Минстрой ценообразование. Минстрой россии совершенствует систему ценообразования в строительстве. Риски применения методик

МОСКВА, 6 декабря. /ТАСС/. Минстрой РФ проведет совещание на тему применения новых методик образования цен в строительстве по просьбе крупных участников рынка, занятых на государственных инфраструктурных проектах, в том числе возведении Крымского моста, следует из письма замминистра строительства и ЖКХ Хамита Мавлиярова президенту Российского союза строителей Владимиру Яковлеву, копия которого имеется в распоряжении ТАСС.

"Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в соответствии с поручением заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака от 28 ноября 2017 г. <...> информирует, что 7 декабря 2017 г. <...> под моим (Мавлиярова - прим. ТАСС) председательством состоится совещание по вопросу формирования нормативно-правовой базы в сфере ценообразования в строительной отрасли", - говорится в копии документа.

Поводом к проведению совещания послужили обращения профильных ассоциаций (Российского союза строителей, "Росасфальт") и компаний отрасли промышленного строительства ("Стройгазмонтаж", "Трансстроймеханизация", "Стройтранснефтегаз"), направленные в ноябре 2017 года в администрацию президента РФ, говорится в письме помощника главы государства Андрея Белоусова заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Козаку (также есть в распоряжении ТАСС).

Риски применения методик

Как следует из копий обращений профильных участников рынка и некоммерческих отраслевых объединений, новые методики ценообразования в строительстве вводились в 2016-2017 годах приказами Минстроя, но не позволяют достоверно определить стоимость строительства в части оплаты труда, затрат на машины и механизмы и перевозку грузов.

"Наполнение Федеральной государственной информационной системы (ценообразования - прим. ТАСС) Минстроем идет по нормам, не учитывающим современные технологии, материалы и машины, используемые при реализации инвестпроектов. - указывает в своем обращении глава союза строителей Яковлев. - Нуждается в переработке и методика начисления зарплаты строителям, которые трудятся в тяжелых условиях, так как новые сметные нормативы не позволяют начислять персоналу районные коэффициенты и надбавки за тяжелые условия труда".

Помимо этого, в недостаточной степени учтены транспортные затраты: в первую очередь, потребуется дифференциация по группам стройресурсов, видам транспорта, территориям, говорится в обращении.

Например, при строительстве автодороги "Таврида" было уложено 150 тыс. тонн асфальтобетонных смесей по новой технологии Superpave, которая есть в нацстандартах, но в классификаторе строительных ресурсов, по которым формируется смета для госзаказа, эта технология отсутствует, указал в письме руководитель "Росасфальта" Николай Быстров.

Как следствие, без необходимых изменений применение методик может привести к банкротству крупнейших организаций, задействованных при строительстве уникальных объектов страны, указывает в своем письме в администрацию президента гендиректор "Стройгазмонтажа" Сергей Гараев.

Проблема государственных строек

"Новые нормативы ценообразования, учитывающие современные реалии и задачи таких масштабных, значимых для государства строек, как, например, Крымский мост, важны для определении сметной стоимости капитальных объектов. Стоит понимать, что их строительство финансируется с привлечением средств федерального бюджета, поэтому здесь ответственность двусторонняя: и поставщика услуг, и государства перед бизнесом", - пояснили ТАСС в комитете по ценообразованию Союза строителей.

Ранее сообщалось, что Крымский мост возводится за счет средств федерального бюджета в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года" без привлечения внебюджетного финансирования. Его протяженность составит 19 километров. Строительно- монтажные работы на объекте начались в феврале 2016 года.

Общая стоимость проекта оценивается в 228 млрд рублей, начало движения автомобилей по мосту запланировано на декабрь 2018 года, поездов - на декабрь 2019 года. Заказчик - Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Тамань" Федерального дорожного агентства", подрядчик - компания бизнесмена Аркадия Ротенберга ООО "Стройгазмонтаж".

Какие возможны изменения

Участники стройрынка в своих обращениях предлагают разработать новые сметные нормы с учетом современных технологий.

В свою очередь Минстрой допускает внесение изменений и дополнений в новые методики ценообразования, следует из повестки к совещанию. Кроме того, министерство может определить пилотные проекты, на которых будет отрабатываться реформа ценообразования. Среди них могут быть объекты промышленного строительства, отмечено в документе.

