Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Стадии психоэмоциональной реакции людей в экстремальных ситуациях Морфологические и синтаксические свойства

Витализм

Так называется учение о «жизненной силе» как особом принципе или начале, управляющем явлениями, протекающими в живых организмах. Виталистами же назывались приверженцы этого учения. Таким признанием воодушевляющего живые организмы духовного принципа характеризуется учение анимистов или виталистов, среди которых можно отметить имена Платона , Аристотеля и в особенности Аретея (50 г до Р. Х.), кажется, впервые употребившего выражение «жизненная сила», употреблявшееся с тех пор в течение всех последующих столетий вплоть до первой половины текущего века, в особенности представителями медицинской школы Монпельё. В физиологии Бурдаха () мы встречаемся еще с отголосками учения виталистов; после изучения функций органов он выражает неуверенность, чтобы этим путем можно было когда-нибудь выяснить явления жизни. Бюффон утверждал, что в состав живых тел входит особое им присущее химическое начало, не встречающееся ни в одном из тел неодушевленной природы.

Против учения анимистов, или, лучше, виталистов, стояло другое учение материалистического характера, а именно - атомистов с главой их Демокритом , по которому все явления жизни сводятся лишь на движение атомов . Не духовный принцип, но механическая необходимость определяют, по словам атомистов, мировой строй со всеми его жизненными явлениями. Пока в науке о жизни организмов господствовали только одни умозрения и отвлеченные гипотезы, до тех пор В. в биологии и физиологии имел бесспорный перевес. Но с применением с конца прошлого столетия к разработке явлений жизни экспериментального метода, вооруженного точными методами физического и химического исследования, биология и физиология начали обогащаться многочисленными фактами, доказывавшими как в общем, так и в частности, что и явления жизни, подобно всем остальным явлениям природы, подчиняются строго определенной закономерности, или детерминизму, по выражению Клода Бернара, то есть что каждое жизненное психическое или телесное явление протекает только при строго определенных физико-химических условиях. Одновременно с этим было доказано, что в состав живых организмов не входит таких тел, которых бы не было в неодушевленном мире, что многие соединения, вырабатываемые метаморфозом веществ в организмах, получаются искусственно и лабораторным путем; было выяснено с весами в руках, что и в животных организмах ни один атом вещества не исчезает и не нарождается, а только превращается и что в них также применяется закон превращения сил. Ввиду таких огромных приобретений, толчок к которым был дан знаменитым Лавуазье , живые организмы становились в глазах исследователей полем игры все тех же общих физико-химических сил природы, находивших здесь благодаря своеобразному устройству живых тканей и органов особое применение и превращение. Этот механический взгдяд на явления жизни благодаря высокой научной продуктивности его за последние десятилетия совершенно вытеснил воззрение виталистов, и ныне физиологию, наиближе всего касающуюся явлений жизни, называют не чем иным, как прикладной физикой и химией живых организмов. Согласно с этим и всякое физиологическое исследование явлений жизни имеет в окончательном результате целью сводить их на физические и химические причины, то есть на механические законы, управляющие ими.

Вот против этого-то заключения, служившего путеводной нитью биологов и физиологов последних десятилетий, вооружился известный физиолого-химик проф. Бунге во вступлении к своей книге «Lehrbuch d. Physiologischen Chemie» (). В талантливом очерке «О витализме и механизме» (Vitalismus und Mechanismus ) автор указывает на недостаточность механического метода как орудия исследования жизненных явлений и на полную несостоятельность его в деле объяснения активных сторон жизненных явлений. Бурге оспаривает современное учение о том, что в живых существах действуют только те же силы и вещества, как и в остальной неодушевленной природе, так как никакими физико-химическими законами нельзя объяснить главных активных сторон жизненных функций: явлений развития организмов и отдельных органов из первоначальной яйцевой клетки, явлений наследственной передачи и развития психических функций в обширном смысле слова. Столь же необъяснимым с точки зрения механической представляются, по мнению Бунге: непосредственные причины возникновения нервных импульсов, управляющих функциями органов, способность выбора клетками пригодного для них материала и отталкивания негодного, целесообразная деятельность фагоцитов, своеобразное всасывание пищевых веществ из пищеварительного канала и выработка железами секретов - противоположно законам простой физической диффузии и осмоса сквозь мертвые перепонки. Все, что есть активного в перечисленных жизненных явлениях, безусловно недоступно ни для физики, ни для химии, ни даже для гистологии , которая исследование с целого организма переносит на мельчайшую клетку или часть ее; но и тут приходится сталкиваться с теми же активными тайнами жизни, которые, по мнению Бунге, недоступны механическому способу исследования. В качестве существенного возражения против механической точки зрения неовитализм Бунге приводит тот факт, что явления внешнего мира не имеют ничего общего с нашими ощущениями и представлениями о них и что нам доступны лишь проявления собственного нашего сознания; отсюда вытекает главное требование неовитализма , чтобы мы, пользуясь внутренним чувством, исходили из внутреннего, непосредственно доступного нам мира явлений для объяснения более неизвестного нам мира внешних явлений. Материализм же делает как раз обратное. Наконец, многие элементы психической жизни совершенно лишены для нашего внутреннего чувства всякого пространственного оттенка, а следовательно, не могут быть выяснены из явлений движения; приняв же эту посылку за верную, пришлось бы заключить, что эти элементы психической жизни недоступны механическому объяснению.

Из этого краткого очерка неовиталистического учения Бунге с очевидностью следует, что в живых организмах должны действовать такие силы, должны протекать такие явления, которые могут не иметь ничего общего с остальными явлениями неодушевленной природы, и если мы неспособны уловить этих специальных активных факторов жизни, то лишь потому, что для наблюдения одушевленной и неодушевленной природы мы пользуемся одними и теми же органами чувств, которые не воспринимают ничего другого, кроме разнообразных форм движения. Очевидно, что при помощи тех же чувств мы не в состоянии открыть в одушевленной природе ничего такого, чего бы не было в неодушевленной природе, и в то же время способны упустить их специфические активные факторы жизни, которые неуловимы для наших внешних чувств и могут быть доступны лишь внутреннему чувству нашего самосознания. Вот в какой новой форме воскрес ныне в науке старый витализм, и этот неовитализм находит защитников совершенно самостоятельных в лице таких видных деятелей, как Риндфлейш и Вирхов . Главная слабая сторона неовиталистического учения сводится к тому, что оно стремится познать непостижимое, то есть сущность жизненных явлений, составляющую активную сторону их. Везде ставятся вопросы вроде следующих: почему и что побуждает организм проделывать весь ход своего развития, почему известные признаки передаются наследственно из поколения в поколение, почему в центре рождается при возбуждении нервный импульс , почему последний приводит в деятельность мышцу и т. д. и т. д. Между тем из современной теории познавания нам известно, что такие вопросы не могут предъявляться умом человека не только миру одушевленных, но и неодушевленных явлений, так как ответы на них могли бы быть даны при условии знания сущности вещей, что, как известно, недоступно нашим познавательным силам. Аналогичные вопросы, приложенные к явлениям электричества, магнетизма и т. д., остались бы столь же безответными, как и вышеуказанные вопросы, касающиеся активных сторон жизни. Следовательно, упрек, делаемый Бунге механическому способу в этом направлении, является делом простого недоразумения. Во-вторых, если явления осмоса, диффузии, всасывания протекают в живых тканях противоположно законам физики и химии, установленным для мертвых тканей, то это объясняется естественнее всего тем, что физико-химические свойства живых тканей иные, чем свойства тех же тканей в мертвом состоянии. Но разница эта трудно определима для нас, так как приступ к исследованию физико-химических свойств живых тканей или органов уже убивает их и уничтожает искомые свойства. В-третьих, явления выбора клетками разнообразных веществ могут быть основаны на неведомых - искомых физико-химических свойствах живой протоплазмы , и, наконец, в основе психических функций, какого бы характера они ни были, лежит процесс молекулярного движения частиц протоплазмы нервных центров, обнаруживаемый ныне даже гальванометром в серой коре мозговых полушарий. Вопреки внутреннему чувству, не улавливающему во многих ощущениях пространственного характера, совместно все же происходит процесс молекулярного движения нервных молекул; этим объясняется, почему психофизические способы исследования так прекрасно анализируют течение психических явлений во времени, время реакции, время, выпадающее на возникновение простейших ощущений и т. д.

