческому и экстремальному туризму заключается в возможности соприкоснуться с миром природы , хотя бы на время путешествия вернуться к истокам своего существования. Общение с природными стихиями, встреча с настоящим, а не «телевизионным» миром животных и растений пусть и ненадолго, утоляет голод общения с природой.

Таким образом, каковы бы ни были истинные причины роста популярности экстремальных и приключенческих путешествий, организаторы туристской деятельности должны учитывать это в своей работе. Спрос неизбежно формирует предложение, поэтому на рынке появляются все более необычные, а иногда и шокирующие туристские программы.

Так, украинские турфирмы предлагают для соотечественников и иностранных туристов совершить «романтическую» поездку в заброшенные города в районе Чернобыльской атомной катастрофы. Любой взрослый человек в возрасте старше 17 лет, заплатив 200- 400 долларов, может на время почувствовать себя сталкером. Поездка на место катастрофы пользуется большой популярностью у европейцев .

Достаточно новым экстремальным видом спорта является слэклинг. Основа этого экстремального направления заключается в хождении по канату над долинами в горах или между высокими деревьями. Порой высота над пропастями составляет сотни метров .

Abstract. The article analyses basic approaches to studying extreme and adventure tourism philosophically, psychologically and physiologically. The author also offers a short review of unusual extreme tours.

Key words: extreme tourism, adrenaline, risk, death, reason d"etre, self-actualization.

Введение

Туризм - это жизнь во всём её многообразии, сконцентрированная на коротком промежутке времени, характеризующаяся определённым целеполаганием и способом осуществления.

Экстремальным туризмом является спорт мужественных людей, преодолевая трудности, люди доказывают на сколько неисчерпаемы возможности человека. Экстрим закаливает характер человека.

Множество организаций занимаются туризмом, но они не подготавливают людей к экстремальным ситуациям. Экстремальный туризм это как учение о выживании, главное не просто знать, как вести себя в той или иной ситуации, но и уметь это делать, т.к., когда появляется риск, поздно начинать чему-то учиться.

Экстремальный туризм - это самый верх всего туризма. Когда человек уже многого достиг в преодолении препятствий подстерегающих на перевалах и перекатах, то сразу появляется чувство, что чего-то не хватает и это обозначает, что наконец-то пришло время переступить черту.

Экстрим - это не спорт, это удовольствие и интересное времяпрепровождение. Экстремальный туризм - это образ жизни! Это я и попытаюсь доказать в своей работе.

Актуальность данной работы заключается в том, что в современном мире экстремальный туризм становиться все более популярным видом проведения свободного времени. Сплавы по бурным рекам, лыжные путешествия, погружения в глубины океанов и "парение" в облаках - так теперь выгладит отдых, заменивший собой предшествующий ему "пляжно - отельный" туризм. Туризм выступает как сложное социальное явление, которое имеет много граней, поскольку ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать его как объект собственных исследований и ни один из существующих социально - экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс его проблем.

Целью курсовой работы является изучение экстремального туризма.

Для достижения цели выделяются следующие задачи:

1. Раскрыть понятие об экстремальном туризме.

2. Рассмотреть специфику экстремального туризма.

3. Рассмотреть виды экстремального туризма.

4. Изучить самые экстремальные места.

Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе раскрывается понятие экстремального туризма и его специфика. Во второй главе рассматриваются виды экстремального туризма. Третья глава посвящена самым популярным местам для экстремального туризма.

Экстремальный туризм

Понятие об экстремальном туризме

Активные виды отдыха притягивают к себе все больше внимания. В последнее время активно развивается приключенческий туризм - вид туризма, который объединяет все путешествия, связанные с активными способами передвижения и отдыха на природе, имеющие целью получение новых ощущений, впечатлений, улучшение туристом физической формы и достижение спортивных результатов. К специальным видам относится экстремальный туризм, набирающий силу во всем мире, особенно в России.

Все больше людей стремятся увидеть красоты подводного мира, спуститься по горному склону на лыжах и даже прыгнуть с парашютом. В Европе, например, этот вид туризма начал развиваться быстрыми темпами и становиться более массовым в конце 1980 х - начале 1990 х гг. А у нас, в России, - с середины 1990-х. Несмотря на то, что этот вид туризма из года в год становится все более популярным, туристы в основном предпочитают такие, по прежнему популярные виды туризма, как экскурсионный, познавательный, пляжный и др. А все потому, что большая часть туристов не знает, что в себя включает экстремальный туризм, куда можно поехать (а ведь можно даже не выезжать за пределы своего города) и сколько все это стоит. В России экстремальный туризм развит не так хорошо, как в других частях света, в частности в Европе. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.С. 73

Согласно типологии, принятой Всемирной туристской организации, туризм включает в себя несколько подвидов, в частности активный и пассивный туризм. Активный туризм включает в себя и сафари, и альпинизм, и плавание на плотах по рекам, одной из его разновидностей можно назвать экстремальный туризм, обязывающий путешествующего иметь отличную спортивную форму. Соколова М.В. История туризма.М. 2002 г.С. 4-5

Иногда под экстремальным туризмом понимают отказ от новейших электронных и механических приспособлений, помогающих выжить (GPS и другие навигаторы, огнестрельное и иное оружие, кроме ножа). "Выживальщик" (именно так называется человек, занимающийся экстремальным туризмом) берёт с собой только самые древние и необходимые вещи: нож, флягу, спички или кремень. Выживальщику следует знать о свойствах растений, грибов и об опасностях, которые представляют животные и насекомые в местности, на которой он и будет заниматься экстремальным туризмом. Также за неимением навигатора следует взять компас, аптечку по необходимости. http: //ru. wikipedia.org/wiki/%DD%EA%F1%F2%F0%E5%EC%E0%EB%FC%ED%FB%E9_%F2% F3%F0%E8%E7%EC

Активные виды отдыха приобретают все больше поклонников среди обычных туристов. Особенно популярным стал дайвинг, один из самых экстремальных видов. Дайвинг затягивает. Он опасен и увлекателен. Он моден. Парашютистам и горнолыжникам приходится потесниться - число дайверов в России и во всем мире стремительно растет. Сами дайверы уверены, что лучшего отдыха, чем погружение на 40 метровую глубину с тяжеленными баллонами за спиной, нет. При взгляде на цифры становится ясно: распространение дайвинга сравнимо только с эпидемией. Сейчас в мире почти 20 млн сертифицированных дайверов любителей, а 40 лет назад их было всего несколько сотен. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.С. 73

Нынче очень популярны прыжки с парашютом. С парашютом начали прыгать больше полувека назад, но в массовый вид отдыха они превратились только лет 15 назад. Сейчас существует много вариантов прыжков с парашютом. Это и скайсёрфинг, и групповая акробатика, но все большую популярность набирает ВАSE jumping. Там же

Если кому то не нравится нырять под воду или прыгать с огромных высот - тогда можно попробовать виндсёрфинг, тоже популярный вид отдыха. (Но стоит учесть, что это удовольствие связано с постоянными падениями в воду и реальной возможностью захлебнуться в морских волнах, а также неизбежными мозолями на руках.) Или же испытать себя в сплаве по бурным горным рекам, который точно запомнится надолго. Тем, кто боится воды, подойдут пешие туры. Это тоже экстремальный туризм, который сопряжен с трудностями и опасностями. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб., 2001.

