Игра аплодисменты по кругу. Упражнение «Аплодисменты по кругу. Конспект открытого занятия «Давайте дружить» с детьми старшей группы по развитию коммуникативных навыков и доброжелательных взаимоотношений между ними

Цели: В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодис-ментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний ребенок получает аплодис-менты всего класса. Эта игра - одна из самых любимых практически во всех возрастных группах.

Инструкция: Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.

У нас очень хороший класс, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Игра «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик» , преодолевая различные препятствия.

Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: сплочение группы.

Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост» . Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

Игра «Жучок»

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с

Методы обучения конструктивному разрешению конфликтов

раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:

  1. лидер;
  2. товарищ лидера («прихвостень» ) ;
  3. неприсоединившийся оппозиционер;
  4. покорный конформист («баран» ) ;
  5. «козел отпущения» .

Игра «Объятия»

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева» . Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.

Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого

маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.

Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.

После игры задаются вопросы:

Понравилась ли тебе игра?

Почему хорошо обнимать других детей?

Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?

Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?

Игра «Аплодисменты по кругу»

Цель: формирование групповой сплоченности.

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля - стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

Групповые правила поведения:

  • Делись с другом. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее;
  • Помогай другу. Если умеешь что-то делать сам – научи и его. Если друг попал в беду – помоги ему, чем можешь;
  • Останови друга, если он делает что-то плохое. Если друг не прав, скажи ему об этом;
  • Не ссорься, не спорь, играй дружно;
  • Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других;
  • Не завидуй – радуйся удачам и успехам друга вместе с ним;
  • Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку;
  • Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с другом, умей договориться;
  • В игре соблюдай правила, старайся выигрывать честно;
  • Не смейся над другом, если он попал в беду.

Упражнение «Аплодисменты по кругу» 2

Цель: эмоциональная разрядка.

Время проведения - 5 мин.

Ведущий: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее». Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Рефлексия

Цель: получение обратной связи о занятии

Время проведения - 5 мин.

Проведение осуществляется по стандартному сценарию.

ЗАНЯТИЕ № 2
«Плюсы и минусы ЕГЭ. Объективный взгляд на экзамен» (продолжение)

Цель: Развитие объективного отношения к экзамену.

Разогрев. Упражнение «Приветствие без слов»

Цель: настрой на занятие, развитие коммуникативных умений.

Время выполнения - 5 мин.

Учащимся предлагается поприветствовать друг друга без слов, используя язык движений и жестов.

Упражнение «Откровенно говоря»

Цель: побудить участников к откровенному разговору, создание доверительной атмосферы на занятии.

Время проведения - 10 мин.

Необходимые материалы: карточки с незаконченными предложениями.

Примерное содержание карточек: Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах.; Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам.; Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей относительно предстоящих экзаменов.; Откровенно говоря, когда я прихожу домой.; Откровенно говоря, когда у меня свободное время.; Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку.; Откровенно говоря, когда я волнуюсь.; Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями.; Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах.

По окончании выполнения задания проводится анализ: «Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?»

Упражнение «Самое трудное»

Цель: активизировать учащихся.

Время проведения - 5 мин.

Необходимые материалы: мяч.

Ведущий показывает мячик и предлагает участникам следующее задание: «Тот, у кого в руках оказывается мяч, должен продолжить фразу «Самое трудное на экзамене - это...» и бросить мяч любому другому человеку».

Упражнение-игра «Казнить нельзя помиловать»

(упр. «Обвинение и защита» В. В. Петрусинского в модификации автора программы)

Цель: формирование разностороннего взгляда на ситуацию экзамена, развитие уверенности.

Время проведения - 40 мин.

Необходимое оборудование: бумаг, ручки, «портрет обвиняемого» (из упр. «Две стороны»)

Для этой игры необходимо разделить учащихся на две команды, одна из которых будет представлять сторону защиты, другая сторону обвинения. Каждая команда направляет из своего состава по 2 человека в состав «Верховного суда».

Ведущий сообщает о том, что открыто судебное заседание над ЕГЭ, на котором нужно определить его дальнейшую судьбу (личность обвиняемого - рисунок «Образ ЕГЭ» размещен на стене или доске). Далее сообщается суть обвинения (например: портит отношения, вызывает тревогу, но также имеет опыт новых методов, современен и т.д.). Задача группы «обвинителей» делать упор на негативные черты обвиняемого. Задача «защиты» найти положительное объяснение этим чертам, высказать свое мнение по поводу сделанного обвинения. Обе команды должны быть предельно аргументированы. Члены верховного суда могут задавать вопросы той или иной стороне. В прениях каждая сторона озвучивает свою версию приговора (постановкой запятой в фразе). В итоге после совещания члены верховного суда оглашают окончательный приговор ЕГЭ. В зависимости от этого участникам предлагается либо «казнить» (разорвать), либо «помиловать» (оставить на видном месте и написать пожелания). После завершения игры проводится обсуждение чувств, которые участники испытывали в процессе игры, отношения к ЕГЭ, трудностей.

Упражнение «Баржа»

Цель: снятие напряжения

Время проведения - 5 мин.

Необходимое оборудование: мяч.

Участникам предлагается, бросая мяч друг другу «наполнить» баржу тем, что способствует исполнению любых желаний. Это могут быть предметы, события, явлениями и умения и пр.

