Диагностика и ремонт электронных систем Mitsubishi. Как работает круиз-контроль на механической коробке передач? Что такое круиз контроль на авто

Не все современные водители знают, что такое круиз контроль в автомобиле. Однако такая опция принадлежит к довольно старым системам, устанавливаемым на транспортных средствах зарубежного производства. Эта система предназначена для обеспечения комфорта и удобства при управлении автомобилем на загородных трассах. Применение этой опции даёт множество преимуществ, поэтому давайте рассмотрим характеристику круиз-контроля.

Круиз-контроль: что это такое

Круиз-контроль – это дополнительная опция ТС, благодаря которой поддерживается скорость на определённом уровне. Такая функция используется исключительно при долгих поездках по загородным трассам или автомагистралям. При передвижении в городских условиях такая функция не используется.

Это интересно! На автомобилях отечественного производства система круиз-контроля начала применяться относительно недавно, и только на люксовых комплектациях. При возникновении необходимости её можно установить самостоятельно, что и делают многие владельцы российских автомобилей.

Функционирует система круиз-контроля следующим образом: водитель выезжает за город на трассу, после чего включает опцию поддержки определённого скоростного режима. Независимо от дорожного полотна, система будет держать скорость на определённом показателе. Это даёт возможность водителю убрать ногу с педали газа, а также не контролировать скорость движения.

Внешний вид кнопок управления круиз-контролем, расположенных на подрулевом переключателе

Рассматриваемая система вовсе не является новинкой, но в России она приобрела популярность не так давно. В западных Европейских странах применение круиз-контроля является нормой, так как система исключает усталость водителя при продолжительных переездах. Устанавливается такая опция с завода на авто с различными типами моторов и трансмиссией. Если с завода на авто не установлена рассматриваемая система, то это ещё не повод для смены транспортного средства. Её можно самостоятельно установить, и справиться с этой задачей сможет даже новичок.

Изобретение системы круиз-контроля приходится на США, где устройство пользуется огромной популярностью. Сегодня выпуском такой системы занимаются производители разных стран: Германия, Япония, Китай и прочие. В переводе с английского, «Cruise Control» означает «постоянный контроль за скоростью». Однако помимо контролирования скорости и снижения усталости водителя, данная система имеет ещё одно существенное преимущество – это экономия топлива. Многочисленные исследования среди автомобилистов позволили выяснить, что экономия топлива соответствует значениям до 5-7%. Это ещё один повод для того, чтобы укомплектовать своё транспортное средство круиз-контролем.

Особенности функционирования на МКПП и АКПП

На ТС с МКПП и АКПП принцип работы круиз-контроля одинаков, за исключением некоторых моментов. Эти моменты заключаются в количестве функций, выполняемых устройствами. Однако рассмотрим первоначально составляющие компоненты устройства, и его принцип действия.

Конструкция простейшего круиз-контроля состоит из сервопривода, который подключается к механизму регулирования дросселя. Именно сервопривод отвечает за подачу определённого количества топливной смеси. Сервопривод являет собой изделие с минусовой обратной связью, применяемым при управлении транспортным средством с механической коробкой передач.

Сервопривод круиз-контроля, отвечающий за подачу топлива

Принцип функционирования устройства заключается в следующем:


Модуль круиз-контроля анализирует полученные сведения, а также сравнивает их с теми, которые задаются водителем. На основании обработки информации создаётся определённый алгоритм управления авто. Теперь разберёмся, какие отличия функционирования системы круиз-контроля для автомобилей с МКПП и АКПП.

Как работает система на «механике»

При применении системы круиз-контроля на авто с МКПП происходит упор сектора в ограничитель. Для этого водителю следует перейти с повышенной на пониженную передачу. Кроме того, на «механике» водителю нужно самостоятельно жать на педаль тормоза при возникновении такой необходимости.

На авто с механической коробкой передач при движении на подъём и с активированной опцией круиз-контроля водителю понадобится переходить на пониженную скорость. Если не перейти на неё при движении на крутой подъём, то преодолеть препятствие попросту не получится. Аналогично и с ситуацией, когда авто спускается с горки. Если не переходить на пониженную передачу для торможения двигателем, то мотор будет развивать высокую скорость движения.

Видео: круиз-контроль на Suzuki Grand Vitara с МКПП

Как работает система на «автомате»

На «автомате» при включённой опции круиз-контроля переключаться не понадобится, так как за все действия отвечает устройство. Как только автомобиль развивает нужную скорость, сервопривод зафиксирует расположение заслонки. Если на транспортное средство с АКПП устанавливается система адаптивного типа, то торможение авто происходит автоматически.

Разновидности устройства

Различают два вида рассматриваемых устройств, которые именуются пассивные и адаптивные. Первый вариант являет собой классическую систему, которая применяется на авто с разными типами КПП длительный промежуток времени. Главная функция пассивных устройств кроется в поддержании определённой скорости движения.

Адаптивный вид является наиболее интересным и востребованным, поэтому разберёмся с каждым видом по-отдельности.