Самым же экстремальным отдыхом можно смело назвать альпинизм, где проверяется как физическая, так и психологическая выносливость человека.

Альтернативой альпинизму может стать поход по пещерам. Впечатлений от такого похода обычно хватает надолго.

Экстремальный туризм - перспективное направление в сфере отдыха и развлечений. Начиная примерно с 2000-х годов многим людям, особенно проживающих в экономически развитых странах, не хватает острых ощущений. Человек, устроив свою жизнь, обезопасив себя от природных катаклизмов, начинает понимать, что ему не хватает адреналина. Прежде всего, нужно рассмотреть понятие "экстрим". Рындач М.А. Основы туризма. Учебное пособие. М. 2012. С. 46

Конкретного определения, что именно нужно считать экстремальным видом спорта или туризма, не существует. Существуют различные разновидности профессиональной деятельности или развлечений, связанные с большим риском для здоровья и вообще для жизни в целом. Но то, что является экстримом для одних людей, может быть работой для других.

экстремальный туризм россия вид

Малоподвижный образ жизни современного, особенно городского человека, который не регулярно занимается спортом или просто физическими нагрузками, приводит к тому, что человек абсолютно не переносит какую-либо нагрузку. Как ни странно звучит, но все более быстрый темп жизни общества всецело приводит к менее подвижному образу жизни его членов. Человеку не хватает физических нагрузок и движения. Отсюда вытекает следствие, что для таких туристов обычный 5-километровый поход с легким рюкзаком или подъем на холм высотой 300 м - это становится серьёзным испытанием. Даже любой туристский поход IV-V категории сложности, по мнению многих специалистов, уже считается экстремальным. Категория сложности в экстремальном и спортивном туризме определяется продолжительностью похода в днях (для IV категории не менее 13 и для V не менее 16 дней) и протяженностью в километрах. Минимальное расстояние определено для горных походов (IV категория - 150 км, V - 160 км). Для пешеходных путешествий эта цифра определяется в 220-250 км, лыжных - 250-300 км, водных - 225-250 км, велосипедных - 800-1100 км, мотоциклетных - 3200-4000 км, автомобильных - 4500-5000 км. Поэтому понятие "экстремальный туризм" очень относительно. Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме. М.: Научная книга, 2006. - 136 с.С. 70

В связи с этим многие фирмы, занимающиеся приключенческим туризмом, вводят собственные категории маршрутов.

Сейчас в туристической сфере появилось множество новых экзотических терминов: "трекинг", "рафтинг", "джипинг, или джип-сафари", "дайвинг" и т.д. Однако при ближайшем рассмотрении это те же старые виды пешеходного, водного, автомобильного, подводного и другого туризма.

Конечно, новые технологии, материалы и оборудование позволили перейти традиционным туристическим направлениям на качественно новый уровень. К тому же в связи со всеобщей демократизацией и ускорением обмена информацией в мире резко увеличилось количество регионов, открытых для посещения и изучения. Благодаря активной исследовательской деятельности ученых и энтузиастов в мире ежегодно открываются сотни новых удивительных объектов природы, истории и культуры. Следует отметить, что мнение о том, что на планете Земля обследованы практически все уголки и открывать особенно нечего, сильно преувеличено. До сих пор во многих местах (и вовсе не обязательно очень удаленных и труднодоступных от центров мировой цивилизации) нога человека еще не ступала. Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме. М.: Научная книга, 2006. - 136 с.С. 70

В настоящее время не существует устоявшейся классификации видов экстремального туризма и развлечений. Как, уже было сказано, это связано с относительностью экстрима. Поэтому приведённую ниже классификацию следует рассматривать как обобщённую, характеризующуюся по основным определениям туризма.

Введение.
Философия и туризм, что между ними общего? С этим вопросом обратимся к мировой истории, где чётко прослеживается связь этих на первый взгляд разных понятий. Прежде всего дадим определение философии и туризма.
Философия является самой древней наукой, насчитывающей в своём развитии около трёх тысячелетий.
Термин «философия» происходит от греческих слов «phelio» - любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это ещё не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия недостаточно, чтобы быть философом. Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор. По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание:
«Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины». Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 – ок. 460 до н. э.). Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин. По мнению Аристотеля (384 – 322 до н. э.), задача философии - постижение всеобщего в самом мире.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод о том, что философия является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом, отражая в действиях определённых социальных сил его идеалы, устремления, цели и задачи.
Переходя к определению туризма, хотелось бы сказать, что путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука и множество другого.
Путешествие – термин, обладающий значительной общностью понятийного смысла, обозначающий перемещение людей в пространстве и времени независимо от цели такового.
Туризм – частный случай путешествий, однако имеет чёткие отграничения из общности, строго определённые характеристики, имеет множество определений в понятийном смысле. В целом, это временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну в свободное время в целях получения удовольствия, лечебных, гостевых познавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях.
Дав определение туризма и философии, отметим, что они взаимосвязаны, поскольку их объединяют такие области знаний как психология, антропология, социология, экономика, география, информатика, право, культурология, история, религия.
Философия раскрывает культурно-историческое единство человечества, обосновывает критически-рациональный подход к процессам и явлениям, необходимость разумного начала во взаимодействии человека с миром, доказывая, что человек является не случайным явлением в его существовании. Современная философия как новый этап в развитии теоретической мысли отражает состояние общества и положение человека в мире применительно к постиндустриальной эпохе и соответствующему уровню достижения науки.
На сегодняшний день туризм является крупной мировой индустрией, которая оказывает значительное влияние на современное общество. Во многом от него зависит мировая политика, экономика, культура. Туризм прежде всего является культурным явлением, средством межкультурных коммуникаций. Культурный туризм, в его классическом понимании, предусматривает знакомство человека с новыми дестинациями, территориями, народами, религией и культурой. В его основе лежит потребность в духовном освоении культуры мира. Туризм во многом определяет мировоззрение общества в целом, формирует новые взгляды на уже казалось бы изученные области знаний. Мировоззрение формируется у человека на протяжении всей жизни, поскольку всю жизнь восстанавливается потребность разрешить противоречия между субъективным миром человека и окружающей его реальностью. Мировоззрение определяется как идейно-философское обоснование основных проблем человеческого бытия. Тот факт, что философия рассматривает проблемы мира в неразрывной связи с проблемой отношения человека с этим миром, т. е. мировоззренческая насыщенность философии имеет неотъемлемый характер, приводит даже к тому, что ряд учёных отрицают за философией право называться наукой, оставляя за ней право быть лишь феноменом культуры.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что философия заинтересована в дальнейшем развитии туризма, так как он является культурным направлением и влияет на развитие науки и мирового сообщества. Туризм даёт философии возможность изучать окружающий мир, искать смысл бытия в возникающих проблемах и катаклизмах. Многие учёные занимаясь изучением туризма, выделяют его как совершенно новую, малоисследованную науку о мире. Таким образом, можно говорить о новом направлении в философском знании – философии туризма.

