Литературно-художественной критики. Литературный институт им. А.М. Горького Кафедра теории литературы и литературной критики

Заведующий кафедрой: Саенкова Людмила Петровна, кандидат филологических наук, доцент

Дацэнт кафедры літаратурна-мастацкай крытыкі Аксана Бязлепкіна-Чарнякевіч была госцем тэлепраграмы "Суразмоўцы". Аксана Пятроўна ў гутарцы з Навумам Якаўлевічам Гальпяровічам распавяла пра свае кнігі, сучасны літаратурны працэс, выкладанне на факультэце журналістыкі і падзялілася ўласным стаўленнем да моўнай сітуацыі ў краіне.

Вышел очередной номер студенческой газеты "Закулисье".

По результатам Финала I Международного первенства «Качество образования – 2018» (Россия, Москва; 14.01.2019):

Студентка 3 курса (специальность "Литературная работа. Творчество") Емельянова А.В. получила ДИПЛОМ II СТЕПЕНИ за научную работу «Художественный перевод как интерпретация» (на материале перевода А. Александровичем поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина). Научн. рук. - ст. преп. Е.В.Локтевич;

Студентка 3 курса (специальность "Литературная работа. Творчество") Костевич Е.Ю. награждена ДИПЛОМОМ I СТЕПЕНИ за научную работу «Авторские стратегии в создании образной структуры художественного текста» (на материале повестей «Вий» и «Нос» Н. В. Гоголя) и ДИПЛОМОМI СТЕПЕНИ за творческую работу «Дыхание деревни». Научн. рук. - ст. преп. Е.В.Локтевич;

Студентка 2 курса (специальность "Печатные СМИ") Кричевская В.А. получила ДИПЛОМ II СТЕПЕНИ за творческую работу «Фотография» и ДИПЛОМ III СТЕПЕНИ за творческую работу «Рана». Научн. рук. - ст. преп. Е.В.Локтевич.

Навуковая работа магістранткі Тачыцкай Надзеі Аляксандраўны "Беларуская арт-журналістыка: тэматычны кантэнт, жанравыя асаблівасці, класіфікацыя", выкананая пад кіраўніцтвам Саянковай Людмілы Пятроўны, атрымала другую катэгорыю на Рэспубліканскім конкурсе навуковых работ студэнтаў.

Количество штатных преподавателей: 18 сотрудников, среди которых 9 кандидатов наук, 10 доцентов.

Общая информация: Главной задачей кафедры литературно-художественной критики является подготовка высококвалифицированных специалистов для создания литературной основы в различных видах литературно-художественного творчества: литературно-художественной критике, прозе, поэзии. Квалификация будущих специалистов позволит им работать в литературной и журналистской областях творческой деятельности.

Научные направления:

стратегии средств массовой информации в формировании гуманитарной культуры общества, авторские стратегии в современной литературно-художественной критике, медиакритика как ценностно-ориентирующий фактор в деятельности СМИ, стратегии СМИ в репрезентации культуры и искусства в условиях индустриализации культуры, личность критика в формировании культурного пространства.

"Современные стратегии средств массовой информации в репрезентации культуры и искусства".

Предметом научных исследований кафедры литературно-художественной критики (первой заведующей стала доцент Л. П. Саенкова) является литературно-художественная критика, вопросы культуры в СМИ. На кафедре созданы творческие мастерские для будущих обозревателей культуры, кинокритиков, театральных и литературных критиков, критиков изобразительного искусства. Здесь работают авторитетные специалисты, известные критики в области разных видов искусства: литературы, театра, живописи, кино – Л. П. Саенкова-Мельницкая, П. В. Васюченко, Г. Б. Богданова. Среди преподавателей кафедры не только известные ученые-теоретики, но и практики – редакторы специализированных изданий, обозреватели по культуре.
Центром творческого единства студентов, которые проявляют интерес к искусству, был кружок “Крытык”, потом ставший студенческой научно-исследовательской лабораторией. На протяжении многих лет силами ее участников выпускались специализированные учебные газеты, на страницах которых в самых разных жанрах появлялись студенческие материалы об искусстве. Уже много лет кафедра литературно-художественной критики выпускает уникальное издание – ежегодный альманах студенческого литературно-художественного творчества “Аўтограф” (вышло уже более 20 номеров, большая часть которых была подготовлена под руководством профессора Е. Л. Бондаревой). Имена многих студентов, которые впервые появились на страницах этого издания, сегодня – гордость белорусской культуры: Иван Чигринов, Иван Пташников, Борис Саченко, Анатоль Вертинский, Игорь Добролюбов и др.

Студенты-участники лаборатории (под руководством доцента В. А. Капцева) также занимаются подготовкой номеров литературно-художественной газеты “Перья”. К выходу некоторых номеров были приурочены мастер-классы известных белорусских писателей, творческие встречи. Кафедра обеспечивает преподавание дисциплин гуманитарно-культурологического профиля: “Литературно-художественная критика”, “Культурология”, “История искусств”, “Белорусская литература”, “Русская литература”, курсы по профилю – “Театральный критик”, “Кинокритик”, “Литературный критик”, “Критик изобразительного искусства”.

Дысцыпліна разглядае літаратурна-мастацкую творчасць як адну з форм духоўна-пераўтваральнай дзейнасці ў грамадстве. Прадмет дазваляе навучыцца абгрунтавана і комплексна ставіцца да твораў прыгожага пісьменства, прымяняць атрыманыя веды на практыцы, арыентавацца ў разнастайнасці відаў літаратурных твораў, мець уяўленні пра стылі і жанры, сур’ёзна і ўдумліва разважаць і выказвацца аб сучасным літаратурна-мастацкім працэсе, улічваючы традыцыі як айчыннай, так і сусветнай літаратуры, а таксама тэндэнцыі сучаснай метадалогіі стварэння літаратурных твораў.

Дысцыпліна садзейнічае разуменню асаблівасцяў развіцця сусветнага кінематографа; авалоданню навыкамі аналіза твораў кінамастацтва розных стыляў і жанраў; асэнсоўванню культуралагічнай, эстэтычнай, ідэалагічнай функцый сучаснага кінематографа; разуменню мастацкіх пошукаў і адкрыццяў у галіне кінамастацтва. На працягу вывучэння дысцыпліны студэты аналізуюць сюжэтна-тэматычны кантэнт, вобразна-выразныя сродкі, асаблівасці стылю жанравага і аўтарскага кінематографа, арыентацыю ў развіцці сучаснай мастацкай мовы кінаэкрана.