Неовитализм, таким образом, не в состоянии сдвинуть современных механических способов исследования жизненных явлений с их настоящего направления, приносящего изо дня в день огромные услуги науке о жизни.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

Витализм (лат.), идеалистическое направление в биологии , объясняющее процессы жизни действием присущей только живым организмам особой жизненной силы (vis vitalis ), отличающейся от основных сил материи, с которыми мы имеем дело в физических и химических явлениях. Идеи В. возникли в древности, когда самые элементарные законы природы не были еще известны, когда мифы, предания и поэтические образы служили главным и почти исключительным объяснением природы. Весь мир наделялся душой, которая в различных предметах была неодинакова уплотнена, что и определяло различную степень одушевленности предметов. См. Анимизм . Но уже и в древнем мире были попытки освободиться от такого виталистического воззрения в философских школах Греции и Рима (в учении Демокрита, Лукреция Кара, сводивших выявление жизни к движению атомов, в противоположность учениям Аристотеля и Платона). Постепенно, с развитием естествознания, В. изгнан из всех областей науки; вместо чудотворной души везде устанавливается строгий закон, закономерная связь между явлениями. Дольше всего В. задержался в биологии. Центр тяжести своего представления о душе он переносит исключительно на живой организм, а самый термин «душа» заменяет модными словами, звучащими как будто бы более научно: жизненная сила, энтелехия, жизненный порыв и т. п. Причина того, что В. оказался более живучим в биологии, лежит в чрезвычайной сложности жизненных процессов и во влиянии церкви на научную мысль.

Во всяком явлении мы прежде всего устанавливаем причину как действующее и определяющее начало, а самое явление рассматриваем как следствие этого действия. В биологии только в редких случаях возможно выявление закономерных связей в такой простой форме, как мы их встречаем в других областях знания. Здесь отношения гораздо сложнее, и отыскание их нередко представляет большие трудности. Эти затруднения и питают В. Из трудности выявления этих связей и причин В. делает заключение, что живой организм не подчиняется общим законам природы, и заранее объявляет безнадежным всякие попытки открыть их. Приписывая особому нематериальному жизненному фактору регулирование жизненных процессов, витализм отказывается от научной точки зрения. Недаром витализм так сильно поддерживается церковью и всеми обскурантами. Долгое время виталисты утверждали, что все усилия в области лабораторного получения органических веществ из материалов так называемой мертвой природы безнадежны, так как «жизненная сила», будто бы обусловливающая их появление, отсутствует в условиях опыта вне живого организма. Химик Ф. Велер показал (1828) вздорность этих утверждений, приготовив в лаборатории мочевину. Его открытием было уничтожено принципиальное различие между органическими и неорганическими соединениями; успехи химии последнего времени показали возможность синтеза таких сложных тел, как белки и углеводы . Не менее сильный удар В. нанес Дарвин (см.) своей книгой о происхождении видов путем естественного отбора (1859), в которой показал, что второй оплот В. - целесообразность строения организмов - объясняется естественными законами природы.

Широкое развитие экспериментальн. биологии в 19 столетии нанесло столь сильный удар по В., что к середине этого века он почти бесследно исчез, и в биологии безраздельно утвердилась научная материалистическая точка зрения. Но к началу 20 века В. под новой вывеской «неовитализма » снова стал проявлять некоторые признаки жизни. Это течение основывается главным образом на опровержении и критике теории Дарвина и его объяснений существования целесообразностей. Между старым и новым В. нет никакой принципиальной разницы. «Их различие сводится к мотивам, их породившим: первый был вызван отсутствием научного объяснения жизненных явлений, второй наоборот - желанием освободиться от полученных научных объяснений и найти почву для необъяснимого, таинственного, чудесного, на которой только и могут сохраниться шаткие построения теолога и метафизика» (Тимирязев).

Неовиталисты так же, как и старые виталисты, утверждают, что жизненные процессы нельзя понять, если не допустить наличия в организме особого жизненного фактора, по существу непознаваемого. Они так. обр. объявляют задачи биологии неразрешимыми и бессильно пытаются вернуть ее на старый путь телеологии и религии. Неовитализм нельзя рассматривать как научное направление. Это - ненаучная реакция против материалистической науки.

Литература :

  • Слепков В., Биология и марксизм, М., 1928;
  • Агол И. И., Неовитализм и марксизм, ст. в журн. «Под знаменем марксизма», № 3, М., 1928;
  • Фишер Б., Витализм и патология, М., 1926;
  • Финкельштейн Е., Жизнь как диалектический процесс, Харьков, 1928;
  • Агол И. И., Витализм, механический материализм и марксизм, М., 1928;
  • Фаусек В. А., Сущность жизни, СПБ, 1906;
  • Тимирязев К. А., Витализм и наука, сборн. «Философия науки», стр. 64-78, М., 1923.

И. Агол .

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

Витализм (от лат. vitalis - жизненный, животворный, живой), идеалистическое течение в биологии, допускающее наличие в организмах особой нематериальной жизненной силы. Витализм берёт начало от первобытного анимизма - представления об одушевлённости всех тел природы. Элементы В. обнаруживаются в представлениях величайших мыслителей античности: Платона - о бессмертной душе (психее) и Аристотеля - об особой нематериальной силе «энтелехии», управляющей явлениями живой природы. После эпохи Возрождения идея одушевлённости неживых тел уступила место механическому пониманию явлений как неорганического так и органического мира. В 17 в. появилось дуалистическое учение, проводившее резкую грань между телами неживой природы и живыми существами. Я. Б. ван Гельмонт создал учение об «археях» - духовных началах, регулирующих деятельность органов тела. Более детально эту виталистическую концепцию развил в начале 18 в. немецкий врач Г. Шталь, полагавший, что жизнью организмов управляет душа, которая и обеспечивает их целесообразное устройство. В начале 19 в. отмечалось возрождение виталистической идеи как реакция на упрощённые механистические представления французских материалистов 18 в. (Д. Дидро , Ж. Ламетри и др.). Нематериальное начало жизни немецкий анатом И. Ф. Блуменбах называл формативным стремлением, немецкий естествоиспытатель Г. Р. Тревиранус - жизненной силой (vis vitalis - отсюда и название всего направления). Виталистические взгляды немецкого физиолога И. Мюллера, приписывавшего живым существам творческую силу, которая обусловливает их единство и гармонию, В. И. Ленин относил к физиологическому идеализму. Во 2-й половине 19 в. вульгарный механистический материализм снова сменился волной В., названного тогда неовитализмом . Его вдохновителем был немецкий биолог Х. Дриш , считавший, что сущность жизненных явлений составляет так называемая энтелехия (нечто, в самом себе несущее цель), которая действует вне времени и пространства и непознаваема. Существование непознаваемых жизненных факторов допускали и другие виталисты, называя их «жизненной энергией», «жизненным порывом», «доминантой». Отказываясь от объяснения жизненных явлений, В. демонстрирует бессилие идеализма в решении вопроса о сущности жизни, её происхождении и развитии. Источником возрождающихся время от времени виталистических воззрений является неудовлетворённость виталистов механистическими объяснениями жизненных явлений и неспособность применять для этих объяснений методологию диалектического материализма. Критикуя недостатки толкования сущности жизни и главных свойств живого механистического материализмом, В., по существу, сам не выходит за рамки метафизической, механистической методологии. Утверждая несводимость жизни к совокупности химических, физических и механических явлений, В. абсолютизирует качественное своеобразие жизненных явлений, привлекая для его объяснения вымышленные нематериальные факторы. Для В. характерно игнорирование исторического метода (например, отрицание Х. Дришем и его последователями теории Ч. Дарвина; телефиналистической трактовки эволюции современными идеалистами). Виталисты всегда использовали для обоснования своей позиции нерешённость тех или иных проблем (например, предполагавшуюся невозможность синтеза органических веществ вне организма и т. п.). По мере того как те или иные особенности живого получали научное, материалистическое объяснение, В. апеллировал к другим, ещё не изученным областям. В. идеалистически истолковывал не только природу живых организмов вообще, но и природу сознания. После победы эволюционных представлений в биологии В. проникает и в эту область в форме различных антидарвинистских концепций эволюции, например психоламаркизм , творческая эволюция (французский философ А. Бергсон) и др.

Литература :

  • Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20;
  • Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т 18;
  • Тимирязев К. А., Витализм и наука, Соч., т. 5. М., 1938;
  • Дриш Г., Витализм. Его история и система, М., 1915;
  • Тейяр де Шарден П., Феномен человека, пер. с франц., М., 1965.