Пассивный круиз-контроль и его особенности

Пассивный вид круиз-контроля имеет простейшую конструкцию, и применяется такое изделие преимущественно для поддержания определённой скорости во время передвижения на трассах и автомагистралях. В конструкцию пассивного устройства входят следующие конструктивные элементы:


Функционирует устройство достаточно просто. Для этого нужно выехать за город на трассу с хорошим дорожным покрытием. Использовать данную опцию не рационально, как в городском движении, так и за городом по трассам с некачественным дорожным покрытием (при наличии выбоин и прочих дефектов на дорогах, а также на грунтовках). Как только авто развивает определённую скорость, которая является оптимальной для данного участка, выполняется включение круиз-контроля (вручную).

После включения этой опции за скорость передвижения отвечает микропроцессор, располагающийся в блоке управления. Датчики определяют скоростной режим транспортного средства, а также положение дроссельной заслонки, и передают информацию в управляющий модуль. При изменении условий передвижения, чему могут служить подъёмы и спуски, датчики подают соответствующие сигналы.

Это важно! Другие виды препятствий датчики не фиксируют, поэтому водителю следует соблюдать внимательность при включённом круиз-контроле.

Как только изменяется тип трассы при движении на подъём или спуск, датчики подают сигналы в блок управления. Блок анализирует сигналы, после чего подаёт команду сервоприводу, и происходит закрытие или открытие дроссельной заслонки.

Адаптивный круиз-контроль и его особенности

Адаптивный вид круиз-контроля являет собой новое поколение устройства. Такой тип устройства применяется на современных авто, и предназначается не только для поддержания определённого скоростного режима, но ещё и для учёта дорожной ситуации. Учёт дорожной ситуации осуществляется при помощи вспомогательных устройств: датчики, радары и камеры.

Применение адаптивного круиз-контроля даёт возможность привязать своё транспортное средство к движущемуся впереди автомобилю. Учитывается скорость движущегося впереди автомобиля, а также соблюдается безопасная дистанция, на основании чего блок контроля управляет транспортным средством.

Расположение и обзор датчиков адаптивного круиз-контроля

Если движущийся впереди автомобиль изменит скорость, то датчики подадут в ЭБУ соответствующие сигналы. Блок проанализирует сигналы, и примет решение о снижении или увеличении скорости. Если впереди нет ТС, то устройство подаёт сигнал о наборе скорости до необходимого значения, после чего поддерживает её.

Это интересно! Существуют также системы круиз-контроля, умеющие считывать дорожную разметку. Такая возможность позволяет водителю исключить необходимость управлять автомобилем.

Адаптивный круиз-контроль обозначается как ACC. Такой вид системы устанавливается на автомобили с завода. Стоимость такой системы достаточно высока, что обусловлено использованием дорогостоящих датчиков, камер и радара. В устройстве используется и современный блок управления, способный вычислять не 2 функции, а несколько десятков. В зависимости от модели устройства, оповещение водителя об аварийной ситуации впереди может осуществляться, как путём подачи визуальных сигналов, так и звуковых.

Немаловажно отметить и тот факт, что адаптивная система круиз-контроля функционирует в паре с ABS антиблокировочной системой и ESP. Если не будет функционировать одна из этих систем, то активировать круиз-контроль будет невозможно. Включать круиз-контроль адаптивного вида рекомендуется тогда, когда за городом автомобили движутся с равномерной скоростью.

Отображение системы адаптивного круиз-контроля на бортовом компьютере автомобиля

Если в конструкции ТС отсутствует адаптивный тип круиз-контроля, то монтаж его не имеет оправданного смысла. Эта система хотя и является более совершенной и современной, но для поездок за городом вполне хватает пассивного устройства.

Как пользоваться круиз-контролем

Что такое круиз контроль в автомобиле, и для чего он нужен, было детально рассмотрено. Немаловажно разобраться в вопросе о том, как же правильно пользоваться этим устройством. Ведь многие автомобилисты, пересаживаясь на иномарки, не понимают, что это за опция, и как правильно её использовать.

Если на автомобиле круиз-контроль установлен с завода, то кнопки управления этой опцией зачастую располагаются на руле, и лишь изредка на подрулевых переключателях. Если монтаж круиз-контроля осуществляется самостоятельно, то специальный пульт управления с несколькими кнопками устанавливается на руле.

Кнопки управления круиз-контролем, расположенные на мультируле Hyundai

Расположение пульта управления на руле является наиболее удобным, так как в любую секунду можно не только включить опцию, но ещё и отключить её или произвести настройку. Однако некоторые модели автомобилей оснащаются пультами управления, располагающимися на подрулевых переключателях.

Кнопки управления штатным круиз-контролем на Лада Гранта

В зависимости от модели ТС, а также от конструкции устройства, имеются некоторые отличия в управлении. Алгоритм управления круиз-контролем заключается в выполнении следующих манипуляций:

  • Для начала нужно разогнать ТС до скорости, на которой планируется осуществлять дальнейшее передвижение. Минимальная скорость, при которой можно включить устройство, составляет 40 км/час.
  • Включить опцию. Делается это путём нажатия кнопки в виде тахометра со стрелочкой или переведения регулятора в положение «ON».