1. История туризма.
Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к миропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поисков новых ресурсов и новых транспортных путей. Науке познания развития нашей цивилизации поддаётся обозрению достаточно небольшой период, исчисляющийся пятью тысячелетиями. Однако более или менее точно доступно описание лишь путешествий относительно недавнего времени. Из истории к нам дошли имена великих путешественников, которые открыли новые континенты и земли, народы и природные явления, дали основу уникальной системе географических и иных знаний.
Несомненно к числу наиболее ранних путешественников следует отнести прежде всего торговцев и паломников. Желание владеть землями и ресурсами и торговать вечно двигало в другие местности, территории, страны, континенты. Известный греческий историк Геродот ещё в V веке BC описал все известные путешествия и открытия. Географ и исследователь Пифией, выходец из Массалы (Марсель, Франция), предпринял в 320 г. ВС фантастическое по тем временам путешествие вокруг Европы, обошёл в прибрежных водах остров Британия и даже добрался до Норвегии и предположительно до Исландии. Он оставил уникальный труд «Об океане» с множеством географических открытий. Анаксимандр из Милета (ок. 610-547 (?) до н. э.), др.-греч. математик и философ, представитель греческой научной школы философов и стествоиспытателей был автором сочинения «О природе», создатель геоцентрической модели космоса. Ему приписывают составление первой географической карты.
Если обратиться к истории и обычаям древнеримской эпохи, то можно узнать, что богатые аристократы с разрешения императора совершали путешествия с целью отдыха, получения удовольствия.
Теория удовольствия бытовала ещё в античности и в полной мере развита Эпикуром и его последователями – эпикурейцами. Эпикур (341-270 гг. ВС) – древнегреческий философ, последователь атомистического учения Демокрита. Родился на о. Самос в семье афинского клеруха Неокла. Философией начал заниматься с 14 лет. Учителями его были платоник Памфил и сторонник Демокрита Навсиан. Эпикур, первоначально называвший себя демокритовцем, впоследствии стал подчёркивать свою самостоятельность, хотя на самом деле в основу своего учения положил учение Демокрита. По достижении 32-летнего возраста Эпикур сам стал учить философии, а около 306-307 гг. ВС основал в Афинах свою школу. На воротах сада, где он учил своих учеников, была начертана надпись: «Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо». Эта школа в дальнейшем получила название «Сад Эпикура». Философию Эпикур делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику. Философию в целом Эпикур определял как деятельность, доставлявшую посредствам исследований и размышлений счастливую жизнь. Началом же и концом счастливой жизни Эпикур считал удовольствие. Для Эпикура счастье – это удовольствие. При этом он указывал, что под удовольствием следует понимать отсутствие страданий. Считая, что удовольствие – это критерий блага, Эпикур вовсе не стоял на позиции, что человек должен предаваться любым удовольствиям без разбора. Нет, при выборе удовольствий человек должен руководствоваться принципом благоразумия, только в этом случае он получит истинное наслаждение.
Можно, разумеется найти и другие определения, увязывающие туризм и удовольствие. «Словарь иностранных слов, вошедших в русский язык» И. П. Бодуэна де Куртуне, изданный в России в 1911 г., даёт словарную статью на термин «турист» следующего содержания: турист (фр.) – путешествующий ради познавательности, удовольствия и развлечения.
Достаточно интересное определение туризма даёт француз Р. де Паж: «Туризм – это умение прогуливаться. Масса людей катается верхом, гуляет, ездит на велосипеде, на яхте – однако же не прогуливается. Может быть, это умение нужно приобрести, или это способность, которой следует обладать от рождения, или же и то и другое вместе, быть может это наука, которую надо изучать и упражняться в ней, но которую нельзя создать? Уметь заинтересоваться облаком, которое несётся в вышине, светом, который всюду проникает, воспоминаниями, воспоминаниями, которые восстают в памяти во время езды, цветами природы, гармонично смешанными в общей массе, различными звуками, уловить живописную и обыденную сторону всех чувств пребывания на открытом воздухе, или согласовать, отдаться и наслаждаться ими всецело – вот что такое туризм».
Следует отметить многократное открытие американского континента и его освоение, заселение Исландии в 900-1100 гг. и Гренландии и далее до американского континента (до Ньюфаундленда) и основали там колонию. Найдены остатки их поселений и даже достаточно документарно установлены имена колонистов. Возглавил эту экспедицию переселенцев их Исландии в 982 г. Эрик Рыжий. Известны весьма протяжённые торговые пути «из варяг в греки», «Великий шёлковый путь» и многие другие маршруты, имевшие именно торговую направленность.
Толчок к развитию массового туризма дал технический прогресс. В 1830 г. Вошла в строй первая в мире железная дорога между Манчестером и Ливерпулем. В 1833 г. в России был построен первый паровоз Черепанова. Технический прогресс значительно увеличил возможность людей путешествовать, открывать для себя новые миры, духовно и культурно обогащаться.
Основоположником современного туризма является Томас Кук, баптистский пастор. В 1843 г. он организовал первый экскурсионный железнодорожный тур для 570 человек своей паствы в соседний город. Сегодня компания «Томас Кук» владеет 12000 туристских агентств во всех странах мира.