30 сентября 2018 года строительный комплекс должен перейти на ресурсный метод ценообразования – об этом в конце 2017 года официально заявлял Минстрой России в лице замминистра Хамита Мавлиярова. Однако, судя по всему, этот переход в очередной раз откладывается.

Напомним, что после заседания госсовета при президенте Владимире Путине в мае 2015 года Минстрою России было поручено заняться реформой ценообразования в строительной отрасли. Для этого были внесены поправки в Градостроительный кодекс, а также разработана и ровно год назад введена в строй Федеральная государственная система ценообразования в строительстве.

Как официально заявлял замглавы Минстроя России Хамит Мавлияров в конце 2017 года, «с учетом готовности рынка в первом полугодии 2018 года мы выйдем в Правительство с предложением о принятии нормативного акта о переходе на ресурсную модель с 30 сентября 2018 года».

То есть, с 30 сентября 2018 года при разработке проектно-сметной документации на объекты с привлечением средств бюджета сметчик будет обязан использовать цену на строительные ресурсы (строительные материалы, изделия, конструкции, оборудование, машины и механизмы), которая размещена в системе.

«Во ФГИС ЦС размещены Федеральный реестр сметных нормативов, 118 сборников государственных элементных сметных норм, 21 сборник укрупненных нормативов цены строительства, 29 методических документов, 77 нормативных правовых актов, 99545 позиций классификатора строительных ресурсов» - сообщал Минстрой России 27 декабря 2017 года.

Однако уже летом 2018 года стало понятно, что перейти на ресурсный метод с 1 октября с.г. точно не получится – ФГИС ЦС не наполнена необходимыми данными, а ко многим методическим и нормативным документам у профессионального сообщества накопилось большое количество замечаний и претензий. Более того, часть методик по расчету сметных цен до сих пор находится в разработке и не утверждена заказчиком – Главгосэкспертизой России. При этом общие затраты на реформу ценообразования и ФГИС ЦС уже превысили 1 млрд рублей.

При этом в настоящий момент в Минстрое России нет заместителя министра, отвечающего за ценообразование в строительной отрасли – после ухода Хамита Мавлиярова пошло уже два месяца, а его должность до сих пор свободна. Также заметно снизилась активность Главгосэкспертизы России на этом направлении, к тому же оттуда также ушла первый замруководителя по ценообразованию Ирина Лищенко.

Что касается Минстроя России, то в июне 2018 года, на одном из совещаний новый министр строительства Владимир Якушев вскользь упомянул, что на ресурсный метод отрасль перейдет в конце мая 2019 года. Возможно, этот срок также будет пересмотрен.

Президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин прокомментировал срыв сроков перехода на ресурсный метод ценообразования в строительстве:

- Сегодня 30 сентября, а это значит, что именно с сегодняшнего дня должен был начаться переход строительного комплекса страны на "ресурсный метод" ценообразования. Во всяком случае ещё совсем недавно нам это обещал Минстрой России и эта дата была согласована со строительным сообществом!

По факту, Минстрой России на сегодня не в состоянии обеспечить даже действующий "базисно-индексный" метод ценообразования, так как до сих пор не выпущены Индексы на III квартал 2018 года! При этом, мы фиксируем непрекращающийся рост цен на строительные материалы в летний "горячий период", затрат на оплату труда, машины и механизмы.

Федеральная Государственная система ФГИС ЦС Минстроя России была громогласно "запущена в эксплуатацию" ровно год назад. По прошествии года можно констатировать, что система не работает, деградирует, и ее стали игнорировать даже те предприятия, которые изначально пытались предоставлять данные о ценах.

Что мы имеем в итоге? Реформа ценообразования в строительстве брошена, руководители реформы разбежались, поручения руководства страны не исполняются и даже действующий механизм ценообразования в строительстве постепенно разрушается...

Почему президент Союза инженеров-сметчиков скептически оценивает действия Минстроя в преддверии Госсовета по строительству

На вопросы журнала отвечает президент Союза инженеров-сметчиков, директор департамента экспертно-аналитической работы и ценообразования в строительстве Ассоциации строителей России Павел ГОРЯЧКИН.