    Включение системы круиз-контроля осуществляется путём нажатия кнопки с соответствующим значком

  • При этом на панели приборов загорится соответствующий индикатор белого или жёлтого цвета, который обычно имеет вид тахометра со стрелочкой. Если устройство было установлено на автомобиль самостоятельно, то никакие индикаторы на панели приборов загораться не будут. Свечение индикатора белым или жёлтым цветом свидетельствует о том, что включено устройство, но ещё не работает данная функция.

    Жёлтый значок на приборной панели отображает, что устройство круиз-контроля включено, однако, для его полного функционирования необходимо нажать «SET-«

  • Вводится система в действие путём нажатия кнопки «SET» с минусом. На некоторых моделях автомобилей название этой кнопки может отличаться, однако, принцип включения аналогичный.

    Автомобилисты, часто передвигающиеся по трассе, не скупятся на установку функции, даже если она не идёт в стандартной комплектации на авто

  • При этом индикатор с белого или жёлтого цвета изменится на зелёный, что свидетельствует о функционировании устройства.

    Значок зелёного цвета отображает работу функции круиз-контроля

  • Если нужно увеличить или снизить скорость передвижения, то можно воспользоваться кнопками в виде плюса и минуса. При нажатии на эти кнопки будет увеличиваться или снижаться скорость движения авто на значение от 1 до 2 км.

Чтобы выключить устройство, следует нажать кнопку «Off». Это полное выключение опции, и выполняется тогда, когда вы въезжаете в город. Экстренный способ отключения осуществляется путём нажатия на педаль тормоза. При этом система переходит в режим готовности (светится белым или жёлтым индикатором). В любой момент можно включить опцию, и продолжить передвижение по трассе. Применяется зачастую, когда нужно преодолеть какое-либо препятствие, сделать остановку и т.п. Ещё один способ выключения устройства – это нажатие на педаль газа. Такой вариант отключения применяется на автомобилях, где установлены адаптивные системы.

Более подробно о том, как обращаться с круиз-контролем на своём автомобиле можно ознакомиться в мануале к вашему транспортному средству.

Рассмотрим некоторые обозначения опций круиз-контроля:

  • On – включение.
  • Off – отключение.
  • Set Accel – установка режима.
  • Resume – запоминание скорости.
  • Coast – снижение скорости.

Видео: как пользоваться круиз-контролем

Немаловажно упомянуть о том, что круиз-контроль имеет функцию самостоятельного отключения. Для этого служат следующие факторы:

  1. Если возникает резкое ускорение скорости на 5,4 км/час.
  2. Если на автомобиле с АКПП перевести рычаг в нейтральное положение.

На автомобилях с МКПП при переведении рычага переключения передач круиз-контроль не отключится. Автомобиль будет снижать скорость, но при этом будет слышен звук рёва мотора.

Подводя итог о рассматриваемом устройстве, следует отметить такие достоинства:

  • Возможность отдохнуть водителю. При этом водителю можно расслабить только ноги, но не руки или голову.
  • Возможность установки устройства на любой автомобиль, даже если он не укомплектован опцией с завода.
  • Снижение расхода топлива на 5-7%.
  • Использование адаптивного вида устройства позволяет автоматически поддерживать не только скорость, но ещё и дистанцию.

У круиз-контроля, как у практически любой функции, есть и свои минусы:

  • При неисправности любого датчика устройства, система не будет функционировать. Особенно это касается адаптивной системы управления.
  • Если злоупотреблять таким приспособлением, то у водителей снижается бдительность, что способствует возникновению аварийных ситуаций на дороге.

Видео: круиз контроль от Hyundau

В современном мире американским устройством, поддерживающим постоянную скорость, оснащают даже автомобили бюджетного класса. Несмотря на все свои преимущества рациональность использования подобной системы обусловлена частыми дальними поездками по трассе. Если же эксплуатация автомобиля ведётся в городских условиях, то необходимость в круиз-контроле полностью отсутствует.

Современный автомобиль оснащается большим количеством вспомогательных систем, которые облегчают процесс управления автомобилем. Причем количество этих систем постоянно увеличивается, но есть и те, которые появились достаточно давно, среди них и круиз-контроль. Но не смотря на это, далеко не все знают, что это за система и для чего она нужна. Все потому, что особой популярности круиз-контроль в европейских странах не сыскал, и далеко не все производители его устанавливают. И все же разберемся, что такое круиз-контроль в автомобиле, для чего он нужен и как им пользоваться.

Изображение круиз контроля на приборной панели

Круиз-контроль – вспомогательная система автомобиля, основная задача которой – поддержание заданной скорости движения. Она является полезной при длительных поездках по загородным трассам, в городе же от нее никакой пользы нет.

Если авто выехало на длинный участок трассы, водитель просто устанавливает определенный скоростной режим, и система его поддерживает независимо от дорожных условий (подъем, спуск). При этом водителю нет необходимости жать на педаль акселератора, что позволяет ему более комфортабельно расположиться и расслабить ноги. В итоге, водитель в меньшей степени устает от длительных переездов.