Л. Я. Бляхер.

Эта статья или раздел использует текст

Витализм - идеалистическое направление в биологии, объясняющее жизненные процессы наличием в живом организме особой «жизненной силы». Виталисты утверждают, что органическая природа отделена глубокой пропастью от неорганической природы, ибо является следствием целесообразно направленных сверх материальных сил, подчиняющих себе все физико-химические процессы в живых существах. Витализм в первоначальном виде обнаруживается уже в представлениях первобытного человека о всеобщей одушевлённости природы. Идеалистические представления Платона (см.) о «конечных причинах» и Аристотеля (см.) о целесообразно действующей причине («энтелехия») легли в основу всего дальнейшего развития витализма. Витализм всегда стремился утвердить свои позиции в области ещё не решённых проблем биологии. Так, в XVIII в. виталисты пытались доказывать, что без «жизненной силы» не может якобы осуществляться синтез органических веществ, входящих в состав живого тела.

Сокрушительный удар витализму в этом вопросе нанесло открытие немецкого химика Ф. Вёллера (1824), впервые синтезировавшего из неорганических веществ органическое вещество-мочевину. Ещё большее значение в сокрушении витализма имели работы русских химиков, разработавши методы лабораторного синтеза огромного числа органических веществ на основе созданной ими теории строения органических веществ. С тех пор органическая химия синтезировала сотни тысяч различных органических веществ, в том числе жиры, углеводы, гормоны, витамины и т. п.

Своё лжеучение виталисты стремились «обосновать» также тем, что в живой природе находит своё проявление так екая целесообразность, обусловливающая гармоническое устройство и приспособление организмов к условиям их существования. Эти измышления виталистов ревностно подхватили церковники для «доказательства» проявления в природе «премудрости божьей». Сокрушительный удар витализму и поповщине г этом вопросе нанёс Дарвин (см.), доказавший, что гармоничные приспособления организмов к среде возникли не в результате «премудрости бога» или целесообразно действующих «жизненных сил», а в результате длительного исторического развития под действием естественного отбора. Тем самым Дарвин, как указывали Маркс и Энгельс, дал материалистическое объяснение проблемы органической целесообразности и изгнал телеологию из природы. Измышления виталистов, будто жизненные процессы в организме не подчиняются закону сохранения и превращения энергии, были полностью опровергнуты блестящими работами К. А. Тимирязева (см.) по фотосинтезу, доказавшими, что закон сохранения и превращения энергии находит своё выражение и в жизненных процессах организмов.

С наступлением эпохи империализма появляется новая попытка возрождения идеализма в биологии под названием «неовитализма». На Западе его представителями являлись Дриш, Икскюль и др. Лже биология Менделя, Вейсмана, Моргана является одной из разновидностей витализма. На Западе ныне наблюдается новый подъём витализма, причём его защитники пытаются на словах стать над материализмом и идеализмом, изобретая новые наименования для витализма.

Современный витализм стремится отстоять свои реакционные идеалистические позиции «решением» проблемы единства, целостности организма. Причину единства и целостности организма во всех проявлениях его жизнедеятельности виталисты усматривают в особой мистической жизненной силе, которую они обозначают новыми терминами вроде «энтелехии», «доминанты», «биологического поля» и т. д. Учение Павлова (см.) о ведущей роли центральной нервной системы в регуляции всех процессов жизнедеятельности высокоорганизованных существ даёт материалистическое решение проблемы организма как целого и тем самым выбивает виталистов из их последних позиций, на которых они пытались укрепиться. Критика витализма с позиций диалектического материализма дана Энгельсом и Лениным. С резкой материалистической критикой неовитализма, с защитой науки от идеализма выступили Э. Геккель, К. А. Тимирязев, И. И. Мечников (см.) и ряд других крупных естествоиспытателей

Витализм (от латинского vitalis – живой, животворный) – идеалистическое движение в биологии, которое допускает наличие нематериальной жизненной силы в любом живом организме. Предпосылки теории витализма можно наблюдать в философии Платона и Аристотеля, которые говорили о бессмертной душе (психее) и нематериальной силе (энтелехии), которая управляет явлениями живой природы. Потом человечество увлеклось механическим объяснением явлений, о витализме вспомнили только в 17 веке. Последний расцвет неовитализма пришелся на вторую половину 19 века. Но с развитием биологии и медицины теория витализма была развенчана, давайте и мы посмотрим, в чем ее несостоятельность.

Витализм и его крах

Во все времена человечество интересовал вопрос зарождения жизни. Пока научная мысль не была развита, объяснения религиозного толка не вызывали ни у кого сомнений. А вот, когда люди поняли, что миром правят механические законы, теория божественного происхождения стала вызывать у многих сомнения. Но вот в чем дело, наука тоже не могла дать аргументированного объяснения возникновения жизни. Вот тогда и появился витализм, не отрицающий физические законы, но и признающий существование нематериальной движущей силы, которая является началом начал. Окончательное формирование концепции витализма пришлось на период стремительного развития науки, когда люди окончательно разуверились в том, что объяснение мироустройству можно дать исключительно с рациональной и практической точки зрения. Большой вклад в формирование теории внесли такие ученые как Г. Шталь (врач) и Х. Дриш (эмбриолог). Последний, в частности, говорил, что никогда ученые не смогут создать ни одного живого существа, ибо процесс творения не может быть областью механики.

Но шли годы, наука развивалась, открывались все новые законы. В конце концов, по витализму был нанесен сокрушительный (по мнению тех, кто его наносил) удар. В 1828 году Ф. Велер (немецкий химик) обнародовал свои работы, в которых приводил результаты экспериментов по синтезу мочевины. Ему удалось создать органическое соединение из неорганики так, как это делают почки живого существа. Это было первым толчком к краху витализма, и последующие исследования наносили все больший и больший урон этой теории. В 50-х годах XX века началась систематическая разработка синтеза органических веществ. Французскому химику П.Э.М. Бертло удалось синтезировать метан, бензол, этиловый и метиловый спирты, а также ацетилен. В этот момент граница между органикой и неорганикой, считавшаяся нерушимой, была разрушена. Современные исследования не оставляют от витализма ничего – люди смогли синтезировать вирус, достигли успехов в клонировании и мало ли куда еще заведет нас наука, может быть в скором времени мы научимся создавать биороботов – совершенно новую форму жизни, встав таким образом на одну ступень с Творцом.

Теория витализма в современном мире

Ну вот, разобрались, наука – форевер, витализм – на свалку! Но не спешите с выводами, открытие законов, которым подчиняются природные явления, ни в коей мере не отрицает теорию витализма, ведь кто-то (или что-то) эти законы должен был придумать. Более того, философы прошлого считали математику почти религией (Пифагор, Платон). Ученые хвалятся синтезом органических веществ и созданием вируса? На здоровье, только пусть не забывают, что они ничего не создавали, а только повторили уже существующий результат, как талантливый портной распоров старые брюки, сшил точно такие же из другой материи. Человек – результат естественного отбора. Теория спорная, но согласимся, только вот что послужило толчком к его началу? Изменяющиеся условия жизни? А что послужило толчком к их изменению? Сплошные вопросы, на которые наука не знает ответа, и никогда не узнает, если не отбросит гордость и не признает, что мир имеет не только физическую составляющую, но и сверхфизическую.

Статьи по теме:

Виды потребностей

На свете нет человека, который бы не нуждался хоть в чем-то. Одним для полного счастья не хватает своей квартиры, а другие были бы рады просто где-нибудь перекусить и согреться. Мы все разные, но потребности у нас одинаковы. Какими они бывают? В этом нам и предстоит разобраться

Виды социальных ролей

Дочь, мама, бабушка, сестра, подруга и т.д. Если задуматься, то у каждой из нас есть огромное количество социальных ролей. Однако далеко не все из них мы осознаем и грамотно исполняем. Чтобы заполнить эти пробелы в знаниях, мы и решили разобраться, какие социальные роли бывают.

Виктимное поведение

У каждой из нас есть друг или подруга, которые постоянно жалуются на жизнь. То машина их забрызгала, то начальство на работе не жалует, то бандиты кошелек отобрали. Причин поплакаться в жилетку огромное множество. В психологии есть даже специальное понятие, называемое виктимным поведением. Так что же действительно рискует стать жертвой преступника и почему?

Духовность человека

Когда вы в последний раз замечали как прекрасно небо на рассвете.