— Павел Владимирович, со времени нашего большого о проблемах ценообразования в строительстве прошло более двух месяцев. А что происходит в сфере ценообразования сегодня, накануне Госсовета по строительству, который, несмотря на Ваши , судя по последней информации, все-таки пройдет в мае? Чего нам ожидать от этого форума?

— Я считаю, что мы, возможно, будем наблюдать имитацию деятельности и попытку превратить Госсовет в некое формальное совещание, обычную говорильню.

Ну, выступит на Госсовете министр Михаил Мень с большим докладом. Скажет, что у нас, мол, все OK, мы будем и дальше строить, субсидировать ипотеку, решим проблемы обманутых дольщиков, наведем порядок в СРО и пр.

Затем выступят несколько министров, губернаторов, расскажут про свои региональные проблемы: один — про ветхое аварийное жилье, другой — о проблемах капитального ремонта и т.д.

Под занавес участники совещания получат напутствие Президента и разойдутся по своим делам — готовиться к следующему Государственному Совету.

— То есть Вы не ждете от Госсовета по строительству революции?

— Да какие тут могут быть революции? Вы вообще можете вспомнить хоть один Госсовет, на котором была революция?

Давайте лучше задумаемся о другом. Например, для чего премьер-министр Дмитрий Медведев недавно внес предложения по проведению определенных административных изменений, а Президент Владимир Путин их одобрил?

Напомню, что там предлагается сместить акцент в работе правительственных структур, чтобы они уходили от всего этого формализма, который их захлестнул сегодня. Ведь чем в основном занимаются наши министерства и ведомства? Галочки ставят…

— …а должны отрасли заниматься.

— Правильно! Поэтому нужно кардинально менять систему подхода и оценки, критериев работы министерств. Что, собственно, премьер и предложил, а глава государства одобрил. Речь идет об определенной реформе системы государственного управления.

Без этого мы вперед не двинемся, а будем и дальше языком болтать и деятельность имитировать. Сказки рассказывать о том, как у нас все хорошо,

Вот получит на Госсовете по строительству Минстрой напутствие Президента. Дальше оно облачится в поручения. И до следующего Госсовета министерства будут закрывать (подчеркну, не выполнять, а именно закрывать) эти поручения. Но «закрывать» и «выполнять» — это все-таки разные вещи.

Так вот, пока мы будем по-прежнему заниматься «закрытием поручений», ничего хорошего ожидать не приходится.

— На прошлой неделе Кабмин одобрил внесенный Минстроем законопроект, направленный на реформирование сметного нормирования и ценообразования в строительстве. Одобрил, несмотря на то, что несколькими днями ранее Минэкономразвития высказало свое твердое «фи» по поводу этого документа, подготовив на него отрицательный отзыв. Ваш комментарий?

— После завершения заседания Правительства по этому вопросу министр строительства говорил журналистам о каких-то новых методах. Но в самом законопроекте нет никаких новых методов ценообразования в строительстве.

Вообще о чем идет речь? О том, что будет некий государственный реестр сметных нормативов. Но он и так у нас есть — только сегодня называется федеральным, а будет переименован в государственный.

Согласно законопроекту, все государственные стройки на всех уровнях, включая госкорпорации, унитарные и другие предприятия, где есть доля государства, обязаны определять стоимость только по государственным сметным нормативам. Но в этом тоже нет никакой новизны: и сейчас все стройки определяются на основании государственных сметных нормативов.

Законопроект упоминает некий мониторинг цен, но он и так ведется.

То есть, честно говоря, я вообще не вижу в этом документе никакой новизны и революции: это какое-то масло масляное, все это уже определено самим положением о Минстрое, они и без того всем этим занимаются. Для чего нужен еще какой-то закон?

У нас есть соответствующий 35-й МДС, есть СНиПы, глоссарий и пр. Зачем всеми этими поправками превращать Градостроительный кодекс в какой-то неудобоваримый многотомный документ?

— В чем же здесь смысл?