Дысцыпліна фарміруе цэласнае бачанне і разуменне свету мастацтва, які мае сваю асаблівую сутнасць і спосабы існавання, таксама працэсаў, якія адбываюцца ў мастацтве сёння. Само мастацтва вывучаецца як эстэтычны феномен. Разглядаюцца сэнс мастацтва ў класічнай эстэтыцы, мастацтва і тэхнагенная цывілізацыя, прырода мастацтва, асноўныя прынцыпы мастацтва, асноўныя тэарэтычныя падыходы да разумення прыроды мастацтва, мастацтва і гульня, элітарнае і масавае ў мастацтве, мастацтва ў сістэме культуры, роля мастацтва ў трансляцыі культурнай традыцыі. XX стагоддзе, радыкальныя метамарфозы мастацтва.

Фарміруюцца веды тэарэтычных палажэнняў навукі аб міфе, здольнасці да яго распазнання ў сучаснай літаратуры, кінематографе, паўсядзённых прамовах, сродках масавай камунікацыі. Вывучаецца філасофія міфа: канцэптуальныя і метадалагічныя падставы тэарэтычнага аналізу міфа; міф і міфалагічнае светаўспрыманне; міф і сумежныя вобласці ведаў; міфалагічны хранатоп; міфарэлігійныя асновы культурстваральнасці; эвалюцыя міфалагічнай метамарфозы: ад класічных да сучасных формаў міфа; прырода як сродак рэпрэзентацыі міфа; міф і рытуал у дыяхраніі і сінхроннасць культуры; міфасемантыка ўсходнеславянскага фальклору; міф у мастацтве: станаўленне міфічных вобразаў; малітычныя міфы; міф і масавая культура.

Вывучаецца феномен інтэртэкстуальнасці і яго праявах ў сучаснай культуры, вызначаецца яго стылявая і жанравая трансфармацыя ў літаратурных, літаратурна-крытычных тэкстах. Вывучаюцца пераемнасць літаратурных традыцый, эвалюцыя адносін да тэксту як складанай цэласнасці, сацыякультурная сітуацыя пачатку XXI стагоддзя: ад «пост-» да «прота-», тыпалагічныя рысы постмадэрнізму ў сучасным грамадска-культурным кантэксце; культуралагічная абумоўленаць павелічэння інтэртэкстуальных даследаванняў "універсальнага" тэксту, тэарэтычныя асновы феномену інтэртэкстуальнасці, філасофскія падыходы і канцэпцыі: Р. Барт, Ю. Крысцева, М. Бахцін, І. Хасан; нтэртэкстуальнасць як інтэлектуальная гульня і маркетынгавы ход у літаратуры: У. Эка, М. Павіч, М. Кундэра, і інш. Функцыі інтертэкста ў мастацкім і літаратурна-крытычных тэкстах; спосабы фарміравання інтэртэкстуальнага мыслення ў сучаснай крытыцы; рэцэпцыя постмадэрнізму і маскульт; інтэртэкстуальнасць як феномен масавай свядомасці. інтэртэкстуальнасць і гіпертэкставая культура. Узаемадзеянне медыятэксту і інтэртэкста; трансфармацыя жанру і стылю ў сучасным інтэрв"ю, эсэ, рэцэнзіі.

Дысцыпліна дае ўменне працаваць над стварэннем і інтэрпрэтацыяй мастацкіх тэкстаў з улікам уплыву індывідуальна-псіхалагічных асаблівасцей аўтара і рэцыпіента на ўспрыняцце твора. Вывучаецца паняцце і гісторыя крэатыўнасці, тэхнікі актывізацыі творчага патэнцыялу чалавека, спосабы арганізацыі творчага працэсу, сучасныя тэхнікі крэатыўнага пісьма, падыходы псіхалагічнай школы да разгляду мастацкіх тэкстаў, сувязь крэатыўнасці з асабістымі якасцямі і ўнутранай ды знешняй матыацыяй аўтара, уплыў псіхалагічных фактараў на фарміраванне ўласнага пісьменніцкага стылю.

Дысцыпліна фарміруе ўстойлівыя уяўленні аб прынцыпах узаемадзеяння музычнай культуры і СМІ, значэнні музычнай крытыкі і журналістыкі ў развіцці музычнай культуры. Вывучаюцца роля СМІ ў развіцці музычнай культуры, музычная падзея і прынцыпы яе адлюстравання ў розных відах СМІ, стылёвая палітра музыкі ў люстры сучаснай музычнай крытыкі, выканальніцкае майстэрства і інтэрпрэтацыя, асаблівасці асвятлення фольк-канцэртаў, выкананняў старадаўняй музыкі; сольны канцэрт: крытэрыі ацэнкі; публікацыі пра музычныя спектаклі; песня, кліп, магнітаальбом: прафесійны падыход; разнавіднасці маладзёжнай музычнай культуры; музычныя фестывалі і конкурсы ў Беларусі; дзейнасць творчых саюзаў у галіне музыкі; асаблівасці стасункаў з музыкантамі.

Студэнты атрымліваюць разуменне асаблівасцяў развіцця сусветнага кінематографа і ролі кінакрытыкі ў яго асвятленні; авалоданне навыкамі аналіза твораў кінамастацтва розных стыляў і жанраў; асэнсоўванне культуралагічнай, эстэтычнай, ідэалагічнай функцый сучаснага кінематографа. Разуменне мастацкіх пошукаў и адцкрыццяў у галіне кінамастацтва, аналіз сюжетна-тэматычнага кантэнта, вобразна-выразных сродкаў, асаблівасцяў стылю жанравага і аўтарскага кінематографа, арыентацыя ў развіцці сучаснай мастацкай мовы кінаэкрана.

Основные учебные пособия, разработанные на кафедре:

Орлова Т. Д. Театральная журналистика. Теория и практика.: В 2 ч. – Мн.: БГУ, 2001 – 2002. – Ч. 1. – 146 с.; Ч. 2. – 139 с.

Сучасныя тэндэнцыі літаратурна-мастацкай крытыкі: тэорыя, практычны вопыт / Бондарава Е. Л., Арлова Т. Д., Саянкова Л. П. і інш. – Мн.: БДУ, 2002. – 114 с.