2. Туризм как культурное явление.
Известно более 500 определений культуры. В Древнем Риме под культурой понимали сельское хозяйство (возделывание земли). В настоящее время культура это: 1. определённая сфера жизни общества, получившая институциональное закрепление, 2. совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу, нации. Культура отражает уровень качественного развития духовных достижений. Таким образом, культура – увязанная система знаний, верований, искусства, морали, законы и обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Вся культура нацелена на формирование человека, способного в своих действиях воплотить накопленный сообществом опыт жизнедеятельности, в этом заключена сущность культуры, в этом заключена её структура. «Современная культура – это культура ориентированная не на пользу, а на самоценность человека как уникальности, как личности, как единственного источника продуктивного деяния. Хотя ещё Кантом был провозглашён принцип, что человек всегда должен быть целью и никогда не должен быть средством, но именно для современной культуры он всё больше становится регулятивной идеей, а не просто гуманистическим мечтанием».
Путешествия во все века имели большое значение для культуры. Их можно отнести к средствам межкультурных коммуникаций. Коммуникации играют огромную роль в мировой жизни. От них зависит социальная, культурная, политическая и экономическая ситуация. Коммуникации являются основой любой культуры. Культура предстаёт формой трансляции социального опыта через освоение поколением не только предметного мира культуры, навыков и приёмов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причём эта регулирующая социальный опыт роль культура такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о прекрасном и безобразном, добре и зле, отношение к природе и обществу, сущему и должному. Только благодаря определённым знаниям человек достигает определённого культурного уровня. Для того чтобы получить эти знания нужно общаться, а чтобы общаться нужны средства коммуникации. Хочу заметить, что коммуникации не всегда проходят в мирной обстановке. Многие народы подвергались нападениям из вне. Происходило столкновение культур, которые в следствии взаимодействия перенимали друг у друга элементы культуры. В результате таких контактов нередко возникало что-то новое и более совершенное. Наиболее ярко это видно на примере России. Можно выделить три периода, когда наша страна взаимодействовала с другими культурами. Это крещение Руси, русская культура золотоордынского ига, правление и реформы Петра I.
Принятие христианства позволило русской культуре через контакт с Византией преодолеть локальную ограниченность и приобрести универсальное измерение. Язычество выделяло человека из природы, он был нерасторжим с миром её вечного круговращения. С принятием христианства культура осознаёт себя и своё место в мире. Православие стало духовной основой Руси. Сложились единство языка, веры и власти, без чего в впоследствии было невозможно восстановление единого государства, а также его сохранение в ходе колонизации земель. Через православную Церковь шёл процесс освоения произведений Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина, прививалось уважительное отношение к философии. В этих работах отцов церкви философия рассматривалась как познание сущего; познание божественного и человеческого; как размышление о жизни и смерти; как уподобление Богу через культ добродетели; как искусство искусств и наука наук, ибо философия – это начало, это любовь к мудрости. В становление русской философии свой вклад внесли митрополиты Илларион Киевский, Никифор Грек и Климент Смолятич. С приходом православия на Русь, начало развиваться паломничество. Огромное количество паломников шли к местам поклонения на Святую Землю, что являлось прообразом современного туризма.
Другой значимый контакт с иноземным влиянием, это русская культура золотоордынского ига. Иго Золотой Орды – одно из тяжелейших испытаний в отечественной истории. Издревле многогранные отношения связывали русских с кочевым Востоком. Особое значение в контексте проблемы влияния кочевых культур на развитие русской культуры имеет проблема монгольского влияния. Непосредственный эффект монгольского нашествия – разрушение городов и уничтожение населения, - разорванные традиционные связи с Византией, Западной Европой, мусульманским Востоком, уничтоженные или разорённые многие очаги культуры. Всё это влекло к культурной изоляции. Все исследователи древнерусской жизни отмечают приостановку культурного развития страны в следствии монгольского нашествия. Влияние монголо-татар было весьма незначительным. Исследователи древнерусской культуры не обнаружили заимствований ни в литературе, ни в живописи, ни в архитектуре. Важным фактором сохранения русской культуры в тяжёлые времена оставалось православие. Монголы были веротерпимы и не трогали православные храмы. Причины кроются в язычестве монголов, язычники считают все веры одинаково истинными. Московские цари восприняли у монголов этикет дипломатических переговоров. Их знакомство с монгольским способом ведения дипломатии очень помогло в отношения с восточными державами, особенно с приемниками Золотой Орды, но случались недоразумения со странами Запада вследствие несовпадения норм этикета.
Монголо-татары обеспечили высокую степень толерантности на Руси, показали русскому населению на сколько нужно быть терпеливыми. Столкновение православной Руси и мусульманского Востока сформировало тип личности русского человека, не похожий на остальные народы мира. Это люди, которые в силу того, что страна находилась очень долго под воздействием Ислама, научились воспринимать всё так как есть. Сформировался национальный тип личности человека, который воспитывается в обществе с богатой духовной культурой и во всеобщей терпимости. Благодаря золотоордынскому игу Русь получила доступ к большой, яркой и разнообразной культуре. Восток подарил миру таких людей как Омар Хайям – учёный и поэт, поэт Абулькасим Фирдуоси и др.
Третий этап коммуникативных воздействий на русскую культуру – это период правления Петра Великого. VIII – век глобальных преобразований. К тому времени, когда Пётр I вступил на российский престол Россия нуждалась в массовых реформах. Их воздействие испытали на себе: социальная структура, экономика, государственное устройство, вооружённые силы, внешняя политика, культура, быт.
Пётр I повернул Россию в сторону Европы, которая в это время интенсивно развивалась. В 1697 г. Пётр решил предпринять путешествие за границу. Он хотел своими глазами посмотреть все диковинки европейской техники и цивилизации, также поучиться корабельному делу. Пребывая за границей Пётр вёл переговоры с государственными людьми, учился морскому делу и всё наблюдал, изучал осматривал: военное устройство, административные учреждения, верфи и корабли, мастерские, типографии, лаборатории, госпитали, храмы и музеи; в то же время нанимал на русскую службу иноземных мастеров всех профессий. Этот период деятельности Петра I можно без колебаний обозначить, как новый виток развития туризма в России.
В 1703 г. в устье реки Невы Пётр заложил Санкт-Петербург, что облегчило выход в море. В городе всё было сделано на западный манер, его населили вельможи, чиновники, купцы. В 1719 г. в Санкт-Петербурге была открыта Кунсткамера, где были собраны различные природные феномены. В 1724 г. основали Академию наук, которая стала не только общенациональным научным центром, но и базой подготовки научных кадров. В Россию начали приезжать великие писатели и философы, архитекторы. Церковь в России оказалась полностью подчинённой государству. Реформы Петра подготовили почву для распространения идей Просвещения в России. В страну начали проникать философские и общественно-политические идеи западноевропейских мыслителей. Национальное самосознание было открыто к контактам с другими народами. Пётр мечтал о том, чтобы «пересадить» материальную и духовную мощь Европы на российскую почву. В своей деятельности он опирался на Феофана Прокоповича, В. Н. Татищева, А. Д. Кантемира. Феофан Прокопович, автор трактата «Духовный регламент», обосновывает идею приоритета государства над церковью. Церковь в России не может быть государством в государстве, ибо торжество самодержавия отвечает природе русского народа. В вопросах веры Прокопович придерживался толерантности, полагая, что Библию следует понимать «не в буквальном смысле, но в аллегорическом смысле». Его восхищала логика, ибо она, обеспечивая культуру мышления, освобождала разум от ложных взглядов и пустой веры.
Российская философия изначально ориентируется на производство и воспроизводство культуры, как условия мудрого и взвешенного решения дилеммы: свобода или хлеб при ясном понимании того, что если человек выбирает свободу, то он обязательно обретает и хлеб, если же он выбирает хлеб, то он теряет и то и другое. Отмечая самобытный характер русской философии, Неля не сказать о влиянии западной философии Русское общество VIII в. было знакомо с философией французского Просвещения. Оно восхищалось её остроумием и новизной. Но глубокого следа на русской почве французская философия не оставила. Несмотря на культурную горизонтальную преемственность, российская философия сохранила своё лицо. Гарантом её самобытности и самостоятельности являются её генетические основания, её собственные корни.
Столкнувшись с западноевропейской цивилизацией Россия стала могучей морской державой с большим культурным потенциалом. Пётр I воплощал в жизнь идею культурного обогащения России.
Освятив некоторые фрагменты российской истории, проследив, как межкультурные коммуникации влияли на ход её культурного развития, можно уверенно сказать, что коммуникации, к которым мы отнесли путешествия (современный туризм), несут в себе функцию той или иной культуры, они формируют мировоззрение людей, влияют на уклад жизни общества, формирую национальный характер. От правильной передачи информации и правильного её восприятия зависят судьбы культуры мира в целом.