Теория витализма

А музыка классическая вас вдохновляет? Большинство конечно лишь отмахнутся, мол, некогда на глупые вопросы отвечать. Но дело здесь касается духовности — одного из самых недостающих нам сегодня качеств.

Концепция витализма

История витализма

Витализм - философское направление, утверждающее наличие в организмах нематериальной управляющей жизненными явлениями сверхъестественной силы - "жизненной силы" (лат. vis vitalis), "души", "энтелехии", "архея" и других. Это давняя концепция, ее корни, как и корни механицизма, уходят в классическую древность. Виталистические воззрения уходят корнями в анимизм. Анимизм (от лат. anima – душа) – вера в духов (душу) как причину жизни и явлений природы; низшая ступень религиозного развития, выражающаяся в одухотворении явлений природы.

В метафизическом смысле анимизм представляет собой мировоззрение, согласно которому душа является основным принципом жизни. Встречается у Аристотеля и у стоиков; особенное развитие получило в эпоху Возрождения в учении о мировой душе. У примитивных народов душа, духи мыслились скорее представителями сверхъестественного мира, нежели универсальной мистической силой или богами.

Ранний витализм

В трактовке сущности живого витализм исходит из ложных, метафизических представлений об абсолютности различия явлений органической и неорганической природы. Зачатки витализма относятся к античности.

Идеалистические представления Платона о бессмертной душе – "психее", оживляющей растительный и животный мир, идеи Аристотеля о существовании особой нематериальной силы, "энтелехии", управляющей явлениями живой природы, а также его учения о четырех видах причин самодвижения живых тел свидетельствуют о наличии элементов витализма в этих учениях. Более ярко витализм проявился во взглядах неоплатоника Плотина, который утверждал наличие в живой природе особого "животворящего духа" (vivere facit). Имеется предположение, что им впервые было выдвинуто понятие "жизненной силы", вошедшее в последующие виталистические теории.

Различают философский витализм, близкий к объективному идеализму (Платон, Шеллинг, Бергсон), и естественнонаучный витализм. Естественнонаучный витализм противостоит механицизму, согласно которому жизненные процессы без остатка разложимы на силы и факторы неживой природы. Основные принципы, отстаиваемые витализмом, - целесообразность, нерасчленимость и "немашинность" развития и поведения живых систем.

Развитие витализма

После эпохи Возрождения идея одушевлённости неживых тел уступила место механическому пониманию явлений как неорганического, так и органического мира.

В XVII веке появилось дуалистическое учение, проводившее резкую грань между телами неживой природы и живыми существами. Я. Б. ван Гельмонт создал учение об "археях" — духовных началах, регулирующих деятельность органов тела. Более детально эту виталистическую концепцию развил в начале XVIII веке немецкий врач Г. Шталь, полагавший, что жизнью организмов управляет душа, которая и обеспечивает их целесообразное устройство.

В XVIII веке была популярной виталистическая теория "животного магнетизма" Ф. А. Месмера. Месмер считал, что открытая им сила действует только внутри тел людей, животных и выбрал слово animal за его происхождение от лат. "animus" - "дыхание", чтобы идентифицировать эту силу, как качество, присущее созданиям, наделенным дыханием: людям и животным.

Идеи Месмера стали такими популярными, что король Людовик XVI созвал две комиссии для исследования месмеризма. Одну возглавлял Жозеф Гильотен, вторую - Бенджамин Франклин, которая включала Жозефа Сильвана Бальи и Лавуазье. Члены комиссий изучили теорию Месмера и видели пациентов, впадавших в транс. В саду Франклина пациента подводили к пяти деревьям, одно из которых было "месмеризовано"; пациент обнимал каждое дерево по очереди, чтобы принять "жизненные флюиды", но упал у "неправильного" дерева. В доме Лавуазье 4 обычных чашки с водой были поднесены к "восприимчивой" женщине, и четвёртая чашка вызвала конвульсии. Но женщина спокойно выпила "месмеризованное" содержимое пятой, считая её обычной водой. члены комиссии заключили, что "флюиды без воображения бессильны, однако воображение без флюидов может произвести эффект флюида".

Это важный пример победы силы разума и контролируемого эксперимента над ложными теориями. Иногда считается, что виталистские идеи ненаучны, потому что непроверяемы; здесь теория была, не только проверена, но и признана ложной.

В начале XIX века отмечалось возрождение виталистической идеи как реакция на упрощённые механистические представления французских материалистов XVIII века (Д. Дидро, Ж. Ламетри и др.). Нематериальное начало жизни немецкий анатом И. Ф. Блуменбах называл формативным стремлением, немецкий естествоиспытатель Г. Р. Тревиранус — жизненной силой (vis vitalis). Виталистические взгляды немецкого физиолога И. Мюллера, приписывавшего живым существам творческую силу, которая обусловливает их единство и гармонию, В. И. Ленин относил к физиологическому идеализму.

Во 2-й половине XIX века вульгарный механистический материализм снова сменился волной витализма, названного тогда неовитализмом или "практическим витализмом". Неовитализм отрицает возможность причинно-механического объяснения жизненных процессов, приписывая им плановость, целенаправленность и внутреннюю, собственную закономерность. Его вдохновителем был немецкий биолог Х. Дриш.

Дриш Ханс и неовитализм

Дриш Ханс (1867-1941) - немецкий биолог и философ, один из основоположников витализма. В 1911-1934 года - профессор в Гейдельберге, Кёльне и Лейпциге, в 1935 лишен нацистами права читать лекции. Начинал с исследований в духе геккелевского механицизма, но быстро отказался от него.

Немеханистический подход, согласно Дришу, означает отказ от применения к живой природе понятий физико-химической причинности как исчерпывающего объяснительного средства и утверждение телеологизма, свойственного органическим процессам. Его опыты с яйцами морского ежа показали способность организма развиваться из нестандартного набора клеток эмбриона. Машина, в отличие от живого организма, не способна к саморегенерации и самовоспроизводству, к сохранению обычной формы и функций при необычных воздействиях среды. Инстинктивные действия, по Дришу, несводимы к простым машинообразным рефлексам, тем необъяснимы через механическую причинность сознательные поступки. Системы такого рода он называл "эквипотенциальными" и "гармоническими", а регуляции, ведущие разными путями к одной цели, - "эквифинальными".

Все это, по его мнению, говорит о наличии особого действующего фактора, обусловливающего суверенность живого. Основой развития элементов комплексно-эквипотенциальных систем является не машина, а нечто, что не есть экстенсивное многообразие, называемое Дришем "энтелехией". Как понятие – энтелехия многообразна, как фактор природы – целостна, нераздельна. Энтелехия не в состоянии увеличивать разнообразие состава данной системы, но она может увеличить путем регуляции разнообразие в распределении элементов наличного состава, так называемое дифференцирование. Именно дифференцирование переступает границы неорганического. Воздействие энтелехии на какую-либо систему отражается на первой таким образом, что выполненный, совершившийся акт своим существованием устраняет потребность в его выполнении, т.е. изменяется задача энтелехии. Затормаживая и растормаживая естественные процессы, энтелехия осуществляет "каузальность целостности".

"Целостность" и "индивидуальность" усматриваются интуитивно. Энтелехия может быть только мыслима, задача состоит в том, чтобы объяснить природно-каузальный эффект этого мыслимого фактора. Энтелехия не есть пространственное, т.е. экстенсивное понятие и поэтому к ней не применимы все виды пространственных взаимоотношений, к которым принадлежит и делимость, т.е. целого, объемлющего части. Усмотрение связи мыслимого с эмпирически наблюдаемым он исследовал в рамках так называемого "учения о порядке", в которое входили методология науки, этика и эстетика. Я - пассивно, недеятельно, оно "имеет" нечто, причем усматривает в нем "порядок". Осознавать знание и значит, согласно Дришу, философствовать. Знание есть знание о порядке. Оно достигается "полаганием", то есть акцентированием окончательной обособленности имеемого нечто. Различая "теперь" и "прежде", можно прийти к понятию "становление" как порядка особого типа, связывающего основание со следствием. Это позволяет мыслить разные типы каузальности, в том числе и "каузальность целостности", где основанием становления является энтелехия.

"Учение о порядке" Дриша не есть ни теория познания, ни онтология. Но, следуя внутренней логике своей концепции, он приходит к трансформации ее в направлении учения о "действительности". За эмпирически данным необходимо увидеть "недействительное", "абсолютное". Познание "действительного" индуктивно, и заключение о нем гипотетично. Витализм Дриша был популярен в первое десятилетие ХХ века, а его логические и онтологические идеи - в 20-е годы.