Саенкова Л. П. Массовая культура: Эволюция зрелищных форм. – Мн.: БГУ, 2003. – 123 с.

Саенкова Л. П. 9 1/2 недель "Лістапада": из опыта крит. обозрения Междунар. кинофестиваля (1994–2002 гг.). – Мн.: Ковчег, 2003. – 98 с.: ил.

Бондарева Е. Л. Освещение литературы и искусства в СМИ: Курс лекций. – Мн.: БГУ, 2004. – 119 с.

Саенкова Л. П. История искусств: конец XIX – первая половина ХХ века: Конспект лекций. – Мн.: БГУ, 2004. – 87 с.

Орлова Т. Д. Теория и методика журналистского творчества. Ч. 1: Учебное пособие. – Мн.: ЗАО "Современные знания", 2005. – 120 с.

Виды литературно-художественной критики: опыт историко-теореического обзора: Сб. науч. ст. / Под общ. Ред. Л. П. Саенковой. – Мн.: БГУ, 2005. – 138 с.

Орлова Т. Д. Культура и бизнес (в публикациях отечественной прессы): Курс лекций. – Мн., 2005. – 188 с.

Произведение искусства - предмет анализа критика. Сборник научных трудов. Вып. 1. Мн. – 2009.

Время. Искусство. Критика. Сборник научных трудов. Вып. 2. – Мн., 2010.

Массовая культура и журналистика: сборник научных трудов. – Вып. 3. – Мн., 2012.

Трансформация жанров в литературно-художественной критике: сборник научных трудов. Вып.4 / редкол.: Л.П. Саенкова (гл. ред) [и др.]; под ред. Л.П. Саенковой. Минск: БГУ, 2013. – 170 с.

Литературно-художественная критика в современном интернет-пространстве: сборник научных трудов. Вып.4 / редкол.: Л.П. Саенкова (гл. ред) [и др.]; под ред. Л.П. Саенковой. Минск: БГУ, 2016. – 128 с.

Чисто литературные институты в нашей стране имеются в количестве одного-единственного. Как, впрочем, и на всём земном шаре. Много есть педагогических институтов, где преподают русский язык и литературу в процессе подготовки преподавателей школ. Много и университетов, где есть факультет журналистики. Но литератор и журналист - это две совсем разные "птицы". Писатели учатся только в одном вузе страны, и это Литературный институт имени Горького.

Предшественник

Существовал недолго и давно. Так называемый в народе Брюсовский институт - это специализированный вуз, открывшийся в Москве в 1921 году по инициативе В. Я. Брюсова. Там готовились поэты, писатели, беллетристы, критики, драматурги и переводчики. Всё, как в Горьковском, только учёба длилась не пять, а три года.

Высший литературно-художественный институт имени В.Я. Брюсова вобрал в себя студию Лито Наркомпроса, тоже организованную Валерием Яковлевичем, литературные курсы Дворца искусств и большую часть Государственного института слова. Туда же через год вошла и Профессионально-техническая школа поэтики, где работали почти все преподаватели ВЛХИ, в том числе и сам Брюсов. В 1924 году институт получил, наконец, его имя - в связи с широко праздновавшемся юбилеем поэта.

В январе 1925 года московская жилищная комиссия приняла решение о переводе ряда вузов в Ленинград по причине невыносимой тесноты. ВЛХИ переехать не смог, потому что все сорок преподавателей, кроме двух, саботировали перемену места жительства. Таким образом институт был ликвидирован. Студенты доучивались в других вузах. Литературный институт имени Горького создавался уже с учётом печального опыта своего предшественника. И, надо признать, ошибки не повторились.

ИЖЛТ

Институт журналистики и литературного творчества никак не может называться литературным институтом. Это образовательное учреждение не государственное, хотя имеет государственную аккредитацию и лицензию, а выпускникам вручаются дипломы государственного образца. Институт журналистики и литературного творчества имеет только одно направление обучения - это журналистика. Есть там и подготовительные курсы. Бюджетной основы обучения не предусмотрено. Студенты выбирают заочную, очно-заочную и очную форму обучения.

Литинститут имени А. М. Горького

Этот вуз всегда целиком и полностью принадлежал Министерству Культуры, с 1992 года находится в ведении Минобрнауки РФ. Здесь два факультета - заочный и очный. Очно студенты осваивают пятилетнюю программу специалитета: "Литературное творчество" и "Перевод художественной литературы".

Заочно специалистов готовят шесть лет и по одной специальности - "Литературное творчество". На отделении художественного перевода учатся будущие переводчики с английского, немецкого, французского, испанского, итальянского и корейского языков. Есть здесь и аспирантура с докторантурой по специальностям: "Русский язык", "Теория литературы" и "Русская литература".

Как всё начиналось

Инициатором создания Литинститута выступил Максим Горький. Сначала вуз был Вечерним рабочим литературным университетом, лишь с 1933 года получил своё название, которое сохраняет по сей день.

Во время войны, в 1942-м, институт стал обучать очников и заочников. В 1953-м открылись очные двухгодичные Высшие литературные курсы для уже состоявшихся писателей, которым необходимо пополнить гуманитарные знания и расширить кругозор. В 1983 году Литинститут был награждён высоким орденом Дружбы народов.

Местоположение

Литературные институты педагогического профиля находятся в разных районах Москвы, некоторые в исторических, но более знакового места для расположения Литинститута имени Горького найти просто невозможно. Это памятник архитектуры восемнадцатого века, городская усадьба на Тверском бульваре, где в 1812 году родился А. И. Герцен. А в сороковых годах девятнадцатого здесь, в литературном салоне, завсегдатаями были Гоголь, Белинский, Аксаковы, Чаадаев, Баратынский, Хомяков, Щепкин и многие другие легендарные личности.

Перед самым началом двадцатого века здесь разместилось издательство, а в двадцатых годах - многочисленные писательские организации. Литературные вечера проходили с участием Маяковского, Блока, Есенина. Это здание подробно описывается Герценом, Булгаковым, Мандельштамом. Здесь, прямо в этом здании, проживали Вячеслав Иванов, Даниил Андреев, Осип Мандельштам, Андрей Платонов, о чём сообщают мемориальные доски на здании. Во дворике стоит памятник Герцену.