— А я вам скажу. Это и есть та самая деятельность, о которой я говорил. Вот мы приняли закон, сейчас внесем постановление Правительства о мониторинге цен на строительные ресурсы. Хотя и по этому вопросу также есть методические указания по определению сметной стоимости материалов…

Напомню, что Минстрой уже два года говорит о ресурсном методе. Как представитель Союза инженеров-сметчиков скажу: чего два года-то об одном и том же говорить? Давайте введем ресурсный метод прямо сейчас. Немедленно!

Давайте просчитаем все стройки ресурсным методом, начнем определять стоимость только на основе данных мониторинга цен, который будет вести Минстрой России. И вот тогда посмотрим, что произойдет в нашей стране.

Когда профильное ведомство делает подобные заявления, нужно просчитывать последствия этих заявлений и меру своей ответственности. А министрам экономического развития, финансов, руководителю ФАС и других ведомств тоже стоило бы призадуматься о том, куда мы придем в результате.

Я напомню, что сегодня при формировании ФАИН и адресных инвестиционных программ в регионах в России используются системы, основанные на неких усредненных индексированных показателях цен. Сам Минстрой ежеквартально выпускает индексы пересчета сметной стоимости, региональные администрации также в основном индексируют сметную стоимость.

При разработке этих индексов они стараются провести показатель по так называемой нижней границе стоимости. Эти расчеты мало кто видел, но, поверьте, я знаю, о чем говорю. И эти индексы являются неким инструментом сдерживания аппетитов подрядных организаций.

А теперь представим, что будет при открытых государственных сметных нормативах, о которых говорит Минстрой. Кроме того, что в них будет содержаться всякая ерунда, о которой я уже неоднократно , начиная от пакли, гвоздей и шурупов, там будут цены, сформированные по данным поставщиков. Все открыто, все на виду. Здесь уже по нижней границе ничего не провести!

Это большая ответственность — заставлять строительные организации практически работать по этим декларированным ценам. Они же скажут: ребята, а почему вы, например, написали, что арматура стоит 23 тыс., когда она сейчас стоит 32 тыс. руб.?

— К слову, арматура, действительно, невероятно скакнула за последнее время: на 40% с начала года!..

— Я просто привел пример. Так вот, они спросят, откуда взялись эти цифры. А главное: кто будет нести ответственность за эти декларируемые цены?

Что касается нас, то мы-то, сметчики, только за. OK, давайте вводить ресурсный метод прямо сейчас. И тогда посмотрим, что будет.

— И что же будет?

— Я вас уверяю, что Правительство РФ, в первую очередь министры финансово-экономического блока, первыми скажут, что это приведет к раздуванию бюджета, обрушению лимита финансирования и пр. Вот чем это все обернется!

Думать надо о последствиях, прежде чем что-то декларировать. И когда регулятор такое заявляет, он должен понимать, что тем самым ведомство полностью берет на себя ответственность за траты государственных средств на капитальные вложения.

И здесь на подрядчика уже ничего не спишешь! Действительно, какие к нему претензии? Пожалуйста, вот градкодекс, вот государственные сметы и нормативы. И подрядчик должен строить по этим расценкам, которые фиксируют конкретную технологию работ. Вот цена на эти ресурсы, скажет подрядчик, поэтому деньги на стол, и весь разговор!

— Вы думаете, руководство Минстроя не просчитало все последствия своих предложений?

— Или не просчитало или, возможно, наоборот, просчитало — и поэтому говорит об этом уже два года, а реально на ресурсный метод не переходит. Тут есть над чем подумать.

Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ

В совещании приняли участие представители Экспертного управления Президента России, Контрольного управления Президента России, Российского Союза строителей, Аппарата Счетной палаты России, Минэнерго России, Главгосэкспертизы России, ПАО "АЛРОСА", АО "СтройТрансНефтеГаз", ООО "Стройгазмонтаж", Российского Союза Строителей, Союза инженеров-сметчиков, ООО "Трансстроймеханизация", ПАО "Транснефть", ОАО "РЖД", Ассоциации "Росасфальт", ДСК "Автобан", ООО "Интер РАО" - всего более 40 участников.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы повестки:
1. О рассмотрении нормативных актов и методических документов, разработанных Минстроем в рамках совершенствования системы ценообразования при проектировании и строительстве.
2. О методологии определения сметных цен на затраты труда, на эксплуатацию машин, на материалы и оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства.
3. Вопросы разработки НЦС для объектов промышленного строительства.
4. Актуализация и дополнение государственных сметных норм.
5. Гармонизация ФСНБ-2017 и отраслевых сметных нормативов.