Данная система далеко не новинка, ей уже почти полвека. Изобретена она была в США, и там она более востребована. Устанавливаться круиз-контроль может на автомобили с любыми типами двигателей и трансмиссий (АКПП, механика).

Пассивный круиз контроль

Существует два типа круиз-контроля: пассивный и адаптивный. Пассивный круиз-контроль – простая по конструкции система, которая способна поддерживать только заданный скоростной режим. Состоит она обычно из блока управления, нескольких датчиков и привода дроссельной заслонки.

Работает пассивная система достаточно просто – водитель, при достижении скорости, которую считает оптимальной, включает в работу круиз-контроль. Электронный блок посредством датчиков фиксирует скоростной режим и положение дроссельной заслонки. При изменении условий движения (подъем, спуск), датчики сигнализируют об этом, и блок управления подает сигнал на привод дроссельной заслонки, который и осуществляет необходимые действия с дросселем (открывает, закрывает), чтобы поддерживать заданный скоростной режим.

Адаптивный круиз контроль

Датчики адаптивного круиз контроля

Адаптивный круиз контроль – новое поколение круиз-контроля. Она уже не только поддерживает заданный режим движения, но еще и учитывает дорожную ситуацию. Для этого в систему включают дополнительные датчики, радары, камеры.

Благодаря такой системе существует возможность «привязать» свое авто к идущему впереди. Такой круиз-контроль «следит» за впереди идущем автомобилем, и полностью подстраивается под ее скоростной режим, удерживая при этом безопасную дистанцию между авто.

Вот для этого в конструкцию и включены дополнительные датчики, камера и радар. Они позволяют привязаться к другому авто и поддерживать его скорость движения. Если «ведущий» автомобиль изменит скорость, датчики «уловят» это и передадут сигнал на ЭБУ круиз-контроля, а тот в свою очередь задействует привод, чтобы установить необходимый режим.

Некоторые виды адаптивной системы могу также брать в расчет и дорожную разметку, то есть, круиз-контроль будет следить за тем, чтобы автомобиль не покинул выбранную полосу движения.

Отметим, что круиз-контроль не является системой, которая работает в автоматическом режиме. Чтобы его задействовать, водителю необходимо его включить.

Видео о круиз контроле

Как пользоваться круиз контролем

Блок кнопок для управления круиз контролем

Для удобства работы с системой, блок ее управления располагается на рулевом управлении. При этом, с его помощью можно не только включать и выключать систему, но еще и изменять условия ее работы.

Блок управления круиз-контролем обычно состоит из нескольких клавиш:

  • «ON/OFF » — клавиша включения и выключения системы (может и отсутствовать).
  • «SET/ASSEL » — клавиша установки скоростного режима. При разовом нажатии, система начинает поддерживать скорость, с которой авто двигалось на момент нажатия. Повторное нажатие увеличивает скорость на определенное значение, к примеру, на 1 или 2 км/ч.
  • «COAST » — клавиша уменьшения скоростного режима. При нажатии скоростной режим уменьшается на определенное значение.
  • «RESUME » — возврат к раннее заданному скоростному режиму.

Дополнительно, для управления работой круиз контроля используется и педаль тормоза, а также педаль сцепления – у автомобиля с механическая КПП. Любое, даже незначительное нажатие на эти педали отключает круиз-контроль, то есть авто переходит на ручное управление акселератором и заданный скоростной режим уже не поддерживается.

В системах, у которых отсутствует клавиша «ON/OFF», включение осуществляется нажатием на «SET/ASSEL», а выключение – нажатием на тормозную педаль.

При отключении круиз-контроля, к примеру, при небольшом притормаживании, достаточно нажать на «RESUME», чтобы снова включить, причем он вернется к режиму, который был задан до отключения. Но стоит отметить, что круиз-контроль не способен долго хранить данные по скоростному режиму, поэтому возврат к нему при помощи «RESUME» может быть только при кратковременных отключениях.

В целом, круиз-контроль – достаточно полезная система, но только при длительных поездках. В городе от нее толку будет мало, особенно учитывая, что она обычно не работает на скоростях ниже 40 км/ч.

Приветствую! Ни для кого не секрет, что современный автомобиль сверху донизу напичкан различной электроникой, которая без сомнения, служит исключительно в благих целях любому водителю . Разумеется, большая часть подобных инноваций, направлена на повышение уровня комфорта для пассажиров, а также их развлечения во время поездки. Однако, существует и более функциональные разработки, способные облегчить управление автомобилем. Если вы до сих пор не знаете, что такое круиз-контроль, тогда нужно срочно заполнить этот пробел.
И даже в случае, когда на приобретение машины с подобным апгрейдом еще копить и копить, все равно об этом должен знать каждый уважающий себя автомобилист, ведь за подобными технологиями будущее!

Что такое круиз-контроль?

Большинство счастливчиков, сумевших купить дорогую иномарку, понятия не имеют, что это такое, этот круиз-контроль и для чего он служит. Более того, основная часть людей и не подозревают о его наличии в машине, эксплуатация которой в итоге проходит без участия полезной технологии. А ведь именно круиз-контроль делает из утомительной и скучной поездки на длинное расстояние, веселое, а главное – нераздражительное приключение. Каким образом? Смотрите, все достаточно просто.