Преподаватели

Преподаватели всегда были и остаются в Литинституте звёздные, никакие другие литературные институты просто не смогли бы собрать прославленных мастеров в таком количестве. Здесь преподавали Александр Зиновьев, Константин Паустовский, Михаил Светлов, Лев Ошанин, Лев Озеров, Юрий Кузнецов, Юрий Минералов и многие другие, не менее знаменитые писатели, поэты, драматурги. Лекции читали учёные со звонкими именами: И. Толстой, В. Асмус, А. Реформатский, Г. Винокур, А. Тахо-Годи, С. Радциг, С. Бонди, Б. Томашевский, В. Кожинов и не менее достойные другие.

И сейчас творческие семинары ведут самые известные и всеми любимые писатели: Сергей Николаевич Есин - заведующий кафедрой литературного мастерства, Самид Сахибович Агаев, Юрий Сергеевич Апенченко, Сергей Сергеевич Арутюнов, Андрей Венедиктович Воронцов, Андрей Витальевич Василевский, Алексей Николаевич Варламов - исполняющий обязанности ректора Литинститута, Анатолий Васильевич Королёв, Руслан Тимофеевич Киреев, Владимир Андреевич Костров, Станислав Юрьевич Куняев, Геннадий Николаевич Красников, Владимир Юрьевич Малягин, Александр Александрович Михайлов, Олеся Александровна Николаева, Олег Олегович Павлов, Александр Евсеевич Рекемчук, Евгений Борисович Рейн, Инна Ивановна Ростовцева, Галина Ивановна Седых, Евгений Юрьевич Сидоров, Александр Юрьевич Сегень, Сергей Петрович Толкачёв, Александр Петрович Торопцев, Мариэтта Омаровна Чудакова. Никогда институты литературного творчества не имели такого созвездия мастеров.

Абитуриентам - творческий конкурс

Поступить в Литинститут могут только прошедшие творческий конкурс и сдавшие вступительные экзамены. В педагогические литературные институты Москвы поступают по ЕГЭ, также и на журналистику в университеты. Здесь конкурс проходит в три этапа. Сначала абитуриенты присылают свои творческие работы по выбранному направлению: двадцать (не менее) страниц текста прозы, или двести стихотворных строк, или двадцать страниц в литературной критике, драматургии, очерке и публицистике, а также в художественном переводе. Это испытание проводится без участия абитуриента, более того, работы он подаёт безымянные, поэтому предвзятого мнения быть не может. Литературный педагогический институт не ставит перед абитуриентом таких сложных, но интересных творческих задач.

И только после этого можно получить возможность сдачи остальных предметов по ЕГЭ (письменно или устно). Это традиционно русская литература, русский язык, история России. Если творческая работа и сдача экзаменов удовлетворит комиссию, будущий студент приглашается на второй этап творческого конкурса - это письменный этюд. Далее следует собеседование, самый важный момент для прошедших первые два этапа. Ни университеты, ни педагогические литературные институты России не проводят такой тщательный отбор абитуриентов. Творческие конкурсы существуют, помимо Литинститута, только для абитуриентов, выбравших профессию в области театра, кино или в вузах архитектурно-художественных направлений.

Семинары

Готовят студентов по двум направлениям параллельно. Это общегуманитарный - с уклоном в литературоведение и русский язык, а также творческий. Развитие творчества происходит в ходе семинаров. Другие литературные институты, если бы они существовали, наверняка работали бы также - форма самая оптимальная.

Проходят семинары всегда по вторникам - традиционно. В этот день других занятий для студента не планируется - только семинар, руководитель которого обязательно Мастер.

Это всегда день больших волнений и нервов, часто - слёз, иногда - ссор. Однако бывает и наоборот. Жаль только, что нет возможности посещать чужие семинары, потому что все в одно время. Пропускать свой нельзя, он в любом случае самый лучший. В Литинституте семинары вели всегда крупнейшие советские писатели. Сейчас крупнейшие писатели России. Такие же семинары проводятся и для слушателей Высших литературных курсов, которые автору этой статьи посчастливилось окончить. Занимаются по вторникам и студенты Высшей школы художественного перевода. Надо отметить, что есть при Литинституте и курсы редакторов, и курсы корректоров.

Международная деятельность

Сотрудничество этого вуза с зарубежными коллегами развивается планомерно, согласуясь с политикой страны в плане укрепления авторитета на международной арене нашей высшей школы. Существенно расширяются и научные, и академические связи, вуз стремится в образовательное пространство Европы, чтобы интегрировать выпускников и учащихся во всемирный литературный процесс.

Пропагандируются лучшие достижения русской литературы в дальнем зарубежье и странах СНГ. Существуют связи с такими вузами, как Тринити-колледж в Ирландии, Университет Кёльна в Германии, Университет города Бергамо в Италии, Университеты Чосон и Конкук в Республике Корея, Университет Париж-8 во Франции, Университет города Сучжоу в Китае. Также в Литинституте давно работает культурный центр Россия-Корея. Каждый год из этого творческого вуза в числе студентов РФ выпускаются студенты-иностранцы - как стран СНГ, так и дальнего зарубежья.

Кафедры

Литинститут занимает верхнюю ступень рейтинга российских вузов по соотношению профессорского состава и студентов: на двух учащихся приходится один преподаватель с учёной степенью. Какие литературные институты могут похвастать таким соотношением?

Большинство преподавателей здесь с мировым именем. Преподаватели кафедры литературного мастерства перечислены выше, имена настолько значительные, что вряд ли можно добавить какие-либо ещё не прозвучавшие восторги, всё уже было.

Две кафедры литературы

Абсолютно волшебная кафедра с великолепным профессором Борисом Николаевичем Тарасовым во главе, с доцентом - красноречивейшей Татьяной Борисовной Гвоздевой, с обаятельнейшим профессором Станиславом Бемовичем Джимбиновым, с чудесной Анитой Борисовной Можаевой, доцентом... На их лекциях у заворожённых студентов авторучки из рук выпадают. Какие ещё могут понадобиться литературные институты, если есть этот?

Ничуть не уступает и кафедра русской классической литературы и славистики во главе с профессором Михаилом Юрьевичем Стояновским. Все преподаватели там прекрасны, но кто сравнится с профессором Анатолием Сергеевичем Дёминым? Все остальные литературные институты Москвы не имеют творческих образовательных направлений, вот и преподаватели в Литинституте тоже особенные.