Упражнение «Мечты и цели»

Цель: настроить на успех.

Время проведения - 15 мин.

Ведущий задает участникам вопрос о том, одинаковым ли являются понятия желание и цель, и если нет, то в чем различия? После высказываний мнений участников ведущий предлагает участникам посидеть несколько мгновений в тишине и подумать о том, чего бы каждый из них хотел? Каждый записывает свои цели и пять шагов, которые помогают их достичь. Далее предлагается без слов, с помощью мимики и жестов , рассказать об этом. Задача остальных других догадаться, о чем идет речь.

По окончании упражнения проводится анализ: Трудно ли было выбрать цель? Какими являются ваши цели посильные достижимые, слишком глобальны или наоборот мелкие?

Рефлексия.

Цель: получение обратной связи от участников группы.

Время проведения - 5 мин.

Проведение осуществляется по стандартной схеме.

Завершение. Упражнение «Нарастающие аплодисменты»

Цель: снятие усталости, позитивный настрой.

Время проведения - 5 мин.

Ведущий предлагает участникам поблагодарить участников особыми аплодисментами. Все по очереди, по одному присоединяются к нему. Сначала хлопаем по ладони одним указательным пальцем. Как только весь круг присоединился, хлопки начинаются двумя пальцами, на третьем круге тремя и т.д.
ЗАНЯТИЕ № 3

Цель: Формирование самоанализа и позитивного самовосприятия.

Вводная часть - 5 мин.

Ведущий: «Эмоции играют большую роль в жизни каждого человека. Все мы грустим, радуемся, огорчаемся, восхищаемся, злимся, тревожимся или веселимся - все это проявления эмоций.

Эмоции можно «ощущать» - т.е. обычно мы можем описать, что происходит с нашим телом, когда у нас возникают сильные чувства: мы можем покраснеть, почувствовать, покалывание в сердце, ощутить пустоту в животе и т.д.

Чувства не бывают плохими или хорошими - это часть нас самих. Однако они могут влиять на наши поступки. Один человек, испытывая тревогу и беспокойство по поводу предстоящего экзамена, будет очень тщательно к нему готовиться и сдаст хорошо. Другой же, напротив, настолько расстроится из-за боязни плохо сдать экзамен, что забудет элементарные вещи, о которых все знают, и он в том числе.

Эмоции оказывают большое влияние на наше поведение, поэтому очень важно знать, чем отличаются эмоции (или чувства) от мыслей и действий (поведения).

Что делает человек в той или иной конкретной ситуации, как он определяет свое состояние - «я думаю», «я чувствую» или «я делаю»? И сегодня наше занятие будет посвящено как раз этому.»

Упражнение «Контуры тела» 4

Цель: осознание связи эмоций с телесными ощущениями .

Время проведения 15 мин.

Необходимые материалы: лисы со схематическим изображением контуров тела (на каждого участника)

Учащимся раздаются листы с изображением 4 силуэтов человеческого тела, и предлагается вспомнить и отследить свои телесные ощущения 4 эмоций (злость, страх, грусть, радость), обозначить их на контурах тела цветом, наиболее подходящим данной эмоции. После выполнения упражнения проходит обсуждение сходств и различий локализации телесных ощущений у учащихся. Они визуально могут увидеть зоны соматически подверженные риску при наличии нескольких отрицательных эмоций на одну область.

Упражнение «ПЧМ»

Цель: формирование умения различать поведение, мысли, чувства

Время проведения - 10 мин.

Необходимые материалы: листы со списком ситуаций, ручки.

Учащимся выдаются листы со списком ситуаций, и предлагается разделить их на три категории: «Мысли», «Чувства», «Поведение», обозначив ситуации так: «я думаю», «я чувствую», «я делаю»:

Список ситуаций : Ты пробуешь разные способы решения уравнения; Ты радуешься хорошей отметке; Ты волнуешься перед экзаменом; Ты отвечаешь на вопросы теста; Ты решаешь, куда пойти учиться; Ты едешь с инструктором в учебном автомобиле; У тебя потеют ладони, когда ты здороваешься с девушкой; Ты обедаешь в столовой; Ты выбираешь компьютерную игру в магазине; Ты моешься в душе; У тебя холодеет спина при мысли о визите к стоматологу; Ты включаешь свет в комнате; Ты бежишь по дорожке стадиона; Ты решаешь, как лучше обогнать бегущего впереди; Ты злишься, что он тоже «прибавил ходу»

По окончании выполнения задания проводится обсуждение.

Упражнение «Эмоциональный барометр» 3

Цель: осознание причин возникновения отрицательных эмоций, формирование умения осознавать свои эмоциональные состояния

Время проведения - 15 мин.

Необходимые материалы: цветные карандаши, листы с изображением барометра.

Ведущий зачитывает примеры различных ситуаций, а учащиеся отмечают цветным карандашом соответствующее состояние.

Виды эмоций : Растерянный; Недовольный; Злой; Гневный; Расстроенный; Испуганный; Радостный и т.п.

Примеры ситуаций : 1. Ты не готов к уроку, а тебя вызвали отвечать; 2. Друг подвел тебя в важном деле; 3. Мама купила тебе то, о чем ты долго мечтал ; 4. Поссорился с девушкой; 5. Опаздываешь на занятия и т.п.