2. Паломничество.
Значительный вклад в развитие путешествий внесло паломничество. Паломники различных конфессий, устремлённые целями распространения своей религии, поклонения святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные путешествия. Крестовые походы записаны эпохальными событиями в средневековье. Именно в это время гонимое христианство становится официальной религией. Складывается новый менталитет, ориентированный на консервацию общества и игнорирующий прорыв в будущее. Религия становится фундаментальным мировоззрением общества. Церковная догма заявляет о себе как исходное условие всякого мышления. Полная зависимость философии от религии отразилась на её содержании, круге обсуждаемых ею проблем, её онтологии, антропологии, гносеологии. Онтология средневековой философии сводилась к обоснованию мысли о том, что основной, первопричиной всего существующего является Бог. У средневековой философии была и своеобразная антропология, учение о человеке. Согласно этому учению человек не только создан Богом, но и подобен ему. Однако природа человека двойственна. Поскольку рационально обосновать свою онтологию и антропологию средневековой философии было довольно трудно, ею была создана своеобразная теория познания, гносеология. Её суть сводилась к тому, что истиной может быть признано не только то, что обосновано разумом, но и то, что соответствует нашему внутреннему переживанию, желанию верить, не рассуждая.
В настоящее время паломничество составляет основу религиозного туризма, имеющего огромнейшие масштабы своей деятельности. Достаточно упомянуть имеющее место и сегодня массовое паломничество к приверженцев ислама в Мекку или христиан к Гробу Господню в Иерусалим, посещение других святых мест в религиозные праздники и другие. Общей основой паломничества является верование, что молитва или обряд должен увязываться с определённым местом, природным или рукотворным объектом, имеющим какое-либо отношение к божеству или иным образом почитаемому явлению. Это могут быть вершины гор, камни и скалы, реки и озёра, источники и родники, деревья рощи. К рукотворным объектам в первую очередь относятся жертвенные места, храмы, захоронения. Особое место занимают захоронения или мощи высокочтимых людей, причисляемых к божествам, святым и др. В античном мире греки и римляне совершали путешествия к отдалённым храмам, германцы к священным рощам. Аналогичные примеры можно найти в других более древних цивилизациях. Что касается основных четырёх мировых религий, то тут сомневаться не приходится – христиане, мусульмане и евреи за Святую Землю почитают территорию древней Палестины – центр и сосредоточение святынь находится в Иерусалиме, где один из храмов сегодня делят несколько религиозных конфессий.
В христианстве паломничество на Святую Землю, где совершал свои деяния Спаситель, относится к периоду VI века, когда в 325 г. святая Елена, мать императора Константина Великого, имела августейший сан, совершила путешествие в Иерусалим, нашла гроб Иисуса Христа и, соорудив над ним храм, воздвигла крест. Это деяние дало начало празднеству Воздвижения Креста. Идея паломничества овладела умами верующих и столь распространилась, что церковь в конце IV в. вынуждена была ограничивать такие путешествия, но затем это было признано богоугодным делом и всячески поощрялось. Западная церковь признавала большое и малое паломничество. Большое – к Гробу Господню, в Рим, в Компостелу, Лорето. К малым относили паломничество к местным святым, мощам святых.
В целях защиты паломников стали организовываться воинствующие монашеские рыцарские ордена (тамплиеры или храмовники). Отметим, что в периоды, когда христианские святыни находились во владении мусульман, последние весьма терпимо относились к христианству и разрешали за подать посещать святые места. Центром организации паломнических путешествий для европейских паломников были Венеция и Марсель, где платили подати и организовывали экспедиции. Имелись специальные акты, регулировавшие организацию таких путешествий. Судовладельцы обязывались по особому контракту осуществить перевозку паломников туда и обратно, сопровождать их в путешествии до мест паломничества, охранять, организовывать питание, ночлег, уплачивать все подати.
Паломничество утратило своё значение в XIX в. Но и в это время известны организованные путешествия в паломнических целях. Церковь во Франции и Германии с 1881 г. ежегодно организовывала путешествие на Святую Землю паломнических групп единым караваном численностью до 400 верующих.
Паломничество на Руси можно разделить на две самостоятельные ветви, определённые самой историей христианской религии: паломничество на Святую Землю и паломничество по святым местам на территории Руси, как в центре мирового православия. Паломничество на Святую Землю началось на Руси в первые времена христианства. Историки относят первых документарно подтверждённых паломников к XI веку. В 1062 г. Палестину посетил Дмитриевский игумен Варлаам посетивший Святую Землю по собственному желанию. Паломниками чаще всего были духовные лица, владеющие грамотой и способные донести свои впечатления до церкви. Первым паломником на Руси был игумен Даниил, который оставил достаточно детальные записки о странствовании на Святую Землю. Другим известным паломником является новгородский архиепископ Антоний, совершивший паломничество по русским святым местам в конце XII века. Им составлены уникальные описания Софийского собора и его сокровищ, которые позднее были утрачены в результате войн и разорения.
Совершение паломничества требовало отвлечения значительных средств. Паломничество превратилось в профессию и в значительной мере способствовало распространению географических знаний и знакомству с культурой других народов. Проходя через много стран и знакомясь с культурой других народов, они приносили в устной и нередко в письменной форме легенды, песни, сказания. Историки предполагают, что уже в XII веке на Руси появились «калики перехожие», люди, для которых паломничество представляло образ жизни. Слово калика или калека не обозначало искалеченного человека, а человека, многопроводящего жизнь в пути, а их наименование происходит от латинского слова caligae, что означало особый род обуви странников.
Крещение Руси и возникновение паломничества положили начало русской философии. В своём возникновении она, с одной стороны, восприняла ряд черт и образов славянского языческого мировоззрения и культуры, с другой - принятие христианства тесными узами связало Древнюю Русь с Византией, от которой она получила много образов, идей и концепций античной философии, основополагающей для западноевропейской традиции. Кроме этого, через византийское и южнославянское посредничество Россия восприняла многие положения восточно-христианской философской и богословской мысли. Таким образом, русская философия возникла не в стороне от столбовой дороги развития философской мысли, а впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли, хотя и не в чистом, а христианизированном виде. При этом она с самого начала использовала свой собственный письменный язык, созданный в IX в. Кириллом и Мефодием.
К XV в. число паломничеств возрастает и они становятся разнообразнее. Поскольку значительную часть паломников составляли лица духовного сословия и чаще всего владеющие грамотой и письмом, они оставили письменные записки о путешествиях в дальние страны. С середины XV века в истории русского паломничества наступает новый этап. Захват Константинополя турками привёл к окончательной утрате христианских святынь Востока. Паломничество стало делом трудным и небезопасным. В паломничество обычно отправлялись в тёплое время года. Это объясняется тем, что настоящим паломникам полагалось идти к святым местам пешком. Даже императрица Екатерина, совершая своё паломничество к преподобному Сергию, часть пути шла пешком. Православные паломники не имели специального костюма (в отличии от западных пилигримов, которые носили плащ и широкополую шляпу), но их обязательной принадлежностью был посох, котомка и сосуд для воды.
В XX веке не обошлось без паломничества у коммунистов. Так, тело высокочтимого народом вождя Ульянова-Ленина было мумифицировано после смерти и положено в специально построенный мавзолей в Москве. Аналогичная процедура была проведена с телом Сталина и народ стал поклоняться двум мумифицированным вождям. Сегодня в мавзолее остался один Ленин, идея паломничества к нему постепенно угасает. Однако часть граждан, верных идее коммунизма, продолжают совершать обряд посещения и поклонения.
Захоронение в Cанкт-Петербурге останков российского императора Николая II, его семьи и приближённых, привлекло внимание многих туристов. Найдётся немало желающих совершить паломничество в целях поклонения последнему русскому царю. С точки зрения объекта паломничества, происходила большая политическая борьба за право захоронения, велись дискусии на высшем уровне между администрациями Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга. Более того, на захоронении присутствовали президент России, другие высшие лица государства, однако высшие чины патриархии православной церкви официально отказались участвовать в мероприятии. На церемонии присутствовали практически все члены семьи Романовых.