Кафедра общественных наук

Здесь под руководством профессора Людмилы Михайловны Царёвой тоже происходят всевозможные чудеса: даже переполненные поэзией студенты начинают обожать экономику и политологию, если лекции читает доцент Наталья Николаевна Кутафина, и разбираться в исторических событиях, если общаются с Александром Сергеевичем Орловым, автором прекрасных учебников и директором Музея истории МГУ имени Ломоносова. А как приятно общаться с Ольгой Вячеславовной Зайцевой на темы философии и эстетики после занятий! Почти так же, как слушать её лекции - завораживает!

На этой кафедре (да и на других наверняка тоже) незапоминающихся преподавателей просто нет. Литературные институты России, направленные на изучение педагогики или журналистики, возможно, тоже имеют хороших преподавателей общественных наук. Но здесь преподаватели ещё и высоко творческие.

Кафедра новейшей русской литературы

Здесь заведует артистичнейший из преподавателей института - профессор Владимир Павлович Смирнов, его лекции студенты наверняка помнят всю жизнь. Читают превосходные лекции профессор Борис Андреевич Леонов (также, по отзывам студентов, один из любимых лекторов), доценты Игорь Иванович Болычев и Федякин. В области "текущей" литературы специалистов авторитетнее сотрудников этой кафедры просто нет - ни в России, ни в мире. Московские литературные институты педагогической, а не творческой направленности вряд ли смогут объединить под своей крышей столько высокопрофессиональных преподавателей.

Кафедра теории литературы и литературной критики

Здесь только три человека, зато каких! Абитуриентам нужно бороться изо всех сил с высоким (очень высоким!) конкурсом при поступлении в Литинститут хотя бы ради того, чтобы ходить по тем же коридорам. Заведует кафедрой профессор Владимир Иванович Гусев. Это выдающийся литературовед и литературный критик. Председатель Правления Московской городской организации Союза писателей России. Состоит в секретариате исполкома МСПС (Международное Сообщество Писательских Союзов), является главным редактором журнала "Московский вестник". Великолепный лектор, умнейший человек.

Доценты Сергей Михайлович Казначеев и Алексей Константинович Антонов интересны каждый по-своему. Глубокое знание материала позволяет им читать лекции так вдохновенно, что студенты не могут конспектировать, потому что хотят только смотреть и слушать. С. М. Казначеев провёл несколько научно-практических конференций под названием "Новый реализм". А. К. Антонов имеет фундаментальные знания теории критики и литературоведения и имеет огромный лекторский талант. Читает не только студентам, но и аспирантам и слушателям Высших литературных курсов. Написал ряд учебных пособий по теории литературы.

Помимо вышеперечисленных, в Литинституте функционируют ещё три кафедры: русского языка и стилистики, иностранных языков, художественного перевода. И на каждой из них преподаватели исключительные.

Кафедра уверена, что ее научные интересы - новейшая русская литература ХХ и ХХI веков, теоретические аспекты литературы, проблемы исторической и теоретической поэтики, принципы типологического анализа литературных текстов, проблемы изучения литератур народов России - достойный и высокий объект изучения, актуальность которого будет только возрастать.

Своей деятельностью кафедра способствует сохранению лучших традиций фундаментального университетского образования, одной из которых остается приоритет теоретического подхода в преподавании новейшей литературы.

В 2011 году на кафедре был открыт профиль подготовки бакалавров «Прикладная филология» (русский язык).
Данный профиль предусматривает подготовку бакалавров для работы в области коммуникации, издательской деятельности, учреждениях культуры и управления. Профиль обеспечивает приобретение профессиональных навыков многоаспектной работы с различными типами текстов (создание, интерпретация, экспертиза, трансформация, распространение художественных, публицистических, официально-деловых, научных и т.п. текстов) и осуществления языковой, межличностной и межнациональной письменной и устной коммуникации.


ГОД ЛИТЕРАТУРЫ: ИТОГИ РАБОТЫ КАФЕДРЫ

Этот год стал знаменательным для кафедры русской литературы ХХ века и теории литературы, для которой участие в учебно-образовательных, просветительских проектах университета, города и республики является традицией. Это Международные on-line чтения «Чехов жив» (асс. Жирков Д.Д.), организация контакт-сессии «Виват, студент», университетской интеллектуальной викторины «Виват, преподаватель», публичные лекции. Также любой может стать полноправным участником интернет-форума «Диалоги о литературе» на сайте филологического факультета. Студенты работают в научных кружках «Аудиовизуальные аспекты русской литературы ХХ века» и «Автограф», участвуют в театрализованных семинарах по творчеству писателей-классиков.

В рамках проекта "Юбилейные даты русской литературы" были организованы и проведены университетский конкурс литературных видеопроектов «Февраль. Достать чернил» и литературный вечер "Пастернак. Второе рождение", посвященные 120-летию со дня рождения Бориса Пастернака. Также к юбилею И.А. Бродского студенты-прикладники сняли научно-популярный фильм "Бродский в Якутии" и разработали литературный сайт о творчестве поэта.

Успешным стал авторский проект С.Ф.Желобцовой "Литературный Якутск», который открыл литературную биографию столицы. На автобусных экскурсиях учащиеся школ, студенты, гости университета и республики знакомятся с творчеством больших поэтов ХХ века – Иосифа Бродского, Сергея Михалкова, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Валентина Распутина. Литературный маршрут включил реалии топонимических символов романа креативного российского писателя Андрея Геласимова «Холод», посвященного его «малой» родины.

В Городской классической гимназии г. Якутска в рамках Года литературы и юбилея факультета прошла лекция профессора кафедры Хазанкович Ю.Г.. В последний день октября в уютном актовом зале собралось более сотни учащихся 9-11 классов одного из старейших учебных заведений г. Якутска. Заявленная тема «Знаем ли мы литературу?» оказалась резонансной и вызвала неподдельный интерес как у ребят, так и преподавателей-словесников. В рамках публичной лекции состоялась виртуальная экскурсия по творчеству писателей Арктики и литературным местам города Якутска, а также была проведена профориентационная работа со старшеклассниками.