По завершении упражнения проводится обсуждение: Легко ли было определиться с чувством, которое у вас возникает в той или иной ситуации?

Ведущий: «Мир наших чувств сложен и противоречив, поэтому нам бывает трудно в них разобраться, и нам бывает трудно их выразить».

Упражнение «Волна»

Цель : развитие умения различать силу и «качество» эмоции

Время проведения - 15 мин.

Ведущий задается слово, обозначающее эмоцию, участники по кругу называют различные «качества» этой эмоции:

Печаль - тихая, легкая, светлая

Горе - глубокое, страшное, неизмеримое, опустошающее, убивающее

Счастье - тихое, светлое, большое, дурманящее, опьяняющее

Если характеристики эмоции исчерпаны, ведущий называет следующую эмоцию, и работа круга возобновляется с того участника, на котором остановились.

После выполнения упражнения проводится обсуждение какую эмоцию было сложнее всего описывать и почему.

Упражнение-релаксация «Солнце» 6

Цель: расслабление, снятие напряжения.

Время проведения 5-7 мин.

Сядем, расслабимся, закроем глаза, ощутим, как приятное тепло разливается по нашему телу. Представьте себя на пляже на рассвете. Море почти неподвижно, гаснут последние яркие звезды. Ощутите свежесть и чистоту воздуха. Посмотрите на воду, звезды, темное небо.

Некоторое время вслушивайтесь в предрассветную тишину, в неподвижность, пропитанную будущим движением. Темнота медленно отступает, и цвета меняются. Небо над горизонтом краснеет, потом становится золотым. Затем вас касаются первые лучи солнца. И вы видите, как оно медленно поднимается из воды.

Когда солнце наполовину показывается из-за горизонта, вы видите, что его отражение в воде образует дорожку золотого мерцающего света, идущего от вас к самому его центру. Вода теплая, приятная, и вы решаете войти в нее.

Медленно, наслаждаясь, вы начинаете плыть в окружающем вас золотом сиянии. Вы ощущаете соприкосновение тела с водой, полной искрящегося света. Вы чувствуете, как легко вам плыть, и наслаждаетесь движением по морю.

Чем дальше вы плывете по морю, тем меньше сознаете окружающую вас воду, и тем больше становится вокруг света. Вы чувствуете, что окутаны благотворным проникающим в вас светом. Теперь ваше тело купается в животворной энергии солнца. Ваши чувства проникнуты ее теплом. Ваш ум озарен ее светом. Вы возвращаетесь, одновременно сохраняя в себе частичку тепла и света . Открываем глаза.

Упражнение «Рисунок своего состояния»

Цель: закрепление положительного эмоционального состояния.

Время проведения - 15 мин.

Необходимые материалы: карандаши, листы бумаги.

Учащимся предлагается нарисовать свое состояние после выполнения упражнения «Солнце».

Рефлексия

Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем занятии.

Время проведения - 5 мин.

Подводится итог занятия. Ведущий задает вопрос: «Что важного, интересного, полезного было для вас на этом занятии?»

Завершение. Упражнение «Хвастунишка» 4

Цель: снятие напряжения после занятия, создание позитивного настроения.

Время проведения - 5 мин.

Необходимое оборудование: мяч.

Учащимся предлагается по кругу, бросая мяч, похвастаться: «Я самый, я лучше всех».

ЗАНЯТИЕ № 4

«Как справляться со стрессом и владеть собой» (продолжение)

Цель: повысить уверенность в себе, в своих силах; актуализация внутренних ресурсов.

Разогрев. Упражнение «Я люблю, Я могу, Я хочу...»

Цель: положительный настрой, повышение самооценки.

Время проведения - 5 мин.

Необходимые материалы: мяч

Участникам предлагается, передавая по кругу мячик, закончите фразу «Я люблю.», затем «Я хочу.», и наконец, «Я могу.».

По окончании проводится анализ: « Трудно ли было говорить о себе? Как вы себя чувствовали, когда говорили о себе?

Тест «О правилах и процедуре проведения ЕГЭ». 8

Цель: в простой и эмоционально комфортной форме проверить степень знакомства с процедурой проведения ЕГЭ.

Время проведения - 15 мин.

Инструкция: «Очень важно хорошо ориентироваться в правилах и процедуре проведения ЕГЭ. Вам предлагаются вопросы, касающиеся правил ЕГЭ. Из нескольких вариантов выберите правильный ответ» (Приложение 1).

Мини-лекция «Уверенность на экзамене»

Цель: формирование уверенного поведения во время экзамена.

Время проведения - 5 мин.

Ведущий: «Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, в своих силах. Мы уже говорили с вами о том, каким образом можно справиться с состоянием тревоги во время экзамена. Сегодня мы узнаем, что еще помогает чувствовать себя уверенно. Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как выглядишь. Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью техник самоподдержки и релаксации, которые мы будем осваивать. Как можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя уверенно, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у каждого есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации».

Упражнение «Мои ресурсы»

Цель: помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

Время проведения - 1 5 мин.

Ведущий: «Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны записать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может помочь мне на экзамене?». Напротив каждой своей сильной стороны вы можете написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения».

Упражнение «Образ уверенности»

Цель: показать учащимся, как можно усилить свое ощущение уверенности.

Время проведения - 5 мин.