4. Современный туризм.
Сегодня, в начале XXI века туризм (по преимуществу – культурный туризм) стал нормой жизни современного человека. В его основе лежит потребность в духовном освоении культуры и духовном присвоении культуры. С помощью туризма человек может постигать и переживать другие культуры. Всё увиденное принадлежит нашим мыслям и чувствам, раздвигает горизонты мировосприятия. Активное человеческое существование имеет различные стороны своего проявления. Эти стороны следующие: познание как овладение необходимой информацией; осведомлённость о принятых нормативах (поведения, действования); эмоциональное, личное отношение ко всему усвоенному; волевая готовность к действию. Указанные компоненты в первом приближении и составляют мировоззрение как целостность представлений о мире и его значимостях.
Желание людей обогащаться духовно даёт возможность дальнейшего развития культурного туризма. Культурный туризм включает в себя все виды туризма, направленные на познавательные и ознакомительные цели, программы такого туризма основаны на знакомстве и изучении культурного и природного наследия человечества во всём разнообразии. Туризм охватывает многие области жизнедеятельности человека, и поэтому изучение туризма тесно связано с изучением психологии, антропологии, социологии, экономики, географии, информатики, логистики, права и образования. Грамотное использование ресурсов культурного туризма сопряжено с экономическими и социальными выгодами для тех, кто формирует, продвигает и реализует на рынке туристский продукт. Туризм представляет собой удовлетворение глубинных, неустранимых человеческих запросов. Это связано с глобализацией современного мира. Walter Truett Anderson даёт следующее определение глобализации – «поток конвергирующих сил, которые создают подлинно единый мир», причём этот факт осознаётся всё большим числом людей, а это свидетельствует, что они уже живут «в первой глобальной цивилизации». Для У. Т. Андерсона процесс глобализации не только неотвратим, но и желателен. С появлением культуры стало возможным передавать потомкам не только гены, но и знания, чему способствовало изобретение письменности, ознаменовавшее первый шаг на пути к информационному обществу. Информатизация общества осуществляется посредствам различных видов коммуникаций: Интернет, радио, телевидение, печатная пресса, телефон, туризм. Глобальная цивилизация уже стала реальностью, хотя в начале ХХ века только энтузиасты верили в её существование.
Туризм принимает активное участие в глобализации современного мира. С его помощью мы узнаём мир, знакомимся с культурами разных народов. Туризм урегулирует конфликты между странами посредствам общения. Во время путешествий туристы получают более развёрнутую и точную информацию о развитии экономической, социальной, культурной ситуации в мире. Благодаря тому, что туризм, прежде всего культурный, по природе вещей являющийся самоцелью и развившийся до общедоступного, массового, стали решаемы посредством туризма важные, в том числе социальные, проблемы: национального возрождения, культурного роста, заметного повышения уровня жизни населения. Схожесть путей становления культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию: в последние 40 лет в большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма. Культуре, чтобы быть востребованной повсюду в мире, нужна поддержка со стороны туризма. А туризму для своего процветания необходима культурная составляющая. В настоящее время многие исследователи туризма пытаются изучить его как науку. Среди учёных, изучающих проблемы происхождения культур, есть те, кто полагает, что появление сходных культур на разных континентах, в разных государствах, связано с путешествиями древних людей. Эти учёные полагают, что история мировой культуры зависит от «человека путешествующего». Таким образом мы можем сделать вывод, что туризм в основе своей является не только экономическим и социальным явлением, но и культурным, а именно поэтому мы вправе называть его «феноменом современной культуры».

Заключение.
Туризм – это жизнь во всём её многообразии, сконцентрированная на коротком промежутке времени, характеризующаяся определённым целеполаганием и способом осуществления. Туризм – глубокое социальное явление в жизни мирового сообщества, основанное на гуманистических целях и принципах. Он стал фактором социального равновесия, взаимопонимания между народами и развития личности. Туризм имеет огромное культурное и духовное содержание. Именно туризм стал средством познания и ознакомления с достижениями человеческого разума, открыл доступ к историческим и культурным ценностям народов. Духовное содержание туризма преобладает над сегментами экономического и материального и влияет на полное гармоничное развитие человеческой личности, способствует повышению познавательной и воспитательной роли и вклада, обеспечению равных прав человека в определении своей судьбы и образа жизни, освобождению человека, пониманию этого процесса как уважение человеческих достоинств и индивидуальности, признанию самобытности культур и уважению моральных ценностей народов.
Современный туризм является культурным явлением и следует различать понятия и феномены, ими обозначаемые. Понятие можно определить с помощью других понятий. Явление нельзя определить. На него можно только указать. Туризм, это явление, которое появилось в результате человеческого желания познавать мир, решать вопросы Бытия. Тяга человечества к путешествиям, потребность в дальнейшем развитии культуры и желание получать удовольствие от приобретённого, породило культурный туризм, который в свою очередь влияет на развитие цивилизаций, мировоззрение человечества. Туризм активно принимает участие в образовании и научной деятельности и при более внимательном изучении вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что в философской науке появилось новое направление – философия туризма.

- 77.10 Кб

Введение

Малоподвижный образ жизни современного, особенно городского человека, когда далеко не все регулярно занимаются спортом или испытывают физические нагрузки и многие из нас ничего тяжелее авторучки не поднимают, приводит к тому, что если остановка городского автотранспорта находится больше чем в 100 м от дома, то это уже трагедия.

Как ни парадоксально звучит, но все более ускоряющийся темп жизни общества приводит к менее подвижному образу жизни его членов. Человеку не хватает физического движения и физических нагрузок. В связи с этим ранее популярный пляжный отдых, теперь уже не притягивает избалованных туристов, набирает обороты достаточно новый и более инновационный вид туризма - экстремальный.

К экстремальному туризму приобщаются люди разных возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся уровнем культуры и физического развития. Некоторые зарубежные специалисты объясняют феномен экстремального туризма изменением морали и вкусов, произошедшим на Западе за последние годы. Современный человек, привыкший к стабильному образу жизни и техническому прогрессу, испытывает потребности в адреналиновом всплеске. Экстремальный туризм является одним из способов легального удовлетворения данной потребности, чем завоёвывает с каждым годом все большую популярность среди жителей современного мира.

Актуальность данной работы заключается в том, что в современном мире экстремальный туризм становиться все более популярным видом проведения свободного времени. Туризм выступает как сложное социальное явление, которое имеет много граней, поскольку ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать его как объект собственных исследований и ни один из существующих социально - экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс его проблем.

Целью работы является изучение философии экстремального туризма, его разновидностей, а также анализ проблем и перспективы развития данного вида туризма в России и за рубежом.

Объектом исследований в данной работе является экстремальный туризм, а предметом – философия данного направления в туризме, взгляд изнутри.

Для достижения цели выделяются следующие задачи:

1. раскрыть сущность философии экстремального туризма;

2. рассмотреть виды экстремального туризма;

3. выявить особенности развития экстремального туризма;

4. Проанализировать особенности развития экстремального туризма в России;

5. Изучить зарубежный опыт экстремального туризма.

Степень разработанности проблемы: отечественная практика базируется на научных работах широкого круга авторов (Карпов Г.А., Сенин В.С., Гуляев В.Г., и другие), из зарубежных авторов выделяется Том Мэйрис и часто рассматривается в периодических специализированных изданиях.