Но для начала вспомните, как тяжело приходится водителям при длительных переездах. На протяжении всего пути, мы должны контролировать скорость педалью газа, отсюда изрядная порция дискомфорта, проявляющаяся уже через 30 минут в виде затекшей ноги. И это, я еще не говорю об многих других «капканах». Установка круиз-контроля, для тех автомобилей в комплектации которых, данная система отсутствует – единственный выход для создания действительно комфортных условий именно водителю.

Круиз-контроль – это что-то типа автопилота в самолете. Нет, он неспособен заставить машину без участия человека переместиться из точки «А» в точку «Б». В его прерогативу входит стабильное поддерживание постоянной скорости «железного коня». То есть, устройство в автоматическом режиме будет держать стрелку спидометра на заранее отмеченном показателе. За счет этого покатые спуски и крутые подъемы проходят, как говорится – на одном дыхании. Но учтите, в городской черте, где скорость непостоянная, толку от него мало, другое дело автобан или трасса.


Первый автомобиль, конструкция которого, включала в себя круиз-контроль, сошел с конвейера в далеком 1958 году. Ним стал Chrysler Imperia, чью топливную систему уже тогда контролировала умная технология. Выглядело это следующим образом, посредством соленоида установка получала возможность регулировать подачу топлива в камеру сгорания, тем самым изменяя скорость транспортного средства. В современном варианте, подобный агрегат состоит из таких деталей:

  • Блок управления – он же контроллер;
  • Сервопривод – вакуумный;
  • Электромагнитные клапана – управляют сервоприводом;
  • Вакуумная система и магистрали;
  • Привод дроссельной заслонки.

Весь процесс начинается еще во впускном коллекторе силового агрегата, где собственно и образуется вакуум (разряжение), который и необходим сервоприводу. Находясь в салоне автомобиля с помощью блока управления, мы приводим в действие клапана сервопривода. Те в свою очередь, позволяют регулировать уровень разряжения за мембраной сервопривода, отталкиваясь от разницы между реальной и заданной скоростью машины. Мембрана в свою очередь, берет на себя управление дроссельной заслонкой, позволяя контролировать подачу топлива в мотор и соответственно скорость автомобиля.

Благодаря тому же контроллеру, круиз-контроль не работает на скорости менее чем в 40 км/ч. В случае резкой необходимости отключить систему, нужно просто надавить на педаль тормоза. После чего. Цепь питания разрывается, а клапан сообщения с атмосферой – открывается.

Как пользоваться круиз-контролем?


Управление круиз-контролем, наверное, главная проблема, заводящая в тупик рядового автолюбителя. Хотя на самом деле, сложного – мало! Сейчас я постараюсь рассказать вам, как им пользоваться. Все, что нужно знать – это значение небольшого набора стандартных кнопок.

  1. On – для тех, кто до сих пор не понял как включить систему, ищите данную клавишу.
  2. Off – соответственно отключает механизм.
  3. Set – фиксирует необходимую скорость, для этого просто нажмите ее и отпустите при нахождении стрелки спидометра в желаемом положении. После, можно снимать ногу с педали акселератора, авто продолжит движение в том же ритме.
  4. Accelerate – используется для увеличения заданной скорости, каждое нажатие прибавляет 2 км/ч.
  5. Coast – зажимается при необходимости снизить скорость.
  6. Resume – восстанавливает все настройки, после нажатия педали тормоза.

Небольшой переключатель, компактно располагает на себе все клавиши управления, сам же устанавливается на руль. Обратите внимание, исправный круиз-контроль стремительно набирает скорость и фиксирует ее, рывков и прочих лагов быть не должно. Тара, габариты автомобиля и даже подъемы и склоны на дорожном покрытии, не должны оказывать какое-либо влияние на функционирование системы.

Что такое адаптивный и пассивный круиз-контроль?


По большему счету, все это время темой нашего разговора был пассивный круиз-контроль, который продолжает пользоваться спросом. Однако, составить конкуренцию куда более новой разработке под названием адаптивный круиз-контроль (он же активный), устаревший аналог не в состоянии. Отличаются они вот чем.

Первый вариант, как уже говорилось способен только лишь поддерживать постоянную скорость, не более. Второй же, выполняет все те же функции, но имеет возможность привязки к идущему впереди автомобилю. То есть, правильно настроив такую систему, у вас появляется возможность следовать за другим транспортным средством на заданном расстоянии. Изюминка технологии – высокий уровень безопасности. Другими словами, в случае резкой остановки соседа по трассе, механизм автоматически активирует тормозную систему. Таким образом, вероятность столкновения равна если не 0, то 1% уж точно.

В завершение

Наверняка многим из вас интересно, можно ли установить круиз-контроль на механике. Конечно можно, но есть свои нюансы. Если с подачей топлива здесь у системы проблем не возникает, то необходимость в постоянном переключении скоростей, определенно доставит некоторые трудности в эксплуатации круиз-контроля. Проблема в том, что после каждого задействования МКПП, придется заново запускать «автопилот» и производить настройки.