Рисунок «Символ уверенности»

Цель: закрепление ощущения уверенности.

Время проведения - 15 мин.

Необходимые материалы: карандаши, бумага.

Ведущий: «Нарисуйте символ (образ) уверенности, о котором мы говорили во время предыдущего упражнения». После окончания работы необходимо попросить участников показать рисунки и кратко рассказать о них.

По окончании выполнения проводится анализ: «Что было легко, а где почувствовали трудности? Как этот символ может помочь?». Если дети сами не скажут, им нужно подсказать, что, представив себе этот символ в трудной ситуации, можно усилить свое ощущение уверенности.

Упражнение «Декларация самоценности». 9

Цель: повышение самооценки, возможность поверить в свои силы.

Время проведения - 10 мин.

Ведущий: «Я сейчас прочитаю вам «Декларацию моей самоценности». Это своеобразный гимн уникальности человека. «Я - это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня - это подлинно мое, потому что именно Я выбираю это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, - тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить,- вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя , Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что- то новое в себе самом. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому я могу строить себя. Я - это Я, и Я - это замечательно!».

После прочтения проводится анализ: «Как вы себя чувствуете? Поделитесь с участниками группы своим настроением, душевным состоянием. Что дало вам это упражнение?»

Рефлексия

Цель: подведение итогов занятий.

Время проведения - 5 мин.

Ведущий: «Что для вас было наиболее интересным и важным на сегодняшнем занятии? Будете ли вы полученный опыт (знания) применять в жизненных ситуациях?»

Завершение. Упражнение «Прощай напряжение!»

Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

Время проведения - 7 мин.

Необходимые материалы: газеты.

Участниками предлагается скомкать газетный лист, вложив в это все свое напряжение. Сделать комок как можно меньше и по команде одновременно всем бросить комок в цель на доске . По завершении упражнения проводится анализ по следующим вопросам: « Как вы себя чувствуете? Расстались ли вы со своим напряжением? Ваши ощущения до и после упражнения».

ЗАНЯТИЕ № 5

«Как справляться со стрессом и владеть собой» (продолжение)

Цель: познакомить выпускников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Разогрев. Упражнение «Передача хлопка»

Цель: настроить учащихся на активную работу.

Время проведения - 5 мин.

Участникам предлагается по очереди друг за другом хлопнуть в ладони, не делая пауз.

Упражнение «Состояние тревоги и покоя»

Цель: дать возможность учащимся ощутить себя в ситуации тревоги, обратить внимание на свое самочувствие в этой ситуации.

Время проведения - 7 мин.

Участникам предлагается закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение. Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как каждый выпускник ощущает себя в ситуации тревоги. Затем участникам предлагается вспомнить ситуацию, в которой они не волнуются, и снова обратить внимание на физическое самочувствие.

По завершении этого упражнения нужно обсудить его результаты и составить «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». Необходимо обратить особое внимание на то, что тревога сопровождается напряжением, а спокойствие - расслабленностью.

Мини-лекция «Как справиться с тревогой»

Цель: информирование, получение опыта

Время проведения - 5 мин.

Ведущий «Беспокойство - одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психологические способы снижения тревоги. Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания. Ещё справиться с тревогой помогает медитация. По сути, медитация - это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрести душевный покой и равновесие».

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

  • Организация условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыков взаимоподдержки;
  • Развитие навыков самоанализа и преодоления психологических барьеров;
  • Помощь в осознании личностных ресурсов педагогов.

Время проведения: 2–3 часа

Ход занятия

Музыкальный настрой. Видеоряд “Виды природы”.

Этап 1. Разминка

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

Игра “Поменяйтесь местами те, кто….” (цель: снятие накопившегося напряжения; сплочение членов группы)
Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего – занять чье-то место.
Упражнение “Я люблю, и я не люблю” (цель: телесная самопрезентация)
Каждый должен встать и пантомимой показать, что он любит, и что он не любит. Повторяться нельзя.

Презентация “Если вы никак не можете себя заставить работать...” (вцель: включение в работу, переход к основной части занятия) (Приложение 1)

Этап 2.Оновной

Цель: развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров осознание и принятие своих чувств.

Упражнение “Свобода – долг – власть – ответственность” (цель: изучение и осознание собственных взглядов)

I ЧАСТЬ – педагогам предлагается изобразить на листе бумаги метафорично четыре понятия: “свобода”, “долг”, “власть”, “ответственность””.
II ЧАСТЬ – Объединившись в пары или в общем круге, обсудить полученный результат с психологической точки зрения. Задача: прояснить значение этих метафор в жизни человека.

“Как (что) это в твоей жизни?”, “Помогает тебе это или мешает?”.

Необходимо обратить внимание на размеры и расположение рисунков, вложенный смысл.

ДОЛГ ни с чем здоровым, как правило, у нас не ассоциируется. Для того, чтобы более оптимистично относиться к своим “долженствованиям”, важно перевести их в желания:

“Я должна хорошо работать!” -> “Я хочу хорошо работать, т.к. это соответствует ценностям моей личности!” и т.п.
“Что из долга является нашей правдой, а что нам навязывается?”, “Кем это навязывается?”