Структура курсовой работы следующая: работа состоит из трех глав, каждая глава из двух параграфов. В первой главе я затрагиваю теоретические и философские стороны вопроса, во второй рассматриваю экстремальный туризм, непосредственно как разновидность туризма и его разновидности, в завершающей главе исследую, на сколько популярна данная отрасль туризма как в нашей стране, так и за рубежом, изучаю проблемы и перспективы, а также наличие ресурсов для развития экстремального туризма.

Гипотеза: я предполагаю, что за популярностью экстремального туризма, кроется интересная психология человеческого разума и особенный философский подход, а не простая жажда приключений.

Глава I. Теоретические и философские основы экстремального туризма

1.1 Экстремальный туризм: история возникновения и сущность

Экстрим - выдающиеся, экстраординарные действия, как правило, связанные с опасностью для жизни. Некоторые современные виды спорта, которые стали продвигаться в мире с 50-х годов XX века, постепенно стало принято называть экстремальными. К таким видам спорта относятся ВМХ, триал, скейтбординг, сноубординг, парашютизм, скалолазание. Экстремальные виды спорта появляются на свет каждый день. Их характеризует высокая степень опасности для жизни и здоровья спортсмена, большое количество акробатических трюков, высокий уровень адреналина, который выделяется у спортсмена во время занятия спортом .

Экстремальный туризм - один из видов туристского отдыха, в той или иной степени связанный с риском .

Экстремальный туризм получает все большее распространение в мире, причем в России он наиболее популярен. Люди ныряют под воду, стремясь увидеть красоты подводного царства, скользят по горным склонам на лыжах, прыгают с парашютом. В Европе экстремальный туризм стал бурно развиваться и становиться массовым на рубеже 80-х-90-х годов прошлого века, а в России он появился в середине 90-х. Из года в год его популярность растет, однако преобладает по численности спрос на такие привычные виды туризма, как пляжный, экскурсионный, познавательный. Проведенный среди жителей Москвы социологический опрос показал, что число любителей экстремального туризма не превышает 8% от числа опрошенных.

Это можно объяснить малой информированностью туристов, многие из которых просто не знают, что из себя представляет экстремальный туризм, во что он обойдется, а также куда можно поехать или путешествовать не уезжая из города. Простые туристы также проявляют все больший интерес к активным видам отдыха, например, к дайвингу. Это одно из самых экстремальных занятий, но людей ничто не может остановить, их влечет к опасности. К тому же на него существует мода. Дайвинг потеснил здесь парашютистов и горнолыжников, число дайверов стремительно растет, причем это мировая тенденция. Дайверы считают, что лучший отдых для них – погружение на 40-метровую глубину с тяжеленными баллонами за спиной. Увлечение дайвингом можно сравнить с эпидемией. Сорок лет назад в мире было всего несколько сотен дайверов, а сейчас их число приближается к 20 миллионам.

Массовое увлечение дайвингом в России началось после перестройки. Российские подводные пловцы стали учиться в соответствии с международными стандартами. Первые дайв-клубы начали открываться в 1994-1996 годах, а количество дайверов стало возрастать в геометрической прогрессии. С 1997 года по 2001 года число дайверов, прошедших сертификацию, увеличилось с двух до пятнадцати тысяч человек. Следует отметить, что дайверы из России занимаются погружением, в основном, на курортах других стран, например, на Красном море или на Канарах.

Как можно оценить опасность дайвинга? Если придерживаться правил техники безопасности, изученных на курсах, то с дайвером вряд ли что-нибудь случится. Согласно статистике американцев, дайвинг занимает 22 место по числу несчастных случаев на 10 тысяч спортсменов, а 21 место, как ни странно, занимает боулинг.

В настоящее время еще одно очень популярное занятие – это прыжки с парашютом. Впервые люди начали прыгать с парашютом более пятидесяти лет назад, и только 15 лет назад это занятие превратилось в массовый вид отдыха. Существует множество вариантов прыжков с парашютом, таких как групповая акробатика и скайсерфинг, а более всего популярен B.A.S.E. jumping. Это сочетание острых ощущений и великолепного зрелища. В настоящее время существуют различные соревнования, во время которых люди прыгают с телевизионных башен, небоскребов, скал и мостов. Они собирают огромную аудиторию.

Если у Вас отсутствует желание нырять под воду, прыгать с огромной высоты, то вы можете заняться виндсерфингом, который также очень популярен в настоящее время. Правда это занятие только для любителей, так как неизбежны постоянные падения в воду, мозоли на руках, а также есть реальная возможность захлебнуться в волнах. Альтернативой может стать сплав по бурлящим горным рекам, который запомнится надолго.

Тем, кто чувствует себя неуютно в воде, лучше заняться пешими видами туризма. Среди них также есть экстремальные, подразумевающие немалые трудности и опасности. Экстремальные пешие маршруты, как правило, проходят по диким, отрезанным от цивилизации местам нашей планеты. Обычно туристическая группа снабжается современными средствами спутниковой связи, однако до прихода помощи в любом случае пройдет от нескольких часов до нескольких дней. Во время таких путешествий любое ЧП может иметь серьезные последствия.

Наиболее экстремальным видом туризма недаром считается альпинизм, потому что здесь проверяется не только физическая, но и психологическая выносливость человека. Разновидностью альпинизма или его альтернативой можно считать путешествие по пещерам, то есть занятие спелеологией. Такие походы приносят массу незабываемых впечатлений. Не следует забывать, однако, что экстремальный туризм представляет собой весьма затратное занятие. А если вспомнить космический туризм, который возник в последние годы, то здесь плата достигает нескольких миллионов долларов, что могут себе позволить только очень обеспеченные туристы. Это не единственный дорогой вид экстремального туризма.

Практически все виды экстремального туризма обходятся дорого, поскольку требуют недешевой атрибутики. Конечно, можно взять необходимую атрибутику в аренду, что и делают, в основном, начинающие туристы из соображений дешевизны. Но постепенно экстремальный туризм притягивает новичков настолько сильно, что они стремятся приобрести все необходимое снаряжение и отправляться в экстремальные путешествия как можно чаще.

Экстремальный туризм постепенно набирает популярность и привлекает к себе все больше людей. Количество мест для активного отдыха растет. Это могут быть горнолыжные курорты, а также созданные природой уникальные пещеры.
Этот вид туризма активно развивается, появляются все новые его разновидности.

В последнее время активно развивается приключенческий туризм - вид туризма, который объединяет все путешествия, связанные с активными способами передвижения и отдыха на природе, имеющие целью получение новых ощущений, впечатлений, улучшение туристом физической формы и достижение спортивных результатов. Экстремальный туризм относится к наиболее опасным видам туризма, его цель и заключается в том, чтобы почувствовать опасность. Все виды опасностей в экстремальном туризме можно классифицировать по природе явления и роли туристов в возникновении опасной ситуации. История экстремального туризма тесно связана с историей развития экстремальных видов спорта, среди которых скайсерфинг, трекинг, хели-ски, фри-райд, рафтинг и т.д. В настоящее время экстремальный туризм включает разные спортивные виды отдыха, связанные с риском, и представляет собой весьма пестрое явление.