Согласно Дришу, в процессе развития происходит переход интенсивного (непространственного) разнообразия в экстенсивное. Этот переход свойственен только живым системам и осуществляется под действием специфически витального фактора — энтелехии. Живым организмам присуща "целостная причинность", тогда как неживым телам — "причинность элементов".

В основу "практического витализма" легли основные принципы эмбрионального развития – "судьба части есть функция ее положения в целом" и "принцип эквифинальности", в соответствии с которым, развитие может приводить к одинаковым конечным биоформам, несмотря на резкие отклонения от нормального его хода. Отсюда следовало, что свойства целостной живой системы несводимы к сумме свойств ее частей, что живое "целое" обладает собственными специфическими свойствами, исчезающими при его расчленении.

Такой взгляд на живые системы позволил поставить вопрос о природе целостности живых систем, о законах взаимодействия и взаимовлияния частей и целого. В поисках ответа на этот вопрос возникли новые системы постулатов: холизм (в онтологии опирается на принцип: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей; гносеологический принцип: познание целого должно предшествовать познанию его частей), органицизм (философско-методологическая и общенаучная концепция, кладущая в основу объяснения широкого круга природных явлений понятия организации и организма), системность (все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности).

Были сформулированы новые теории, доступные экспериментальной проверке: различные варианты теорий специфических биологических (когерентных) полей (А. Г. Гурвич, П. Вейсс, Р. Шелдрей, Ф. А. Попп). Холистическое и системное мировоззрение послужило основой для разработки принципов теоретической биологии (Э. Бауэр, К. Уоддингтон, Л. фон Берталанфи), современных теорий самоорганизации (И. Пригожин, М. Эйген), а также биосферной концепции (В. И. Вернадский, Дж. Лявлок). Авторы этих теорий относили себя к сторонникам или противникам витализма в зависимости от их отношения к проблеме телеологии.

Таким образом, разработанная Дришем концепция является синтезом науки и идеалистической философии. Так как с одной стороны, витализм не отвергал современных научных открытий, а с другой, говорил о существовании непостижимой внутренней цели, которая и является неотъемлемым условием жизни на земле. Такое сочетание взглядов и обеспечило витализму высокую жизнеспособность.

Витализм и наука

В истории химии витализм играл ведущую роль, отличая органические и неорганические вещества, следуя аристотелевскому различию между царством минералов и царствами животных и растений. Главной предпосылкой этих виталистических воззрений было владение органическими веществами, в отличие от неорганических, "жизненной силой". Из этого вытекало и было предсказано, что органические соединения не могут быть синтезированы из неорганических. Однако химия развивалась, и в 1828 году Фридрих Вёлер синтезировал мочевину из неорганических компонентов. Вёлер написал Берцелиусу письмо, в котором говорил, что он стал свидетелем "великой трагедии в науке - убийства прекрасной гипотезы уродливым фактом". "Прекрасной гипотезой" был витализм; "уродливым фактом" - пробирка с кристаллами мочевины.

Некоторые величайшие умы того времени продолжали исследовать витализм. Луи Пастер, вскоре после его знаменитого опровержения теории спонтанного самозарождения, совершил несколько экспериментов, которые, как он чувствовал, поддерживают теорию витальности. Согласно Бехтелю, Пастер "применил ферментацию к более общей программе, описывающей особенные реакции, которые протекают только в живых организмах. Они не применимы к витальным явлениям". В 1858 году Пастер показал, что ферментация происходит только в присутствии живых клеток и в отсутствие кислорода. Это привело его к описанию ферментации как "жизни без воздуха". Он не нашёл подтверждения утверждениям Берцелиуса, Либига, Траубе и других, что ферментация происходит под действием химических агентов или катализаторов внутри клеток, и заключил, что ферментация - "витальное действие".

Витализм оказал влияние на некоторые отрасли биологии и психологии (теория морфогенетических полей в эмбриологии, гештальтпсихология). Сильной стороной витализма была критика механистических взглядов на биологическую причинность. Некоторые высказывания виталистов предвосхитили современные взгляды на генерацию и накопление информации в живых системах, на иерархию уровней организации. С утверждением (как в физических науках, так и в биологии) более широких, немеханистических взглядов на причинность и с развитием системного подхода витализм утратил влияние. Ряд феноменов, которые витализм считал специфически биологическими (способность регулировать нарушения целостности, самоусложнение пространственной организации, достижение одного конечного результата разными путями), рассматриваются в современном естествознании как типичные проявления самоорганизации любых достаточно сложных систем (как живых, так и неживых), а специфика живого не отрицается, но связывается с единством происхождения и развития жизни.

В России виталистические теории не получили большого распространения; отдельные попытки насаждения в науке виталистических идей (А. Данилевский, И. П. Бородин, теория "номогенеза" Л. С. Берга, "практический" витализм А. Гурвича) подвергались резкой критике. Трудами крупнейших русских естествоиспытателей-материалистов К. А. Тимирязева, И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, И. П. Павлова, И. В. Мичурина, А. Н. Баха, В. Л. Комарова и др. витализму был нанесен сильный удар. Исследованиями процессов фотосинтеза у растений К. А. Тимирязев опроверг утверждение витализма о том, что жизненные процессы в организме не подчиняются закону сохранения и превращения энергии. Учение И. П. Павлова о ведущей роли центральной нервной системы в регуляции жизненных функций организма дает материалистическое решение проблемы организма как целого, разбивает реакционные вымыслы виталистов о невозможности материалистического объяснения психических явлений (Г. Бунге, В. Келлер, Ч. Шеррингтон), а также идеи "психовитализма" о наличии в каждой клетке особой "клеточной души" (А. Паули, Р. Франсе и др.). А.

Filslov.ru — Философия как предмет науки

Н. Бах трудами по биохимии растений разоблачил виталистические идеи о творческой энергии "жизненной силы", преодолевающей якобы пассивность и инертность отдельных химических компонентов и формирующей их в живой организм.

Научная критика витализма с позиций диалектического материализма дана в трудах Энгельса и Ленина. Энгельс показал, что для объяснения качественного своеобразия явлений жизни нет никакой необходимости прибегать к помощи мистических сил. Жизнь, указывал он, есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является непрерывный обмен веществ как процесс самосовершающийся, направленный на самообновление живой системы. Живое возникло из неживого на определенной ступени развития природы; разрыва между органической и неорганической природой не существует. Современное материалистическое естествознание полностью подтверждает эти положения диалектического материализма.

Достижения материалистической биологии, химии, физики и др. наук ярко свидетельствуют о несостоятельности виталистических идей.

45. ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ: ПАНСПЕРМИЗМ И ВИТАЛИЗМ

Панспермизм предполагает занесение жизни на поверхность Земли из Космоса либо в виде спор микроорганизмов, либо путем намеренного заселения планеты разумными пришельцами из других миров. Теоретические основы этой концепции были разработаны немецким биологом Г. Рихтером (1818–1876) и шведским ученым С. Аррениусом (1859–1927). В соответствии с этой теорией в космическом пространстве существуют так называемые «споры жизни», которые, попадая в благоприятные условия на поверхности Земли, могут стать зародышами многочисленных биологических структур.

Прямых свидетельств в пользу космического происхождения жизни в настоящее время не существует. Однако Космос может быть поставщиком низкомолекулярных органических соединений, которые могут находиться в составе выпадающих на Землю метеоритов, частиц близко пролетающих комет и космической пыли. В некоторых из свежевыпавших на Землю метеоритах обнаружен ряд аминокислот, которые могут служить строительным материалом для белковых молекул. Подсчитано, что Земля, проходя через пылевое облако в течение 1 млрд лет, могла получить с космической пылью 1013 кг органического материала.

Витализм (от лат. vitalis – жизненный) предполагает обусловленность жизненных явлений в биологических системах присутствием в них особой нематериальной, непознаваемой сверхъестественной силы. В трактовке сущности живого витализм исходит из представлений об абсолютности различия явлений органической и неорганической природы. Зарождение витализма происходило во времена античности. Так, древнегреческий философ Платон говорил о бессмертной душе – «психее», оживляющей растительный и животный мир, а его ученик философ и ученый Аристотель выдвинул идею о существовании особой нематериальной силы «энтелехии», управляющей явлениями живой природы. Наиболее ярко витализм проявился во взглядах греческого философа Плотина (204–270), который утверждал наличие в живой природе особого «животворящего духа». Имеется предположение, что им впервые было выдвинуто понятие «жизненной силы», которое было использовано в последующих виталистических теориях.