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и ДОЛГ часто “сливаются” в нашем сознании. Многих из нас, спасибо нашим родителям, с детства приучили быть ответственными за что-то. Но, как и в любом деле, необходимо чувство меры, чтобы не происходило дисгармоний в отношении воспитания ответственности наших детей. Необходимо четко научиться разграничивать, где чья ответственность.

Кто, кроме меня? Беря все в свои руки, мы посягаем на ответственность других. То есть, чем больше ответственности мы берем за человека (за своего ребенка, супруга, коллегу и т.д.), тем меньше этой ответственности у этого человека остается. Тем самым мы инфантилизируем этого человека и перегружаем себя. И не нужно потом удивляться тому, что нам так тяжело живется, а остальным в нашем окружении ни до чего нет дела!

Задача: Если у командира роты 100% ответственности, сколько % ответственности у каждого солдата? (ответы родителей)

Ответ : у солдата тоже 100% ответственности – 100% солдатской ответственности.

У каждого из нас 100% ответственности: дочерней, родительской, профессиональной.
Не надо брать всю ответственность, нужно взять только свою!
Ответственность – это ответ за наши ценности, за наши поступки, за нашу жизнь, и т.д.
Что для вас свобода?

СВОБОДА – в психологическом смысле более сложное понятие, нежели обыденное.

“Свобода к …” (к действиям, к творчеству и т.п.) – более взрослая; “Свобода от …” – более детская (запереться, объесться, оторваться и т.п.).
А много ли свободы нам надо?
Те, кому предоставляется много свободы, тяготятся ею, становятся более тревожными.

ВЛАСТЬ – это то, что над нами, подавляющее (нас так воспитывают).

А для чего нам нужна власть?
Нас нигде не учат, что нужно делать со своей властью, для чего она нам нужна.
У власти есть два важных положительных момента:

1) власть – это возможность сделать все по-своему, построить мир так, как хочешь, в соответствии со своими ценностями (например, воспитать собственного ребенка так, как считаешь нужным);

2) власть – это возможность защитить себя.

Властью не наделяют, ее берут. Идет борьба за власть и отстаивание власти.

Упражнение. “Хочу – не хочу, но делаю... ” (цель: преодоление психологических барьеров, осознание и принятие своих чувств)

Участникам предлагается на отдельных листах написать:

  • Три вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п.), которые вам хотелось бы делать чаще.
  • Три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не делать.
  • Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно первого и делаете слишком много второго.
  • По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.
  • “Если есть желание, есть тысяча возможностей! Если нет желания, есть тысяча причин!”

Психотерапевтическая сказка “Коряга” (цель: коррекция самопринятия педагогов, осознание жизненного предназначения).

Инструкция: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свое окончание.

Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей.

Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая – ни красоты, ни проку … Как ей было обидно!

(Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как сравнение идет себя с другими; она страдает от этого; Коряге некому помочь принять свою уникальность)

Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику.

“Счастливчики... ”, – думала Коряга, завидуя этим деревьям, – “Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании...”.

(Метафорический кризис: обида, зависть, крушение надежд)

Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут... Но, не смотря на это, она была счастлива!

(Метафора: метафора “нужности”, которая заключаетсяв том, что иногда, из желания быть нужным, мытолкаем себя “на самоубийство”, мы“сгораем”)

В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств …

(Бессознательные процессы)

В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась!

О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю... , но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза).

(Метафорический кризис: шанс изменить жизнь)

Она упала в море.

“Что это? Куда я попала? Что со мной будет?” – думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью... Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец...

Но вот шторм начал потихоньку стихать … на небе показалось солнышко... Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны... Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу … Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого с кем можно было бы ее сравнивать... Здесь она была одна такая..., единственная... И на душе у нее стало радостно и спокойно (Пауза)

(Метафора: Вода и шторм – метафорические символыдуши и кризиса. Когда человек меняет свою жизнь, он попадает в кризис; т.е. ему представляется возможность пережить это как шанс поменять свое мироощущение. Кризис меняет человека. Шторм поменял самоощущение Коряги, погрузил ее в себя, в свою психику, и ей сталоспокойнее – именно кризис принес оздоровление. Чем больше мыв своей жизни переживаем этих бурь, тем меньше у нас становится тревожных ожиданий, тем “здоровее”, сильнее мыстановимся. Происходят видоизменения в душе, осознание себя в новом качестве.)

Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность – так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики …

(Аналогичные обучающие ситуации. Невротичность Коряги заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна.)

Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: “Это просто чудо! Настоящее чудо!”. На нее никто не смотрел с такой любовью..., (Пауза) ...и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес..., (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза).

Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком.

(Метафора: признание индивидуальности; придача “товарного вида”)

Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью... (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью “Дар моря” и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы.

“Сколько бедствий я перенесла, – думала Коряга, – и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно”.

(Метафора: торжество)

Анализ впечатлений. Комментарии психолога относительно метафоричного смысла сказки.

Обсуждение в круге: Какой сюжет вызвал наибольший отклик в вашей душе? Какую вы придумали концовку? Почему именно такую?

Ведущий: “Это история про открытие уникальности Коряги. Она учит нас самопринятию. Хотя, имеет ли смысл конец сказки?”