1.2. Философия экстрима - взгляд изнутри. Экстремалы.

Экстрим - это особое побуждение души и тела выбрасывать как можно больше адреналина и эмоций. Экстрим - состояние «на грани», это одновременный выплеск позитивных и негативных эмоций, осознание собственного величия и бессилия.

Экстремалы - люди, готовые дни напролет рисковать собственной (и не только собственной) жизнью. Это те, кто отчетливо понимают, чем рискуют, но, тем не менее, постоянно находятся на грани, наполняя свою жизнь свежими яркими красками .

Стремление вырваться из однообразия - модная и широко обсуждаемая тема. Ведь каждый из нас находится в поиске своей «таблетки счастья».

Главный герой культового фильма "Бойцовский клуб" задает себе вопрос: "что я знаю о себе, если никогда не дрался?". А что мы знаем о себе, если каждый наш день расписан и предсказуем?

В детстве на вопрос кем ты хочешь стать в будущем, мальчики популярно отвечали - космонавтом, каскадёром, гонщиком... Здоровые и смелые амбиции.

А дальше взрослеешь, добиваешься успеха, твои возможности и уважение позволяют тебе многое. Ты живешь не по законам большинства, а по законам чувства жизни. Но бизнес, семья, привычность, рутина и проблемы всё больше засасывают тебя. Ты перепробовал многое, чтобы оторваться от этого, подогревая остывающий интерес к жизни.

А в героях, звёздах и кумирах живут пилоты мотогонок, тебя же влечет мужественность, скорость, риск, красивая мощная техника…и твоя мечта, ведь она навсегда остается с тобой! Всплеск эмоций и щекочущий нервы выброс адреналина - элементы твоего отношения к жизни.

Добиваясь успеха и признания, двигаясь вперед, хочется ухватить полноту момента. Изменить привычный ход мыслей. Испытать новые ощущения! Совершить путешествие в мир ярких эмоций и впечатлений. И твоя воплощённая мечта откроет для тебя новую философию. Философию экстрима!

Философия экстрима не так проста. Для многих она заключается лишь в получении предельно острых ощущений, балансировании на грани жизни и смерти. Но есть и такие люди, для которых экстрим - это не просто способ пощекотать себе нервы, а возможность постоянно поддерживать в себе обострённое чувство жизни. Нет сомнения, что спортсмены - экстремалы - очень храбрые люди, умеющие бороться, добиваться цели и поддерживать свое тело в феноменальной форме.

Экстрим опасен, но все больше и больше людей во всех странах мира объединяют себя под словом экстремалы. Что же заставляет миллионы людей рисковать собой, тратить уйму денег, терпеть боль, преодолевать страх... чтобы забраться на вершину горы, прыгнуть с парашютом, погрузиться на морское дно... кто-то говорит про жажду первенства, кто-то про желание побороть свой страх, но настоящей причины не знает никто.

В последние десятилетия по всему миру активно распространяются идеи экстремального спорта, который вовлекает в свою орбиту всё большее количество участников. Люди, склонные к риску и самовыражению, стремящиеся преодолеть страх и раздвинуть границы повседневного бытия, упорно тренируются, закаляя характер и волю. Каждая их тренировка, публичное или частное выступление связано с опасностью получить серьёзную травму, нанести вред здоровью или даже погибнуть.

И тем не менее число экстремалов не уменьшается; год от года увеличивается как численность экстремальных атлетов, так и многообразие изобретаемых ими видов спорта. Исследователи и наблюдатели с удивлением констатируют, что в экстрим приходят не только юноши и девушки, молодёжь в широком смысле, но и люди зрелые из разных профессий и слоёв общества. По нашим наблюдениям, только с 2010 по 2015 годы в России численность марафонцев-любителей увеличилась в 3 раза. Аналогичная картина наблюдается и в Великобритании, где предприниматели, офисные работники, сотрудники системы обслуживания и иных сфер, начинают перетекать из фитнеса в беговые экстремальные дисциплины. И что характерно, в экстремальный спорт охотно идут женщины – в сноуборд и парашютизм, бои без правил и триатлон, скалолазание и дайвинг.

Атлеты-экстремалы приобретают также всё большее общественное признание. Так, в 2014 году в Нью-Йорке муниципальные власти решили переименовать 228-ю улицу, расположенную в районе Бродвея в Тэд Корбитт Вэй, увековечив таким образом память о выдающемся бегуне . Этот марафонец устанавливал высокие достижения не только в молодости. В 50 лет он бил рекорды США на 100 миль и в суточном беге. А в 2001 году, в возрасте 82 лет, за время 6-дневной гонки Корбитт преодолел 303 мили (около 488 км).

Феномен роста популярности экстремального спорта в мире невозможно объяснить лишь пиар-мероприятиями, развитием телевидения и интернета, пропагандистским эффектом от проведения Олимпиад, чемпионатов Европы и мира. Корни этого явления более глубокие и лежат вне поля зрения поверхностного наблюдения.

Здесь мы должны обратиться к таким фундаментальным философским проблемам, как природа человека, смысл жизни, свобода и независимость, преодоление страха, выходы на грань возможного и невозможного, культурных и физических ограничений.

Каждый человек в той или иной форме задаёт себе вопрос – кто он, зачем живёт, в чём его предназначение, что он после себя оставит. Решив некие традиционные и повседневные проблемы – образования, создания семьи, благосостояния, круга общения, человек идёт дальше – к новым достижениям. Его мечты о преодолении физических ограничений, инстинктов и страхов, комплексов всевозможного плана, ведут его по пути тренировок духа и тела, к качественно новым состояниям морального удовлетворения, самоуважения, обретения учеников и последователей.

Вместе с тем атлеты-экстремалы – это люди, выбравшие свободу и независимость, новизну и непроторенные пути. Казалось бы, можно было заняться уже существующими видами спорта, хорошо организованными, имеющими надлежащую инфраструктуру и органы управления. Но нет, экстремалы выбирают новизну, независимость, риск и адреналин. Футбол, хоккей или баскетбол – это, конечно, хорошо, да и деньги в профессиональных спортивных клубах платят немалые. Но что такое деньги против силы духа, свободы самовыражения, подчас игры со смертью? Познание себя – говорили ещё древнегреческие философы – вот что главное в бренной жизни человека. Одно дело воспитание детей и окружающих, оценка деятельности других людей — друзей и недругов, родственников и коллег, и совсем другое – честно понять свою природу, без оправданий и самообмана. Далеко не каждый прыгнет с высоты с парашютом или тарзанкой на ногах, не говоря уже о более радикальных методах испытания собственного «Я». Это разные, как говорят философы, экзистенциальные состояния.

Именно потому, что в обычной, вялотекущей повседневности, когда человек вращается в орбите «дом-семья-работа», люди со спящими в них способностями не могут их проявить, они томятся, испытывают необъяснимый дискомфорт, хотя имеют всё для счастливой, с точки зрения обывателя, жизни. В какой-то момент часть этих людей находит выход в экстремальном спорте, который и становится для них настоящей, рискованной, наполненной эмоциями и адреналином жизнью. Атлеты-экстремалы входят в круг себе подобных, приобретают достойных друзей, товарищей, коллег. А это уже иная жизнь из детской далёкой мечты, где ты не «тварь дрожащая и право имеешь».