Вел совещание заместитель Министра строительства и ЖКХ России Хамит Мавлияров.

Открывая совещание, Хамит Мавлияров обозначил позицию Минстроя по вопросу сроков начала внедрения ресурсной модели ценообразования в строительстве на объектах бюджетного финансирования: «…предлагается обсудить срок - 1 сентября 2018 года, чтобы все участники бюджетного и инвестиционно-строительного процесса были готовы. У Минстроя России нет желания специально форсировать этот процесс, так как нам нужно отработать все методики, а главное запустить размещение достоверной ценовой информации в Федеральной Государственной системе «Ценообразование в строительстве» ФГИС ЦС. Учитывая, как идет наполнение системы в первом квартале следующего года при расчете средневзвешенных цен производителей материалов нам придется использовать и методы сравнительного анализа и индексации по однородным группам ресурсов. В дальнейшем нам необходимо добиться стопроцентной гарантии соответствия цен реалиям на рынке. Прошу высказаться по данному вопросу и поддержать нашу позицию.

На прошлом совещании мы приняли решение о создании нескольких Рабочих групп - в частности - по методологии определения сметных цен на затраты труда, на эксплуатацию машин, на материалы и оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства. Прошу руководителей групп доложить о процессе их формирования и сроков представления в Минстрой предложений по соответствующим методикам.

В целом - мы хотим выстраивать процесс совершенствования системы ценообразования в тесном взаимодействии с профессиональным сообществом, крупными компаниями, работающими на бюджетных стройках, государственными корпорациями, которые попадают в сферу положений принятого законодательства в области ценообразования и сметного нормирования.

Переход на ресурсную модель направлен на повышении достоверности и «прозрачности» сметной стоимости при бюджетном финансировании. Мы не собираемся как-то лезть и регулировать отношения во внебюджетной сфере. Там это все должно регулироваться договорными ценами и контрактами.

По результатам работы в первом полугодии 2017 года мы должны выйти в Правительство с предложением о принятии нормативного акта, а может и законодательного решения о переходе на ресурсную модель. К этому сроку необходимо отработать и все методические документы. Если будет необходимость, возможно, и отменить часть уже принятых методик и ввести их с учетом переработки….».

На совещании с докладами выступили:
Ольга Гаращенко - зам. председателя Комитета РСС по ценообразованию в строительстве
Павел Горячкин - президент Союза инженеров-сметчиков
Елена Полль - Директор Департамента экспертизы конкурсной документации и формирования договорных цен АО "СтройТрансНефтеГаз"

В своем выступлении президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин сообщил о формировании Рабочей группы по методологии определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, плане ее работы и сроках представления в Минстрой предложений.

Перечень вопросов, предлагаемых к обсуждению на заседании Рабочей группы:
- О необходимости переработки (внесении изменений) Методики определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов (Утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. N 999/пр).
- О корректировке нормативных показателей затрат на выполнение всех видов ремонтов, технического обслуживания, диагностирования машин.
- О корректировке средних показателей годового режима работы машин и механизмов.
- Об учете особенностей разработки сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов зарубежного производства.
- Об учете механизированного инструмента в составе Государственных сметных нормативов.
- О корректировке методологии расчета средневзвешенной восстановительной стоимости машин и др.

Павел Горячкин поддержал предложение заместителя Министра строительства Х.Мавлиярова о переносе срока начала внедрения ресурсной модели ценообразования в строительстве на сентябрь 2018 года и предложил обозначить дату - с 30 сентября.

При этом речь должна идти только о новых объектах строительства (начинаемых проектированием) и конкурсных процедурах (государственных закупках в сфере строительства), по которым начальная (максимальная) цена контрактов будет формироваться на основании новой проектно-сметной документации.