Упражнение “Настоящая женщина (настоящий мужчина) – это …” (цель: коррекция самопринятия)

Необходимо выбрать 10 критериев настоящей женщины (настоящего мужчины). Группа называет, а каждый член группы записывает только те, которые к нему относятся. Они выписываются на листочке слева. Далее группа делится на пары, где друг с другом меняются записями и оценивают выраженность этих качеств по 10-балльной шкале. Потом можно поменять партнера и проделать ту же самую процедуру. При оценивании друг друга участники аргументируют свое решение.

В конце упражнения рефлексия:

  • чувства;
  • возникали ли несовпадения мнений.

Упражнение “Брать – давать” (цель: анализ энергетического баланса в жизни)

Все члены группы выкладывают на свой стул всю мелочь из своего кошелька. Считают, какая сумма у них была изначально.

1 этап – Все члены группы ходят по кругу и раздают свои деньги другим членам группы.

Обсуждение:

– Сколько денег было и сколько стало?
– Что чувствуем при этом?
– Как это соотносится с реальной жизнью? (сколько отдаешь энергии и кому, и сколько принимаешь)

2 этап – То же самое, но деньги забираем .

Обсуждение.
Самое лучшее, когда наблюдается баланс между тем, сколько было изначально и сколько оказалось в конце – между тем, что отдаем и тем, что берем.
В конце упражнения каждый забирает деньги со своего стула к себе в кошелек.

Этап 3. Заключение

Цель: сплочение коллектива, формирование доверия, осознание личностных ресурсов.

Упражнение “Похвали себя” (цель: овышение самооценки)

Каждому участнику (в порядке личной инициативы) нужно выйти в центр круга и хвалить себя не менее 1 минуты. А остальные слушают и отмечают “точки роста”.

А все ли знают, что значит хвалиться? Это преувеличение своих достоинств и способностей, достижение, а не хвала своими детьми, мужем и т.п.

Группа решает, по какой системе оценивания будет оценено каждое выступление (с аргументацией ответа). Отмечается общение глаза в глаза, умение говорить без остановки в течение 1?; не соскакивание на “Я люблю …”, уверенность в голосе, аргументация.

Упражнение “Посудомоечная машина” (цель: сплочение группы через телесный контакт)

Участники делятся на две группы и встают в две шеренги напротив. Выходит человек и говорит, какая он посуда и как он хочет, чтобы его помыли. Затем он проходит через “посудомоечную машину”, где все его гладят, массируют, “трут” и т.п. именно так, как он пожелал. Последние два человека в шеренгах играют роль сушки – они его бережно обнимают. Человек, прошедший через “посудомоечную машину”, становится “сушкой”.

Таким образом, через эту процедуру проходит каждый участник тренинга. В конце ведущий спрашивает, как себя чувствует этот человек.

Видеоряд “Желаю тебе сил для всех жизненных дел” (цель: создание позитивного настроя) (Приложение 2)

Упражнение “Аплодисменты” (цель: повышение самооценки, сплочение педагогов)

(В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний участник получает аплодисменты всей группы.)

Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.

У нас сложилась очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Рефлексия

(цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе).

Использованная литература:

  1. Млодик И.Ю. Материал с курсов по детской психотерапии “Детская комната”.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.
Тренинг развития сплоченности школьного коллектива:

«Единение коллектива – есть сила».

Педагог-психолог

Кремнева Н.В.

«Нет того, что мы хотим,

есть то, к чему мы можем приспособиться»

М.Жванецкий

Пояснительная записка.

Коллектив, это не просто группа людей, не зависимо от возраста, как детей, так и взрослых, а это люди, объединенные каким то целями, задачами. Желающие достичь результата в развитии интересующего их дела.

Класс для школьника это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задает нормы для своих членов от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для подростка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.

Отношение в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материалов.

Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

Цель: развитие сплоченности коллектива, хороших межличностных отношений, демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива.

Задачи:

    создание доверительной атмосферы для общение в группе,

    создание благоприятного социально-психологического климата;

    формирование навыков совместной деятельности;

    развитие толерантного отношения друг к другу;

    развития чувства Мы, внутреннего единства группы.

Программа тренинга рассчитана на учащихся 5-10 классов, так как именно в этих классах отмечаются наиболее конфликтные отношения между подростками, «борьба» за лидерство. Начинается определенный «кризис сплоченности» - это соответствует возрастным особенностям подростков. В 12 – 15 лет основной потребностью и ведущим типом деятельности является общение со сверстниками.

Программа занятий осуществляется в форме активного общения психолога и учащихся.

Благодаря данной программе тренинга, дети учатся рассуждать, искать пути активного преодоления препятствий в процессе собственного развития, формируются навыки установления контакта, невербального общения, повышается сплоченность в группе, развиваются навыки взаимодействия в коллективе. После упражнений проводится обсуждения. Участники делятся впечатлениями о том, как они себя чувствовали в той или иной роли.

Благодаря занятиямсоздается благоприятный климат отношений в ученическом коллективе.

Предварительная подготовка: разработка конспекта, подготовка демонстративного и раздаточного материала, аудиосредства.

Количество участников: до 20 человек.

Тренинг рассчитан на 12 часов и включает в себя два занятия по 6 часов.

День1.

Ход занятий.

Занятие 1. Знакомство и разминка.

Упражнение «Необычное имя».

Ведущий предлагает участникам взять бейджики и фломастеры, на них написать свое имя и изобразить к нему рисунок. По готовности группы каждый участник рассказывает о своем имени.