Однако, если был куплен универсальный (адаптированный под последние веяние моды) круиз-контроль, подключение которого, было поручено специалисту, неудобств станет чуток поменьше. По крайней мере, такая система будет сохранять в памяти все параметры, тем самым ограждая вас от опасной настройки механизма на ходу.

Ну вот и все, кроме как видео и добавить нечего. Помните, что никакой круиз-контроль не возьмет на себя ответственность за маневры автомобиля на дороге, поэтому оставайтесь внимательными и бдительными! До новых встреч!

Выбирая машину в автосалоне или на вторичном рынке, вы всегда спрашиваете ее основные характеристики и дополнительные опции. Одной из таких дополнительных опций среди прочих является и круиз контроль.

Что же это такое за навороченная опция в автомобиле — круиз-контроль?

Если в дословном переводе, получается «контроль путешествия». В принципе, так оно и есть. Вот только система следит не за маршрутом вашей поездки или попутчиками, а за вашей скоростью. Круиз-контроль позволяет постоянно поддерживать заданную Вами скорость движения автомобиля на протяжении всего маршрута. Он автоматически прибавляет газ, когда скорость падает, и снижает – когда машина едет слишком быстро, например, при воздействии центробежной силы на спусках.

Эту опцию обычно применяют при езде на дальние расстояния – по трассе, где нет частых изменений скоростного режима или постоянных торможений, например, на светофорах или в пробке. В городе круиз-контроль не нужен. Так что, если вы планируете ездить на машине только по городу, на дополнительную опцию, в принципе, можно не тратиться.

История возникновения системы

Круиз-контроль придумали более полувека назад – в 1958 году. Первой машиной с круиз-контролем стала модель «Крайслера» — «Крайслер Империа». Для того времени машина с этой опцией считалась едва ли не космическим кораблем. Обладать круиз-контролем считалось верхом автомобильного престижа. Вот только тогда система довольно часто давала сбои. И в водительский обиход круиз-контроль прочно вошел только в 1970-х годах.

Тогда бензин сильно подорожал, и водители искали разные способы сэкономить на топливе. И вспомнили о круиз-контроле. Систему доработали и пустили в дело. Ведь когда поддерживается постоянная скорость движения, без резких ускорений и торможений, бензина тратится в разы меньше, да и нога не устает – не нужно постоянно давить на педаль газа.

В общем, водителям нужно было только нажать на кнопку круиз-контроля, выбрать нужную скорость и наслаждаться комфортной поездкой, конечно, внимательно следя за дорогой. Собственно, с того времени ничего принципиально не изменилось. Произошли только качественные улучшения механизма.

Виды управления системой

Существует два вида круиз-контроля: пассивный и адаптивный (или активный). Пассивный круиз контроль считается традиционным. Адаптивный – это новинка автопрома, его постоянно совершенствуют. Его суть в том, что такой контроль за автомобилем будет брать за основополагающий фактор – скорость автомобиля, который едет перед вашим.

Скорость он считывает с помощью специальных датчиков. Если впереди идущий автомобиль притормаживает, то и ваш круиз-контроль получает сигнал на снижение скорости и наоборот. Такое новшество призвано сделать поездку более безопасной и по возможности предотвратить столкновение.

Адаптивный круиз контроль бывает радарным и лазерным. Радарный считается более точным, но вместе с тем более дорогим. Лазерный же считают менее надежным – его на его работу могут повлиять неблагоприятные погодные условия. Адаптивный контроль всецело зависит от правильного функционирования двух систем: и безопасности — ESP.

Если они работают исправно, механизм тоже функционирует. Однако, если хотя бы одна из систем дает сбой, адаптивный круиз-контроль предупреждает водителя о неполадке и выключается. Если круиз-контроль не успевает плавно снизить скорость перед резко затормозившим авто, машина начнет «пищать». Так он просит Вас взять управление автомобилем в свои руки.

Система и сам блок управления круиз-контролем расположен под капотом авто или за приборной панелью. Это маленький компьютер, который связан с дросселем и специальными датчиками. Если у вас в машине качественный механизм, он будет удерживать скорость машины неизменной даже при езде по холмистой дороге, несмотря на массу автомобиля.

Как же установить необходимую и постоянную скорость движения?

Обычно скорость регулируется нажатием на кнопку, увеличиваясь или уменьшаясь на 2 км/ч. Такой механизм, возможно, и не очень удобен, зато предохраняет водителя от резкого увеличения или уменьшения скорости. Кроме того, система круиз контроля для еще большей безопасности автоматически отключается при резком торможении.

Круиз контроль – это не одна кнопка, их обычно пять. Одной кнопкой вы включаете круиз-контроль – загорается надпись Cruise на одометре. Вторая предназначена для выключения системы. Еще есть кнопка для установки нужной вам скорости. Теперь можно убрать ногу с педали газа, машина будет ехать с постоянной установленной скоростью.