9 ноября участники Всероссийской конференции «Вопросы преподавания русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной среды» посетили туристический комплекс «Царство вечной мерзлоты». Доцент Желобцова С.Ф. показала гостям филологического факультета из Москвы, Санкт-Петербурга, Алтая, Ханты-Мансийска, Кемерово, Владивостока и др. реалии окрестностей Якутска, которые стали топонимическими знаками Севера в романе Андрея Геласимова «Холод», посвященном его «малой родине».

Дисскуссионный клуб «Виват, студент» регулярно организует встречи студентов и преподавателей факультета с литературными критиками, поэтами, известными общественными деятелями. Так, 4 апреля этого года прошла встреча с прозаиком А.Геласимовым.

На сайте кафедры размещен блог «Диалоги о литературе», открытый форумом обсуждения фильма Ф. Бондарчука «Сталинград». Доцент С.Ф. Желобцова, отталкиваясь от первоисточника фильма романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба», предложила ряд вопросов. Ответы, реплики, резюме посетителей сайта отличаются свежим взглядом на историю, полемичностью оценки художественного фильма, гражданским и патриотическим чувствами наших современников.

В городской библиотеке им. В.Г. Белинского, 26.02.2015г., прошла презентация лекционного проекта «Новая проза России».

В ИМИ СВФУ, 12.02.2015г., состоялась актовая лекция об актуальных проблемах современной литературы.

В рамках Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию филологического образования в Республике Саха (Я), была организована работа секции "Теоретические аспекты литератур ХХ века:к 120-летию со дня рождения М.М.Бахтина. В ходе работы секции прошли презентации научных исследований по поэтике авторского слова в романе, по проблемам художественного модуса, «частных» литературоведческих вопросов в рамках изучения фундаментальных трудов М.М. Бахтина.

Литературный институт основан в 1933 году по инициативе Максима Горького как Вечерний рабочий университет. До 1992 года был вузом Союза писателей СССР; ныне является государственным вузом и находится в ведении Министерства общего и профессионального образования России.

Система образования предусматривает изучение курсов гуманитарных дисциплин, занятия в творческих семинарах по родам и жанрам художественной литературы (проза, поэзия, драматургия ), литературной критики, публицистики и перевода художественной литературы. В институте преподавали Константин Паустовский, Константин Федин, Михаил Светлов, Лев Озеров, Лев Ошанин. Курсы лекций читали ученые В. Асмус, И. Толстой, Г. Винокур, А. Реформатский, С. Радциг, А. Тахо-Годи, Б. Тамашевский, С. Бонди и др. В настоящее время творческими семинарами руководят многие известные писатели.

В составе института:
Кафедра литературного мастерства.
Кафедра художественного перевода.
Кафедра общественных наук.
Кафедра русской литературы XX века.
Кафедра зарубежной литературы.
Кафедра русской классической литературы и славистики.
Кафедра теории литературы и литературной критики.
Кафедра русского языка и стилистики.

Подготовка специалистов в государственном высшем учебном заведении \"Литературный институт им. А. М. Горького\" осуществляется как за счет средств федерального бюджета в пределах государственного задания, так и сверх контрольных цифр - по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

Прием в институт проводится на основе личных заявлений граждан, имеющих среднее (полное) или среднее профессиональное образование, в процессе отбора по результатам вступительных испытаний (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании). Все поступающие в институт проходят творческий конкурс, вступительные экзамены, итоговое собеседование.

Творческий конкурс проводится с 15 января по 30 мая ежегодно. Иногородние абитуриенты присылают работы по почте (в т.ч. электронной) с краткой автобиографией и указанием формы обучения. Конкурсные работы не возвращаются. Работы представляются в объеме не менее 30 страниц машинописного текста (художественный перевод - вместе с оригиналом и только при выборе очной формы обучения, поэзия - не менее 350 строк), которые проходят закрытое рецензирование на кафедрах литературного мастерства, теории литературы и литературной критики, художественного перевода и иностранных языков. Для обеспечения объективности на каждую конкурсную работу пишутся две независимые друг от друга рецензии (в случае расхождения оценок работа направляется третьему рецензенту), после чего итоговое решение приёмной комиссии с оценкой \"положительно\" или \"отрицательно\" сообщается (без указания фамилий рецензентов) конкурсанту.

Вступительные экзамены для лиц, успешно прошедших творческий конкурс, проводятся по программам среднего общего образования, ориентированным на классы и школы гуманитарной направленности. Прием документов проходит 21-22 июля, вступительные экзамены проводятся с 23 июля (для заочной формы - с 11 августа).

Поступающие на дневную форму обучения сдают следующие экзамены:
- творческий этюд - импровизация на одну из заданных, заранее не известных тем, но не по содержанию литературных произведений – письменно
- русский язык (изложение) – письменно
- русский язык и литература (устно)
- история Отечества (устно)
- иностранный язык (устно).

Поступающие на заочную форму обучения сдают все указанные экзамены, кроме экзамена по иностранному языку.

Итоговое собеседование , проводимое приемной комиссией с участием представителей профилирующих кафедр, ставит своей целью выявить наличие (или отсутствие) склонности поступающего к избранной специальности и избранному жанру, общую и литературную эрудицию и т.п., подтверждающие (или опровергающие) результаты вступительных испытаний.

Студенты очной формы обучения имеют отсрочку от призыва в армию . Иногородним предоставляется общежитие на время вступительных экзаменов, а в случае поступления - на всё время учебы.

Преподавание литературы и научно-исследовательская работа в области литературоведения ведется в Кубанском государственном университете со времени его основания. На протяжении многих лет учебно-научное подразделение литературоведов-преподавателей именовалось кафедрой литературы. В 1960-е гг. она разделилась на три: кафедру русской литературы, кафедру советской литературы, кафедру зарубежной литературы. С 1982 по 1993 г. действовала общая кафедра русской и советской литературы, а в 1993 г. из нее выделилась кафедра современной отечественной литературы и критики. В 2011 г. на базе имеющихся кафедр создана кафедра истории русской литературы, теории литературы и критики.

Преподавательский состав кафедры:

Заведующий кафедрой - Жиркова Евгения Алексеевна , доктор филологических наук, профессор.