Упражнение "Наши имена" .

Ведущий предлагает всем участникам группы встать в круг. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит свое имя в той форме, которая ему самому особенно нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча наблюдает за этим.

Упражнение «Нетрадиционное приветствие».

Ведущий предлагает участникам поздороваться, вам сейчас необходимо хаотично передвигаться по комнате. При встречи вы приветствует друг друга следующим образом:

    улыбкой;

    кивком головы;

    глазами;

    посредством рукопожатия;

    прикосновения плеча к плечу;

    прикосновения коленка к коленке;

    прикосновения пятка к пяточке.

Упражнение «А я еду...»

Цель: разрядка участников, расслабление.

Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Упражнение «Построимся»

Цель: Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?»Дается задание участникам построиться по росту, по цвету глаз от светлых до темных, по цвету волос от темных до светлых, по месяцу рождения. По окончании каждого построения происходит проверка правильности выполнения упражнения

Рефлексия: Легко ли вам было выполнять данное упражнение, что вы чувствуете?

Упражнение «Импульс по кругу».

Ведущий. Сейчас я прошу вас сесть в круг. Руки положите на колени соседей. Один из вас «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен бать передан как можно быстрее и вернуться по кругу к своему автору. Порошу вас встать и держаться сзади за руки. Один из вас, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательных быстрых коротких или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору.

Правила группы.

Ведущий. Прежде чем мы перейдем к основной работе, я хотела бы, чтобы мы обсудили с вами правила поведения в группе: доверительный стиль общения; называть друг друга по имени; уважение другого человека, его мнения, чувств; конфиденциальность всего происходящего в группе; правило активного участия; уважение к говорящему, принцип активного слушания; общение по принципу «здесь и сейчас».

Основная часть.

Упражнение «Паутинка».

Цель:Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это - проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. "Паутина" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех учеников класса.

Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой (клубок цветной шерсти). Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей(постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика). Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в "паутине". После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: "Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что..." Например, я говорю: "Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс". Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: "Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике". При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше...

Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заменить ее словами "Мне понравилось, как ты...".Постепенно "паутина" будет расти и заполняться.

Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Рефлексия: Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям? Что-нибудь удивило тебя в этой игре.

Упражнение «Рисунок чувства».

Цель: Умение выразить свои чувства. Эмоциональный настрой группы.

Ведущий участникам группы раздает листочки и карандаши. У вас есть листочки, на них нарисуйте или изобразите чувство которое вы испытываете сейчас (в данный момент) в течение 7 минут. По истечению времени участники показывают свои рисунки. Группа по изображению на листочке должна догадаться, какое чувство в данный момент испытывает участник группы.

Рефлексия: Легко ли вам было выразит свое чувство?

Упражнение «Молчанка»

Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование: лист А4, карандаши.

Ведущий делит группу на пары. Сядьте рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. Во время рисования нельзя разговаривать. На рисунок вам отводится 15 минут.

Рефлексия: Что вы нарисовали, работая в паре?Сложно ли вам было рисовать молча и пришли ли вы к единому мнению со своим партнером?

Упражнение «Пазлы».

Цель: развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи.

С помощью ведущего группа делится на команды и каждой команде выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды –правильно собрать картинку.

Рефлексия: Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания?

Упражнение «Живая пирамида».

Цель: Развитие умений совместного взаимодействия, способствовать приобретению опыта готовности слиться с группой ради выполнения общей задачи.

Ведущий предлагает построить живую пирамиду участникам группы, но необходимо соблюсти ряд условий:

    ее вершина должна быть выше самого высокого участника группы;

    каждый участник группы должен быть ее частью, но в то же время пирамида должна бать устойчива, то есть простоять не менее 30 секунд.

Рефлексия. Как вы себя чувствуете, бы ли сложности при построении пирамиды?

Упражнение «Опустить предмет».

Цель : Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

Ведущий дает участникам группы гимнастический обруч и просит держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук.

Задача участников , опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, действие выполняется участниками с начало.Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Рефлексия: Что вы испытывали при выполнении задания?

Упражнение «Интервью».

Ведущий предлагает каждому участнику группы на листочке написать свое имя и фамилию, все листочки складывают в коробку, перемешивают, затем все члены группы вынимают по одному листочку. Задача каждого участника – взять интервью у того, листочек с чьим именем ему достался. Право выбора задаваемых вопросов остается за игроком. Время на интервью одного человека – 5 мин. По завершению интервью, все садятся вкруг и по очереди рассказывают о том человеке, которого опрашивали. Содержание своего рассказа участник определяет сам: он может рассказать все услышанное, а может лишь некоторую информацию.

Рефлексия: Ваши чувства и ощущения в данный момент? Что помогало при выполнении задания?

Заключительная часть

Упражнение «Аплодисменты».

Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Быть может, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение. У вас замечательный коллектив, и каждый заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы становитесь в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из участников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты.
Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются…»

Рефлексия. Какие чувства вы испытывали в ожидании аплодисментов?

Что чувствовали, когда аплодисменты звучали для вас?

Вот и подошло к концу наше с вами занятие, мы хорошо потрудились, благодарю вас за активность и доверие. Спасибо. До новой встречи.

День 2.

Ход занятий.

Занятие 2. Приветствие, закрепление знакомства, разминка.

Упражнение «Ассоциация ».