Чтобы на время отключить устройство, притормозите или нажмите кнопку отмена. Круиз-контроль выключится, но сохранит введенные вами параметры у себя в системе. Пока вы не выключите зажигание или сам круиз-контроль, заданная вами скорость будет храниться в памяти устройства. Чтобы восстановить ее, нажмите соответствующую кнопку. Как вы можете убедиться, ничего сложного в системе управления круиз-контролем нет.

Как происходит ускорение или замедление движения при работе круиз-контроля?

Если нужно обогнать впереди идущий автомобиль, просто нажмите на педаль газа, как только обгон совершен, уберите ногу с акселератора, и машина вернется к заданной скорости движения. Снизить скорость движения на несколько пунктов можно, нажав кнопку Coast (понизить) несколько раз.

Круиз-контроль обычно устанавливают в машинах с автоматической коробкой передач. Однако существование устройства возможно и в «механике». Вот только в автомобилях с механической коробкой переда круиз контроль особенный.

Если владелец «автомата» включил круиз-контроль, убрал ногу с педали газа и наслаждается поездкой, а машина сама регулирует скорость даже при обгоне или появлении препятствия на дороге, то обладателю «механики» при переключении передачи нужно выжимать сцепление, круиз-контроль, соответственно, выключается, а затем включать его по новой. Других отличий во взаимодействии круиз-контроля с разными видами коробок передач авто пока не выявлено.

Если ваш пусть лежит по пресеченной местности с затяжными и частыми подъемами и резкими спусками, скорость вашей машины скорее всего будет увеличиваться при движении вниз и уменьшаться при движении вверх даже при включенном круиз-контроле. В таком случае лучше временно выключить функцию круиз контроля и вернутся в этой опции уже на равнинном участке дороги.

При любом раскладе, круиз-контроль – полезная опция и отлично справляется с задачей поддержания постоянной, установленной Вами скорости движения на трассе. А какой из типов механизма вы выберете, решать вам. Устанавливать круиз-контроль, если вы не делали этого раньше, лучше с помощью мастеров на станции техобслуживания. Так что покупайте себе этот механизм и наслаждайтесь комфортной поездкой.

Всем доброго времени суток! Я снова с вами. Продолжаем говорить на интересные темы. Сегодня обсудим круиз контроль — что это такое, как он работает в машине и зачем вообще нужен подобный контроль.

На самом деле современный водитель привык к роскоши и повышенному комфорту. Не хотите автомобиль на механике, получайте на автомате. Недостаточно обдувает через открытое окно? Вот вам кондиционер и климат-контроль.

А если лень самому жать на педали газа и тормоза и просто хочется, чтобы машина сама держала нужную скорость? Получайте универсальный круиз-контроль. Именно про этот переключатель практически в режим автопилота предлагаю вам поговорить.

Немного истории

В автомобиле круиз-контроль (КК) впервые появился аж в 1958 году. Сделали его в США и установили на модель Imperial компании Chrysler. Тогда работа системы опиралась на считывание скорости кардана. Через соленоид осуществлялся контроль подачи горючего в камеру сгорания. Чуть позже на машины ставили иные системы, где контроль подачи топлива осуществлялся через скорость вращения колес авто, данные со спидометра или обороты мотора. Это есть говорить про пассивный КК.

А вот адаптивный появился только в 1999 году. Первопроходцами оказались немцы из компании Мерседес. Спустя еще 7 лет мы увидели первый КК с полной привязкой к впереди идущему транспорту. То есть система автоматически разгонялась и останавливалась, ориентируясь по скорости машины, которая ехала впереди.

Что это?

Теперь переходим в наше время, где нам намного комфортнее и приятнее. Можно ли сейчас купить машину, где будет стоять КК? Очень легко. Даже далеко не самые дорогие авто оснащаются этой системой.

Если говорить просто, то круиз контролем называют устройство, осуществляющее управление скоростью движения транспортного средства. Оно автоматически добавляет скорость или сбавляет ее, в зависимости от ситуации.


Очень полезная штука для тех, кто ездит далеко и часто. Включив КК, не нужно напрягать внимание. Только скажу одну важную вещь. Круиз действительно актуален, если вы едете по хорошей и длинной дороге. То есть где-то по трассе. В условиях города он бесполезный.

Насколько вам важно просто держать руль и не следить за педалями газа, тормоза и сцепления? Если вы ездите только по городу, тогда эти кнопки переключения окажутся лишними. Вам даже не придется разбираться, как пользоваться круиз контролем и где вообще находятся переключатели.

Но практика показывает, что большинство автовладельцев хотя бы периодически выезжают за город и едут по трассе. Вот здесь как раз пригодится подрулевой переключатель или кнопка на центральной консоли, чтобы активировать КК и наслаждаться более комфортной поездкой. Такие системы устанавливают на машины с механической и автоматической коробкой передач.

Активация происходит путем нажатия соответствующих кнопок. Мы еще поговорим о том, как включить, выключить и как пользоваться этой системой.

А пока расскажу про самое главное — разновидности круиза. На автомобили может устанавливаться одна из двух систем:

  • пассивная;
  • адаптивная.