Значительный вклад в развитие концепции витализма внесли немецкий врач и химик Г. Шталь (1660–1734), немецкий биолог X. Дриш (1867–1941), американский ботаник Э.

Концепция витализма

Синнотт и др. Виталисты пытаются доказать нематериальный характер жизни и невозможность понять ее сущность. Так, Синнотт в работе «Материя, дух и человек» пишет о том, что живая природа, в отличие от неживой, организуется и управляется особым творческим началом, которое является одним из атрибутов Бога. Принципиально иной точки зрения придерживаются сторонники эволюционной теории.

Витали́зм (от лат. vitalis - «жизненный») - учение о наличии в живых организмах нематериальной сверхъестественной силы, управляющей жизненными явлениями - «жизненной силы» (лат. vis vitalis) («души», «энтелехии», «археи» и проч.). Теория витализма постулирует, что процессы в биологических организмах зависят от этой силы, и не могут быть объяснены с точки зрения физики, химии или биохимии.

Витализм развивался в масштабе цивилизационных эпох:

  • в восточных учениях - «ци» или «прана» (представление об энергетической структуре человека), в учении Гиппократа эти энергии назывались «гуморы»;
  • в аристотелевском классицизме сущность живого выносилась вне физического контекста в так называемые «энтелехии»;
  • в христианской, буддийской традициях сущность/исток жизни относили непосредственно к Абсолюту (см. Гегель и теоретическая биология);
  • у Ганса Дриша энтелехия получила интерпретацию в экспериментальных данных и имеет антимеханистическую направленность;

В результате накопления опытных данных химией и биологией, начиная с синтеза мочевины, витализм потерял своё значение. В настоящее время он относится к неакадемическим теориям и часто используется как пейоративный эпитет.

Развитие

Виталистические воззрения уходят корнями в анимизм. Хотя они были общепринятыми, попытки создать правдоподобную научную модель начинаются с начале XVII в., когда было предположено, что материя существует в двух совершенно различных формах, отличающихся поведением по отношению к теплоте. Эти две формы были названы «органическая» и «неорганическая». Неорганическая материя может быть расплавлена и возвращена в первоначальное состояние, как только будет прекращено нагревание. Органические структуры «спекаются» при нагревании, переходя в новые формы, которые невозможно восстановить до прежнего состояния, просто прекратив нагревание. Велись споры, является ли причиной различий между этими двумя формами материи существование «жизненной силы», присутствующей только в «органической материи».

Теория о микробиологических причинах заболеваний, поддержанная изобретением микроскопа в XVI веке, уменьшила значение витализма в западной медицине, и роль органов в жизнедеятельности стала более понятной, уменьшая потребность в объяснениях феномена жизни посредством мистических «жизненных сил». Тем не менее, некоторые учёные все ещё считали виталистические идеи необходимыми для полного описания природы.

В начале XIX векаЙёнс Якоб Берцелиус, известный как один из отцов современной химии, отверг мистические объяснения витализма, но, тем не менее, велись споры о существовании регулирующей силы внутри живой материи, поддерживающей её функции. Карл Рейхенбах позднее разработал теорию «Силы Одина», формы жизненной энергии, которая пронизывает живые существа. Эта концепция так и не получила большой поддержки, несмотря на авторитет Рейхенбаха. Теперь витализм часто используется как уничижительный эпитет. Но, несмотря на это, Эрнст Майр, сооснователь синтетической теории эволюции и критик витализма и редукционизма, писал в 2002 году:

Было бы антиисторично высмеивать виталистов. При чтении работ ведущих виталистов, таких как Дриш, приходится согласиться с тем, что многие основные проблемы биологии не могут быть разрешены при помощи философии подобной Декартовой, в которой организм считается просто машиной… Логика критиков витализма была безупречна. Но все их попытки найти научный ответ на все так называемые виталистические явления оканчивались неудачей… Отвергая философию редукционизма, мы не атакуем анализ. Никакая сложная система не может быть понята иначе как через тщательный анализ. Во всяком случае, взаимодействие компонентов должно приниматься во внимание так же, как свойства отдельных компонентов.

Месмеризм

В XVIII веке была популярной виталистическая теория «животного магнетизма» Ф. А. Месмера. Однако русский термин животный магнетизм - перевод термина Месмера magnétisme animal - является неверным по четырём причинам:

  • Анима - аристотелевский базовый термин, трактат «De Anima», греч. «пере психе» - «О душе»
  • Месмер выбрал свой термин, чтобы разграничить его вариант магнитной силы от тех, которые относились в то время к минеральному магнетизму , космическому магнетизму и планетарному магнетизму .
  • Месмер считал, что открытая им сила действует только внутри тел людей и животных.
  • Месмер выбрал слово animal за его происхождение от лат. «animus» - «дыхание», чтобы идентифицировать эту силу, как качество, присущее созданиям, наделенным дыханием: людям и животным.

Идеи Месмера стали такими популярными, что король Людовик XVI созвал две комиссии для исследования месмеризма. Одну возглавлял Жозеф Гильотен, вторую - Бенджамин Франклин, которая включала Жозефа Сильвана Бальи и Лавуазье. Члены комиссий изучили теорию Месмера и видели пациентов, впадавших в транс. В саду Франклина пациента подводили к пяти деревьям, одно из которых было «месмеризовано»; пациент обнимал каждое дерево по очереди, чтобы принять «жизненные флюиды», но упал у «неправильного» дерева. В доме Лавуазье 4 обычных чашки с водой были поднесены к «восприимчивой» женщине, и четвёртая чашка вызвала конвульсии. Но женщина спокойно выпила «месмеризованное» содержимое пятой, считая её обычной водой. члены комиссии заключили, что «флюиды без воображения бессильны, однако воображение без флюидов может произвести эффект флюида». Это важный пример победы силы разума и контролируемого эксперимента над ложными теориями. Иногда считается, что виталистские идеи ненаучны, потому что непроверяемы; здесь теория была не только проверена, но и признана ложной.

Витализм в истории химии

В истории химии витализм играл ведущую роль, отличая органические и неорганические вещества, следуя аристотелевскому различию между царством минералов и царствами животных и растений. Главной предпосылкой этих виталистических воззрений было владение органическими веществами, в отличие от неорганических, «жизненной силой». Из этого вытекало и было предсказано, что органические соединения не могут быть синтезированы из неорганических. Однако химия развивалась, и в 1828 году Фридрих Вёлер синтезировал мочевину из неорганических компонентов. Вёлер написал Берцелиусу письмо, в котором говорил, что он стал свидетелем «великой трагедии в науке - убийства прекрасной гипотезы уродливым фактом». «Прекрасной гипотезой» был витализм; «уродливым фактом» - пробирка с кристаллами мочевины.

Согласно общепринятым взглядам на прогресс химической науки, последовавшие за этим открытия отвергли «витальную силу», по мере того, как все большее количество жизненных процессов стало возможным объяснить химическими или физическими явлениями. Тем не менее, не считается, что витализм умер именно в тот момент, когда Вёлер синтезировал мочевину. «Миф о Вёлере», как он был назван историком науки Питером Дж. Рамбергом, зародился в научно-популярной книге об истории химии, опубликованной в 1931 году, которая «игнорируя все претензии на историческую точность, превратила Вёлера в рыцаря, который совершал попытку за попыткой синтезировать природное вещество, которая опровергла бы витализм и сдёрнула покров невежества, до тех пор, пока „в один день не свершилось чудо“».

Основной антимеханический тезис в химии - телеологичность процессов, уже не объясняемых механически на уровне клетки (см. например Albrecht-Buehler).

Некоторые величайшие умы того времени продолжали исследовать витализм. Луи Пастер, вскоре после его знаменитого опровержения теории спонтанного самозарождения, совершил несколько экспериментов, которые, как он чувствовал, поддерживают теорию витальности. Согласно Бехтелю, Пастер «применил ферментацию к более общей программе, описывающей особенные реакции, которые протекают только в живых организмах. Они не применимы к витальным явлениям.» В 1858 году Пастер показал, что ферментация происходит только в присутствии живых клеток и в отсутствие кислорода. Это привело его к описанию ферментации как «жизни без воздуха». Он не нашёл подтверждения утверждениям Берцелиуса, Либиха, Траубе и других, что ферментация происходит под действием химических агентов или катализаторов внутри клеток, и заключил, что ферментация - «витальное действие».