Цель: закрепление знакомства с участниками группы.

В течение двух минут вам необходимо подобрать ассоциацию к своему имени и отчеству. По готовности группы каждому участнику предоставляется слово.

Рефлексия: Легко ли вам было найти ассоциацию, ваши ощущения.

Упражнение «Портрет товарища».

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе.

Ведущий предлагает участникам рассчитаться на первый и второй, первые становятся на против вторых, поворачиваются спиной друг к другу. Каждый участник описывает одежду своего партнера (цвет волос и глаз). Затем описание сравнивается с оригиналом.

Рефлексия: ваши ощущения при выполнении задания?

Упражнение «На что похоже настроение?»

Цель: эмоциональный настрой группы.

Ведущий предлагает всем встать в круг. Участники по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше ведущему: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Ведущий обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное и т.д. настраивая группу на дальнейшую работу.

Упражнение «Мне нравится…»

Ведущий. Вы сейчас, по кругу обратитесь к соседу, сидящему справа, со словами: «Сашенька, мне нравится, что ты…» (мне нравится в тебе то, что ты…).

Рефлексия: Что было самым тяжелым для вас в этом упражнении? Трудно было открыться и принять человека?

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель : узнать друг друга, чем мы похожи, получить больше информации друг о друге.

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Рефлексия: Какие эмоции испытывали во время упражнения?Что нового узнали о других?

Основная часть.

Упражнение «Кто я?».

Ведущий предлагает участникам небольшие листочки и фломастеры.

Участники пишут на них свое имя крупными буквами и складывают в коробку. Затем каждый по очереди вытягивает наугад листок с именем и прикрепляет его на спину своему соседу справа. Задача - выяснить, имя какого участника у тебя на спине. Задавать разрешается только те вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Упражнениерассчитана на группу участников, уже имеющих краткое представление друг о друге.

Рефлексия:Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания?

Упражнение «Строители?»

Цель: сплочение коллектива,координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Группа должна, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

квадрат;

треугольник;

ромб;

букву Я;

птичий косяк.

Рефлексия: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

Упражнение «Покажи».

Группа разделяется на команды с помощью ведущего. Каждой команде необходимо с помощью мимики и жестов изобразить:

Оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон;

Крутых зайцев, диких поросят, одиноких волков, сумасшедших куриц;

Букву «А», «К», «Ш», «Р», «Ю».

Рефлексия:Что было легко, что сложно при выполнении задания?

Упражнение: “Сороконожка”

Цель: научить участников группы взаимодействию друг с другом, способствовать сплочению коллектива.

Ведущий предлагает участника встать друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего “Сороконожка” начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, преодолевает различные препятствия. Главная задача – не разорвать единую “цепь”, сохранить “Сороконожку” в целости.

Рефлексия: Ваши ощущения? Какие трудности вы испытывали при выполнении задания?

Упражнение «Переправа».

Цель: Сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.

Ведущий выстраивает всех участников в одну колонну. Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20-25 см. упражнение проходит интереснее, если эта полоса представляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например, гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно на лесной поляне. Каждый участник поочередно переправляется с одного конца шеренги на другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего за пределами той полосы, на которой стоят участники.Если кто-либо из участников нарушает правила в процессе выполнения упражнения, то вся команда начинает снова

Рефлексия:Какие чувства вы испытывали во время упражнения? Что помогало выполнять упражнение?

Упражнение «Фильм-фильм».

Ведущий делит участников на три группы. Теперь вы – это отдельная киностудия, сотрудники которой должны «снять» фильм по мотивам сказки «Красная шапочка».

Первая группа – это американская киностудия, поставившая фильм ужасов.

Вторая – французская, она представляет мелодраму, нежную романтическую историю.

Третья киностудия – итальянская, предлагающая детективный вариант «Красной шапочки».

Каждая группа готовит свой «фильм» для дальнейшей демонстрации согласно теме постановки.

Рефлексия: Понравилась ли вам ваша роль? Какие трудности вы испытывали при выполнении задания? Что вы чувствуете сейчас?

Упражнение коллаж «Дружба».

Цель: установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды.

Участники делится произвольно на команды им выдается лист ватмана. Также выдается набор журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике, ножницы, клей, маркеры, карандаши. Ведущий объявляет тему и поясняет, что подразумевается под коллажем. После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину.

Рефлексия: Какие чувства вы испытываете? Легко ли вам было работать в команде?

Заключительная часть.

Упражнение «... зато ты».

Цель упражнения : создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.

Участникам группы раздаются листы А4, цветные фломастеры или ручки. Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «... зато ты...» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Рефлексия: Легко ли было выполнять данное упражнение, что вы чувствовали?

Упражнение «Подарок».

Цель : положительное завершение тренинга, рефлексия.

Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за плодотворную работу аплодисментами!»

Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Рефлексия : «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

ЛИТЕРАТУРА

    Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога М.: O сь - 89, 2002.

    Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические ос новы субъектного подхода к групповой работе. СПб.: Речь, 2004.

    И.В. Вачков. Основы технологии группового тренинга. М.Изд. «Ось-89», 1999.

    Психологический тренинг в группе: игры и упражнения / Авт.- сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.

5. Ю.А. Голубева, М.Р.Григорьева. Тренинги с подростками. «Учитель», 2009.