Между ними есть разница, потому рассмотрим каждый вид круиз-контроля отдельно.


Пассивный

Такая система состоит из:

  • кнопок управления;
  • автоматического контроллера;
  • сервопривода;
  • электромагнитного клапана (управляет сервоприводом);
  • привода заслонки дросселя.

Что же касается принципа работы, то выглядит он следующим образом.

  1. В коллекторе мотора образуется разряжение, которое использует наш сервопривод. Контроллер учитывает разницу между сигналами относительно заданной и реальной скорости движения. С помощью заложенной программы осуществляет управлением сервоприводными клапанами (вентиляционный и вакуумный).
  2. С мембраны привода идет сигнал на управление заслонкой дросселя, тем самым корректируется подача горючего. Это позволяет поддерживать заданную скорость, вне зависимости от нагрузки на двигатель. То есть вы едите в подъем, система автоматически увеличивает обороты и скорость, а на спуске наоборот, обороты падают, и скорость не набирается.
  3. Контроллер запрограммирован, чтобы КК не мог включаться до тех пор, пока автомобиль не наберет скорость больше 40 километров в час. Система не включается, пока машина движется с малой скоростью.
  4. Одновременно с этим водитель может отключить работу системы контроля скорости, просто нажав на педаль тормоза.

Далее краткая инструкция о том, как поставить систему в нужное положение. В КК механический и электронный блок тесно связаны друг с другом. Нажимая кнопочку в салоне, задействуется целая цепочка событий, вникать в которые не всегда нужно.


Вне зависимости от того, какая прошивка системы, где расположен датчик и как выглядит рычаг управления, принцип у всех пассивных круизов примерно одинаковый.

Особенности управления

Да, цена на машины, в которых установлен круиз контроль, несколько дороже. Иногда КК идет уже в базовой комплектации, если это авто дорогого сегмента. А в более доступных классах круиз можно получить в качестве опции. Нужен он вам или нет, решайте сами. Лично я активно пользуюсь этими прелестями современного автомобилестроения, а мой товарищ, несмотря на наличие в машине КК, предпочитает все контролировать самостоятельно.

Ну да ладно, его право. Как и ваше. Я же лучше расскажу, как осуществляется управление пассивным круизом.


Кнопки управления расположены обычно на рычаге или на самом руле. Хотя есть модели, где органы управления находятся на передней панели.

Пройдемся по кнопкам.

  • Off. Тут все понятно, это кнопочка для выключения;
  • On. Включает контроллер системы. Она лишь активирует круиз, но вам еще нужно самостоятельно набрать скорость, которую КК будет поддерживать. Для этого доводим стрелку спидометра, к примеру, до 80 км/час и нажимаем на Set. Все, теперь скорость задана;
  • Res+. Это типа продолжить. Нажимать надо, когда круиз активирован. Это позволит увеличить скорость на 1,6 километра в час при одинарном нажатии. Если зажать кнопочку, машина начнет разгоняться. Останавливайте на том значении, которое вам нужно. Заменяет надавливание на педаль газа;
  • Set при активном КК. Нажав на нее 1 раз, скорость упадет на 1,6 км/час. Зажатие приводит к противоположному кнопке Set эффекту, то есть постепенному снижению заданной скорости;
  • Обгон. Вы жмете на педаль газа, а после маневра отпускаете ее. КК вернет вас к той скорости, которая была до обгона;
  • Торможение. Просто нажав педаль тормоза, вы сбросите настройки и система не запомнит заданную ранее скорость. А если нажать на Off, тогда при последующем включении КК начнет набирать ту скорость, которая была задана в последний раз.

Включив круиз, вы можете просто убрать ногу с педалей и спокойно ехать. Удобно и практично.


Адаптивный

Если вы решили установить на машину адаптивный КК, то пошли по более современному пути. Хотя многие жалуются на частые ошибки у адаптивного круиза, на практике это касается в основном машин с первыми образцами этой системы.

Давайте узнаем, как работает АКК, как подключить его к работе и посмотрим для наглядности видео.

АКК — это усовершенствованная версия обычного круиза. Его особенность в том, что система автоматически держит дистанцию между машинами и движется с заданной скоростью.

АКК оснащают лазером или радаром, чтобы следить за транспортом впереди. Их ставят за решетку радиатора. Сигналы передаются на контроллер, который уже тормозит или разгоняет авто.


АКК более эффективные в плане безопасности. Когда препятствие пройдено, система возвращается в нормальный режим работы, то есть восстанавливает заданную скорость.

Их условно можно разделить на радарные и лазерные.

  • Лазерные адаптивники доступнее, их цена ниже. Но это обусловлено тем, что при плохой погоде лазер просто не видит препятствия. Если впереди движется грязная машина, КК ее просто не увидит;
  • Радарные системы ставят на дорогие автомобили. Они видят намного лучше, потому являются предпочтительным выбором. Но и цена выше.

Последние разработки в сфере адаптивного круиза позволяют подавать водителю сигналы. А некоторые модели вовсе самостоятельно принимают решение вместо водителя при необходимости экстренно затормозить.