До 2014 года заведующим кафедрой был Степанов Лев Александрович , доктор филологических наук, профессор. В 2008 году удостоен государственной награды-звания «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Л.А. Степанов Профессор за кафедрой Ректор КубГУ М.Б. Астапов вручает Л.А. Степанову почетный знак "Заслуженный профессор КубГУ"

  • Голикова Лариса Порфирьевна – кандидат филологических наук, профессор
  • Головко Вавара Андреевна – старший преподаватель
  • Гримова Ольга Александровна
  • Жиркова Евгения Алексеевна
  • - ассистент кафедры
  • Куценко Флорина Павловна – кандидат филологических наук, доцент
  • Мартыненко Лариса Борисовна – кандидат филологических наук, доцент
  • Пастушенко Юрий Георгиевич – кандидат филологических наук, доцент
  • Полуляшина Дарья Игоревна - преподаватель
  • Рягузова Людмила Николаевна – доктор филологических наук, профессор
  • Сайченко Валерия Викторовна – кандидат филологических наук, доцент
  • Свитенко Наталья Вячеславовна – кандидат филологических наук, доцент
  • Сомова Елена Викторовна – кандидат филологических наук, доцент
  • Шаройко Марина Владимировна – кандидат филологических наук, доцент
  • Юрьева Марианна Владимировна – кандидат филологических наук, доцент.

Лаборанты кафедры:

  • Петрова Любовь Ивановна - старший лаборант
  • Полуляшина Дарья Игоревна - лаборант
  • Костенкова Владислава Вячеславовна - старший лаборант.


Преподаватели и выпускники кафедры

Кафедра ведет преподавание учебных курсов по истории русской литературы от возникновения до начала 21 века, литературе русского зарубежья, литературе народов России и литературному краеведению, теории литературы, литературной критике, методологии анализа и интерпретации литературных произведений, по фольклористике, а также методике преподавания литературы в школе и вузе. Все дисциплины обеспечены программами и учебно-методическими материалами.

Спецкурсы и спецсеминары ориентированы на углубление профессиональной подготовки в области литературоведения. Они организуются так, чтобы вооружить студентов знаниями по актуальным проблемам литературной науки, существенно расширяют их кругозор как на синхронном уровне, так и в историко-литературной перспективе. Таковы, например, спецкурсы «Русская литература и фольклор» (к.ф.н., доц. Л. Б. Мартыненко), «Древняя Русь в культуре и литературе 19-20 веков» (к.ф.н., доц. М. В. Юрьева), «Жанры русской прозы начала 20 в.» (к.ф.н., доц. Ф. П. Куценко), «Жанровые модификации русского романа 19 века» (д.ф.н., проф. Е. А. Жиркова), «Психологизм в русской литературе 19 века» (к.ф.н., преп. О. А. Гримова), «Русская литература 19 в. в зеркале литературы 20 века» (к.ф.н., доц. Е. В. Сомова), «Русская литература в России и за рубежом» (д.ф.н., проф. Л. Н. Рягузова, к.ф.н., доц. М. В. Шаройко), «Эволюция художественных концепций в творчестве писателей первой половины ХХ века» (к.ф.н., проф. Л. П. Голикова), «Литературная критика и мемуарная эссеистика русского Зарубежья» (к.ф.н., доц. В. В. Сайченко). В авторских разработках важен междисциплинарный синтез: «Философия, мифология и психоанализ в литературоведении», «Архетипы и мировой литературный процесс», «Слова, ноты и краски: диалог искусств» (к.ф.н., доц. Н.В. Свитенко).

Преподаватели кафедры истории русской литературы, теории литературы и критики регулярно посещают курсы повышения квалификации.

Повышение квалификации на филологическом факультете Воронежского государственного университета

Занимаясь на курсе «Креативное письмо» (к.ф.н., доц. Ю. Г. Пастушенко), студенты учатся писать рассказы, стихи, эссе, рефераты, создавать контент интернет-сайтов.

Для обеспечения учебного процесса выпускаются методические пособия по ведущим дисциплинам кафедры, спецкурсам и спецсеминарам. Среди них –

  • «Поэтика романов В. Набокова русского периода творчества: традиции и новации», «Научные методы литературоведческих исследований (методология, принципы и опыт анализа)» (2012), «Система эстетических и теоретико-литературных понятий В.В. Набокова», «Понятийно-терминологический словарь В. Набокова», «Литература русского зарубежья: первая волна эмиграции» (Л. Н. Рягузова), «Анализ художественного произведения» (2011) (Л. Н. Рягузова, М. В. Юрьева).
  • «Неочевидные доминанты и их значение в адекватной интерпретации художественного текста», «Теоретическая поэтика. Художественная речь: Учебный словарь-справочник» (2011) (Е. А. Жиркова).
  • «Эволюция эстетических взглядов М. Горького в контексте культурологических исканий эпохи» (Л. П. Голикова).
  • «Методика преподавания литературы» (2010) (М. В. Шаройко).
  • «Фольклористика и устное народное творчество» (2010), «Русское устное народное творчество» (2011) (Л. Б. Мартыненко), «Теория литературного процесса» (В. В. Сайченко).
  • «Русское стихосложение: Практикум» (М. В. Юрьева).
  • «Творчество А. Платонова: поэтика и проблематика» (Ю. Г. Пастушенко).
  • «Русская сатира ХХ века и творчество М. Зощенко» (Ю. Г. Пастушенко).

Кафедрой открыта базовая специализация для осуществления профиля «Литература и литературное редактирование» , которая предполагает подготовку литературных редакторов. Студенты изучают историю и теорию литературного редактирования, в частности принципы анализа текста, основы текстологии литературы нового времени, жанры газетно-журнальной публицистики и телерадиовещания. Изучаются различные аспекты современных литературно-критических теорий. Разнообразные практикумы помогают формировать навыки редактирования. В их числе изданная кафедрой программа специализации «Литературная критика и редактирование» , «Практикум по редактированию» (М. В. Шаройко). Знакомство с современным редакционно-издательским процессом закрепляется в ходе двухнедельной практики, которую студенты проходят в различных издательствах и редакциях. Одна из форм освоения полученных специализированных знаний – участие студентов в выпуске самостоятельно подготовленных печатных изданий. В этом ряду можно отметить альманахи и журналы «MixTypa» , «НеОлит» , «Логос» , поэтические сборники молодых поэтов («Выход в свет» ).

Редколлегия "НеОлита"


Студенческий альманах "Логос" Альманах молодых поэтов "Выход в свет"

Специализация «Литературная критика и редактирование» оказалась весьма востребованной: студенты находят себе работу в качестве корректоров, редакторов, журналистов (преимущественно пишущих), пресс-секретарей в организациях различного уровня, литературных работников.