Оригинальную системную биохимическую концепцию жизни разрабатывал в 1871-1911 гг. Эдмунд Монтгомери.

Лепешинская О. Б. и «живое вещество»

Широкую известность в СССР получило обсуждение (в дальнейшем не подтверждённой) теории О. Б. Лепешинской о новообразовании клеток из бесструктурного «живого вещества». Эта теория на совместном совещании АН и АМН СССР 1950 года была поддержана рядом гистологов и всеми выступавшими докладчиками, включая Т. Д. Лысенко. Профессорам медицинских вузов было вменено в обязанность в каждой лекции цитировать учение Лепешинской (как превращение в живое из неживого). Впоследствии теория встретила осуждение критиков как политизированное и антинаучное направление в советской биологии.

См. также

Примечания

  1. Vitalism (англ.). Merriam-Webster dictionary . Архивировано 7 августа 2012 года.
  2. 1 2 Galatzer-Levy, R. M. (1976) «Psychic Energy, A Historical Perspective.» Ann Psychoanal 4 :41–61
  3. Mark A. Bedau, Carol E. Cleland,. The Nature of Life: Classical and Contemporary Perspectives from Philosophy and Science. - 2010. - P. 95.
  4. В. Г. Крюков «Опроверг ли Я. Рапопорт учение Лепешинской?», журнал «Наука и жизнь», № 5, 1989 г.
  5. А. Е. Гайсинович, Е. Б. Музрукова. «„Учение“ О. Б. Лепешинской о „живом веществе“» // Репрессированная наука, Л.: Наука, 1991, с.71-90.
  6. Яков Рапопорт. «Живое вещество» и его конец. Открытие О. Б. Лепешинской и его судьба

Литература

CC© wikiredia.ru

Морфологические и синтаксические свойства

ви-та-ли́зм

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А.

Зализняка).

Корень: -витал- ; суффикс: -изм [Тихонов, 1996].

Произношение

Семантические свойства

Значение

  1. идеалистическое философское направление, утверждающее наличие в организмах нематериальной сверхъестественной силы, управляющей жизненными явлениями - «жизненной силы» ◆ Оказалось, что классический витализм , который нередко изображался как реакция на проникновение в биологию физико-химических методов исследования, был попыткой приложить к живым существам принципы классической механики. С. Мейен, «Кто первым бросит камень?..», 1987 г. // «Знание — сила»(цитата из)

Витализм

Витали́зм (от лат. vitalis - «жизненный») - учение о наличии в живых организмах нематериальной сверхъестественной силы, управляющей жизненными явлениями - «жизненной силы» (лат. vis vitalis ) («души», «энтелехии», «археи» и проч.). Теория витализма постулирует, что процессы в биологических организмах зависят от этой силы, и не могут быть объяснены с точки зрения физики, химии или биохимии .

Витализм развивался в масштабе цивилизационных эпох:

  • часто обнаруживается в наивных биологических теориях детей;
  • в восточных учениях - «ци » или «прана » (представление об энергетической структуре человека), в учении Гиппократа эти энергии назывались «гуморы»;
  • в аристотелевском классицизме сущность живого выносилась вне физического контекста в так называемые «энтелехии »;
  • в христианской, буддийской традициях сущность/исток жизни относили непосредственно к Абсолюту (см. Гегель и теоретическая биология);
  • у Ганса Дриша энтелехия получила интерпретацию в экспериментальных данных и имеет антимеханистическую направленность;

В результате накопления опытных данных химией и биологией витализм потерял свое значение. В настоящее время он относится к неакадемическим теориям.

Развитие

Виталистические воззрения уходят корнями в анимизм . Хотя они были общепринятыми, попытки создать правдоподобную научную модель начинаются с начале XVII в., когда было предположено, что материя существует в двух совершенно различных формах, отличающихся поведением по отношению к теплоте. Эти две формы были названы «органическая» и «неорганическая». Неорганическая материя может быть расплавлена и возвращена в первоначальное состояние, как только будет прекращено нагревание. Органические структуры «спекаются» при нагревании, переходя в новые формы, которые невозможно восстановить до прежнего состояния, просто прекратив нагревание. Велись споры, является ли причиной различий между этими двумя формами материи существование «жизненной силы», присутствующей только в «органической материи».

Теория о микробиологических причинах заболеваний, поддержанная изобретением микроскопа в XVI веке , уменьшила значение витализма в западной медицине, и роль органов в жизнедеятельности стала более понятной, уменьшая потребность в объяснениях феномена жизни посредством мистических «жизненных сил». Тем не менее, виталистические идеи все ещё считались необходимыми некоторыми учёными.

См. также

Примечания

Литература

  • Аристотель . О душе.
  • Г. Дриш . Витализм. Его история и система. 1915 // репринт 2007 URSS (Конспект «Витализма» Ганса Дриша)
  • Р. Шелдрейк . Новая наука о жизни. //«Рипол классик» М2005
  • Guenter Albrecht-Buehler . Cell Intelligence.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Витализм" в других словарях:

    - (от лат. vita жизнь) биологическая и филос. концепция, согласно которой явления жизни обладают специфическим характером, в силу чего они радикально отличаются от физико химических явлений. Виталист приписывает активность живых организмов действию … Философская энциклопедия

    - (от лат. vita жизнь). Учение, по которому все органические отправления приписываются действию жизненного начала, жизненной силы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИТАЛИЗМ [ … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от лат. vitalis жизненный), учение о качественном отличии живой природы от неживой, о принципиальной несводимости жизненных процессов к физико химическим законам неживой природы, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в неживых.… … Экологический словарь

    витализм - а, м. vitalisme m. Учение о жизненной силе, согласно которому явления, происходящие в организме, являются действием особого жизненного начала, присущего живым телам и не подлежащего законам физики и химии. Павленков 1911. Витализм микробов.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (лат. vitalis живой, жизненный) (1) течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от… … История Философии: Энциклопедия

    Так называется учение о жизненной силе, как особомпринципе или начале, управляющем явлениями, протекающими в живыхорганизмах. Виталистами же назывались приверженцы этого учения. Такимпризнанием воодушевляющего живые организмы духовного… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Витализм - (лат. vitalis – өмірлік, рухтандырғыш, тірі) – өмірді физика мен химия заңдарының тек іс әрекетімен ғана түсіндірмейтін, оны бірегей (уникальды) құбылыс деп қарайтын ілім, себебі тіріге ерекше материалдық емес элемент – жандандырушы, рухтандырушы … Философиялық терминдердің сөздігі

    Витализм - Витализм ♦ Vitalisme Попытка объяснить жизнь самой жизнью (или принципом «жизненности»), иными словами, стремление отказаться от всякого объяснения жизни. Витализм противостоит материализму, который объясняет существование жизни… … Философский словарь Спонвиля

    - (от латинского vitalis жизненный), течение в биологии, признающее наличие в организме нематериальной, непознаваемой силы (жизненная сила, душа, энтелехия и другие), управляющей жизненными явлениями и обеспечивающей целостность организма.… … Современная энциклопедия

    - (от лат. vitalis жизненный) течение в биологии, признающее наличие в организмах нематериальной сверхъестественной силы (жизненная сила, душа, архей и др.), управляющей жизненными явлениями. Элементы витализма присутствовали в философии… … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. vitalis живой, жизненный) течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего… … Новейший философский словарь

Дрожь

Нервная дрожь - это один из симптомов невротического расстройства. Свидетельствует о подавлении внутри себя импульсивных, "назревших" действий.

Наверное, Вы наблюдали когда-нибудь такую картину: человек, только что переживший аварию, нападение или ставший свидетелем происшествия, участником конфликта, сильно дрожит. Со стороны это выглядит так, будто он замерз. Однако причина в другом.

После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так организм «сбрасывает» напряжение.

Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и др.

ПРИЗНАКИ

  • дрожь начинается внезапно - сразу после инцидента или спустя какое-то время
  • возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету)

Реакция продолжается достаточно долгое время (до нескольких часов ). Потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

  • Нужно усилить дрожь.
  • Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 секунд.
  • Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять Ваши действия как нападение.
  • После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.
  • не укрывать, не поить теплым; спокойным голосом объяснить, что я помогу и взять за плечи (захват с боков) и спокойно потрясти
  • обнимать пострадавшего или прижимать его к себе
  • укрывать пострадавшего чем-то теплым
  • успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки

6. Ложная психосоматика – задыхание, болезненность сердца и т.п.

подышать совместно, положив руку на руку или на живот

7.Плач самая лучшая реакция , т.к. происходит выработка фермента и успокоения.

Каждый человек хоть раз в жизни плакал. И каждый знает, что после того, как дашь волю слезам, на душе становится немного легче. (Ребенок, проплакавшись, быстро засыпает.) Подобная реакция обусловлена физиологическими процессами в организме.

Когда человек плачет, внутри у него выделяются ферменты, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

ПРИЗНАКИ

  • человек уже плачет или готов разрыдаться
  • подрагивают губы
  • наблюдается ощущение подавленности
  • в отличие от истерики нет возбуждения в поведении

Помните! Не происходит эмоциональной разрядки, облегчения, если человек сдерживает слезы. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека. Не зря говорят: «Сошел с ума от горя».


  • Не оставляйте пострадавшего одного.
  • Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что Вы рядом.
  • Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе): периодически произносите «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете;
  • повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.
  • не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.
  • не задавайте вопросов, не давайте советов.

Помните! Ваша задача - выслушать.

Выделено несколько последовательных стадий психоэмоциональной реакции людей в экстремальных ситуациях :

1) стадия витальных реакций (от нескольких секунд до 5-15 мин). Все направлено на сохранение собственной жизни, характерно сужение сознания, «забывание» моральных норм и ограничений, нарушения восприятия времени и силы воздействий; проявляются инстинктивные формы поведения;

2) кратковременное состояние оцепенения ;

3) стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации (3 – 5 часов). Характерно состояние общего психического напряжения, предельная мобилизация психофизиологических процессов, обострение восприятия, увеличение скорости мыслительных процессов, проявления безрассудной смелости, снижение критической оценки ситуации, но сохранение способности к целесообразной деятельности; увеличение физических сил и работоспособности в 1,5 – 2 раза; преобладает чувство отчаяния, сопровождающееся головокружением, жаждой, сердцебиением, затрудненным дыханием; доминирует стремление спасти близких; наиболее вероятно возникновение панических реакции и реакции заражения, что существенно осложняет проведение спасательных ситуаций, заканчивается либо внезапно, либо с появлением чувства истощения;

4) стадия психофизиологической демобилизации (до 3-х суток). Резкое ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния, чувство растерянности, отказ от какой-либо деятельности; депрессии, нарушение внимания и памяти, отсутствие аппетита, дискомфорт в ЖКТ, резкая слабость, затруднения дыхания, дрожание конечностей.

5) стадия разрешения (3 – 12 суток). Постепенная стабилизация настроения и самочувствия, но пониженный эмоциональный фон, «маскообразность» лица, снижение интонационной окраски речи, нарушения сна и аппетита, нарушения работы органов, снижение работоспособности, нарастание переутомления. Желание выговориться перед теми, кто не являлся очевидцами трагедии – один из механизмов естественной психологической защиты.

6) стадия восстановления (после 14 суток). Активизируется межличностное общение, нормализация эмоциональной окраски речи и мимики лица, восстановление сновидений. Но у некоторых развиваются психопатологические состояния. В физиологической сфере положительной динамики нет.

7) стадия отставленных реакций (через месяц). У многих нарушения сна, немотивированные страхи, невротические реакции и нарушения деятельности органов.


Тема: УСТОЙЧИВОСТЬ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМКИ В ЧС

Под устойчивостью объекта понимается способность сохранения им работоспособности при нештатном внешнем воздействии.

Согласно этому определению, устойчивость ОЭ в ЧС – это его способность выпускать установленные виды продукции в объемах и номенклатурах, предусмотренных соответствующими планами, в условиях ЧС, а также приспособленность этого объекта к восстановлению в случае повреждения.

Для объектов, не связанных с производством материальных ценностей (транспорт, связь, линии э/передач и т.п.), устойчивость определяется его способностью выполнять свои функции.

Для всех ОЭ независимо от профиля производства и назначения характерны общие факторы , влияющие на устойчивость объекта и подготовку его к работе в условиях ЧС:

1) район расположения ОЭ

2) застройка территории ОЭ

3) внутренняя планировка территории ОЭ

4) технологический процесс

5) жизненно важные системы объекта (энерго-, водо-, теплоснабжение)

6) система управления

7) система материально-технического снабжения

8) подготовка ОЭ к восстановлению

Мероприятия по повышению устойчивости ОЭ:

1) рациональное размещение объектов, зданий и сооружений

2) обеспечение защиты рабочих и служащих

3) повышение прочности и устойчивости важнейших элементов объекта

4) повышение устойчивости управления объектом

5) повышение устойчивости технологического процесса

6) повышение устойчивости производственных и хозяйственных связей

7) повышение устойчивости материально-технического снабжения

8) уменьшение вероятности возникновения вторичных факторов поражения и ущерба от них

9) подготовка к восстановлению производства после выхода объекта из строя.


Тема: Нормативно-правовые и организационные основы гражданской защиты


4. Витализм в истории химии

В истории химии витализм играл ведущую роль, отличая органические и неорганические вещества, следуя аристотелевскому различию между царством минералов и царствами животных и растений. Главной предпосылкой этих виталистических воззрений было владение органическими веществами, в отличие от неорганических, «жизненной силой». Из этого вытекало и было предсказано, что органические соединения не могут быть синтезированы из неорганических. Однако химия развивалась, и в 1828 году Фридрих Вёлер синтезировал мочевину из неорганических компонентов. Вёлер написал Берцелиусу письмо, в котором говорил, что он стал свидетелем «великой трагедии в науке — убийства прекрасной гипотезы уродливым фактом». «Прекрасной гипотезой» был витализм; «уродливым фактом» — пробирка с кристаллами мочевины.

Согласно общепринятым взглядам на прогресс химической науки, последовавшие за этим открытия отвергли «витальную силу», по мере того, как все большее количество жизненных процессов стало возможным объяснить химическими или физическими явлениями. Тем не менее, не считается, что витализм умер именно в тот момент, когда Вёлер синтезировал мочевину. «Миф о Вёлере», как он был назван историком науки Питером Дж. Рамбергом, зародился в научно-популярной книге об истории химии, опубликованной в 1931 году, которая «игнорируя все претензии на историческую точность, превратила Вёлера в рыцаря, который совершал попытку за попыткой синтезировать природное вещество, которая опровергла бы витализм и сдернула покров невежества, до тех пор, пока „в один день не свершилось чудо“».

Основной антимеханический тезис в химии — телеологичность процессов, уже не объясняемых механически на уровне клетки.

Некоторые величайшие умы того времени продолжали исследовать витализм. Луи Пастер, вскоре после его знаменитого опровержения теории спонтанного самозарождения, совершил несколько экспериментов, которые, как он чувствовал, поддерживают теорию витальности. Согласно Бехтелю, Пастер «применил ферментацию к более общей программе, описывающей особенные реакции, которые протекают только в живых организмах. Они не применимы к витальным явлениям.» В 1858 году Пастер показал, что ферментация происходит только в присутствии живых клеток и в отсутствие кислорода. Это привело его к описанию ферментации как «жизни без воздуха». Он не нашёл подтверждения утверждениям Берцелиуса, Либига, Траубе и других, что ферментация происходит под действием химических агентов или катализаторов внутри клеток, и заключил, что ферментация — «витальное действие».

Оригинальную системную биохимическую концепцию жизни разрабатывал в 1871-1911 гг. Эдмунд Монтгомери.

Литература

  • О душе. Аристотель Rem. данная книга приводится не как уважение к классику, а как самый необходимый текст для понимания сути.
  • O duszy. Aristoteles Prelozyl, wstepem i skrowidzem opatrzyl Pawel Siwek. // PWN, Warszawa 1972
  • Витализм. Его история и система. Г. Дриш 1915 // репринт 2007 URSS
  • Stuart R. Hameroff Ultimate Computing. Biomolecular Consciousness and NanoTechnology.
  • Новая наука о жизни. Р. Шелдрейк. //«Рипол классик» М2005
  • Guenter Albrecht-Buehler Cell Intelligence.
  • Валентин Томберг. Старшие арканы Таро. — СПб. «Алетейя», 2000 Словарь Томберга
Species plantarum