Научная деятельность сотрудников кафедры осуществляется в нескольких направлениях: литературные произведения и эстетические концепции, художественная структура произведений русских писателей, национально-исторические идеи в русской литературе, сравнительно-историческое изучение литератур: типологическая общность и своеобразие национального проявления.

В 2003-2006 годах ряд преподавателей участвовал в разработке проблем «Национальное и общечеловеческое в русской классической литературе и философско-религиозном ренессансе конца XIX – начала XX века и процессы глобализации в сфере культуры», «Русская классическая литература, философия и право в условиях изменяющейся России. Руководителем проекта, поддержанного грантом Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Краснодарского края, был профессор В.П. Попов, памяти которого посвящен сборник статей, выполненных по данной проблематике. В 2002 – 2004 г. Л. П. Голикова выиграла исследовательский грант РГНФ и АКК «Северный Кавказ: традиции и современность» и подготовила монографию «Осетинско-русские литературные связи ХIХ–ХХ веков». Ю. Г. Пастушенко участвовал в разработке проекта «Кубань в созвездии Аuditorium.ru» (грант Сороса).

Плодотворны в плане исследовательской перспективы монографии Л.Н. Рягузовой «Концептуализированная сфера «творчество» в художественной системе В.В. Набокова», «Субстанциально-мифологические представления как элементы поэтического мира В.В. Набокова» и Е.А. Жирковой «Семантика лексико-синтаксических особенностей ранней лирики А. Блока». Монография Л.А. Степанова «Эстетическое и художественное мышление А.С. Грибоедова» включена ВАК в программу кандидатского минимума по специальности 10.01.01 – русская литература. Издан учебник Л. П. Голиковой «Россия и Кавказ: межлитературные связи в исторической динамике» с грифом Министерства образования РФ (дополненное издание 2008 г.) и учебное пособие «Россия и Словакия: литературные контакты». За последние десять лет выпущены коллективные монографии «Русская литература ХХ века: актуальные проблемы развития», «Русская литература ХХ века: эволюция художественного сознания», «Русская литература ХХ-ХХI вв.: традиции и современность» (совместно с аспирантами и студентами), в которых анализируются ведущие тенденции современного литературного процесса в России. Подготовлены и изданы: учебно-методическое пособие «Русская литература для иностранных студентов» (2009) Ю. Г. Пастушенко; хрестоматия «Литературное краеведение» (2011) В. В. Сайченко и М. В. Шаройко и «Литературное Закавказье» (2007) Л. П. Голиковой и М. В. Шаройко. В 2011 г. издана коллективная монография «Классическое наследие русской литературы и современность: концепции, интерпретации, опыты анализа текста», посвященная 100-летию со дня рождения профессора В. А. Михельсона.

Многие публикации преподавателей связаны с участием в конференциях МАПРЯЛ и РОПРЯЛ, изданиях Института русской литературы, Института русского языка, Института мировой литературы РАН, государственных музеев А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.И. Цветаевой, В.В. Набокова, вузов Москвы, С.-Петербурга, Ростова-на-Дону и других городов России и за рубежом.

М.В. Юрьева - участник пленума УМО по филологии в г. Великий Новгород

При кафедре работает аспирантура. Л. А. Степановым, Л.П. Голиковой, Л.Н. Рягузовой, Е.А. Жирковой, Ю.Г. Пастушенко подготовлено более двадцати кандидатов филологических наук по специальности 10.01.01 – Русская литература.

В 2008 г. открыта магистратура по программе «Русская литература» под руководством д.ф.н., проф. Степанова Л. А.

На кафедре действует фольклорная лаборатория (руководители – проф. Л.А. Степанов, доц. Л.Б. Мартыненко), целью которой является обобщение материала, собранного в фольклорном фонде, исследование специфики кубанского фольклора, изучение функциональности жанров, образов и мотивов устного народного творчества в произведениях русских писателей. Опубликованы сборники «Пословицы, поговорки, загадки Кубани», «Народная проза Кубани», «Кубанские заговоры», «Песни и частушки периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», «Масленица», «Календарный обрядовый фольклор Кубани: весенний и летне-осенний циклы», «Календарный обрядовый фольклор Кубани: святочный цикл», готовятся другие сборники. Изданные материалы используются студентами, учителями школ края, находят отражение в студенческих исследованиях, курсовых и дипломных работах.



Рождественско-новогодние колядки

По поручению департамента образования и науки Краснодарского края с 1995 года кафедра принимает участие в проведении районных, муниципальных, региональных этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе. В 2002 и 2010 гг. Л.А. Степановым, Е.А. Жирковой, Е.В. Сомовой опубликованы учебно-методические пособия «Литературные олимпиады» (более 30 п.л.). Преподаватели кафедры участвуют в подготовке и проведении занятий с абитуриентами по программам тестовых технологий и новой системе Единого государственного экзамена.

Краевая олимпиада школьников по литературе. Проф. Л.А. Степанов, проф. Л.П. Голикова, доц. Ю.Г. Пастушенко

Свой опыт и научные знания сотрудники кафедры используют не только в учебном университетском процессе. Доцент Ю. Г. Пастушенко периодически читает лекции для слушателей курсов повышения квалификации учителей и библиотечных работников г. Краснодара и Краснодарского края.

Преподаватели руководят исследовательскими проектами в рамках Центра дополнительного образования для детей «Малая Академия», а также принимают участие в работе городской научно-практической конференции школьников «Эврика» в качестве экспертов.

Регулярно проходят встречи в поэтической студии «Часть речи» (Ю. Г. Пастушенко). В созданном киноклубе студентам предлагают познакомиться с экранизациями литературных произведений и теми фильмами, которые принято называть «авторским кино» (В. В. Сайченко).

Международное сотрудничество. Продолжают развиваться связи кафедры с вузами и научными учреждениями Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Воронежа, Ставрополя, Новгорода, Майкопа и других городов России. Разработан и осуществляется план сотрудничества с зарубежными вузами: кафедрой русистики университета Константина-философа (г. Нитра, Словакия), университета в г. Гент (Бельгия).


Преподаватели кафедры проводят семинар для учителей русского языка и Проф. Л.П. Голикова и проф. Л.Н. Рягузова на конференции МАПРЯЛ (г. Братислава) литературы в г.Сухум (Республика Абхазия)