Докладчик отметил, что при переходе к ресурсной модели следует исключить необходимость перерасчета сметной документации, переходящих остатков сметной стоимости по ресурсной модели в части уже заключённых и исполняемых контрактов на ПИР, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и т.д. За период до сентября 2018 года по результатам мониторинга цен за IV квартал 2017 года (срок публикации цен в ФГИС ЦС - 25 февраля 2018 года), мониторинга цен в I - III кварталах 2018 года отработать и устранить выявляемые недостатки и погрешности в технологии сбора, обработки и представления данных текущих сметных цен строительных ресурсов, в том числе на отдельных пилотных проектах и моделях. И уже по итогам выходить с предложением в Правительство России о принятии соответствующего нормативно-правового акта о переходе на ресурсный метод ценообразования в строительстве.

В части вопросов совершенствования ФГИС ЦС и методологии ценообразования докладчик высказал ряд предложений, в частности:
- Согласно Положению о ФГИС ЦС и мониторингу цен, "...в числе лиц, предоставляющих информацию о ценах - юридические лица и их обособленные подразделения, осуществляющих деятельность по производству строительных материалов, машин и механизмов, включенных в Классификатор строительных ресурсов, выручка которых за предшествующий календарный год составляет не менее 10 млн. рублей...". Указанный объем годовой выручки слишком мал! Это может привести к тому, что в ФГИС ЦС могут попасть сомнительные производители, не обеспечивающие надлежащее качество строительных материалов. Предлагаем установить порог годовой выручки не менее 100 млн. рублей.

При регистрации производителей необходимо ввести требование об указании не только юридического адреса, но и адресов расположения производств, складов готовой продукции, баз комплектации и подъездных железнодорожных путей (если таковые имеются). Если внимательно проанализировать локацию производителей (поставщиков) в Яндекс картах Системы ФГИС ЦС, то можно увидеть, что многие (не все, но многие) из них указаны или по юридическому адресу, или по адресу расположения администраций (руководства), а не производств (складов).

Необходимо ввести соответствие кодов Классификатора строительных ресурсов КСР-2016 (приказ от 02.03.2017 г. №597/пр) и Классификатора по приказу от 29 сентября 2017 г. № 1400/пр. В новой версии Классификатора не только добавлены новые ресурсы, но изменены многие наименования и коды отдельных разделов и групп, самих ресурсов и единицы измерения. Многие позиции в группах - теперь начинаются не с -0001, а с -1001. Фактически - предыдущей редакцией КСР (приказ от 2 марта 2017 г. № 597/пр) уже почти невозможно пользоваться. Кроме того, ГЭСН и ФЕР в редакции 2017 года (приказы №№1038/пр и 1039/пр от 30 декабря 2016 года) сформированы на базе КСР-2016.

При работе с данными ФГИС ЦС необходимо исключить ситуацию, когда если конкретный материальный ресурс не производится на территории региона, то следует искать производителя в других регионах, то есть "блуждать" по ФГИС ЦС в его поиске.

Для решения предлагается: включить в ФГИС ЦС и крупных региональных поставщиков (дилеров, торговых представительств и т.п.), обеспечивающих поставку, комплектацию, промежуточное хранение материалов и оборудование и работающих с производителями напрямую. При этом отмечено, что крупные поставщики, зачастую способны обеспечить поставки ресурсов по ценам, даже ниже текущих отпускных цен самого производителя.

Кроме того, в ФГИС ЦС по всем регионам РФ должны быть представлены (в разрезе каждого региона) сметные цены по всей номенклатуре ресурсов, независимо от того является ли данный ресурс привозным с другой территории или местным материалом. Для этого предлагается установить правило, согласно которому под ценой в регионе (субъекте РФ) понимается цена для города - административного центра региона на условиях франко-транспортное средство для местного производителя, а для привозных материалов - франко-станция (пристань, порт, аэропорт) назначения или франко-транспортное средство в точке передачи груза на территории административного центра. В этом случае сметная (отпускная) цена в ФГИС ЦС для привозных материалов будет всегда учитывать их доставку до административного центра, и предусматривать последующий расчет транспортной составляющей только в части внутригородских (областных, районных) перевозок.

К примеру, в городе - административном центре региона "А" нет производителя теплоизоляционных материалов. Производитель находится в другом регионе "Б". В этом случае для региона "Б" в ФГИС ЦС публикуется сметная (отпускная) цена франко-транспортное средство на складе готовой продукции производителя, а для региона "А" - цена с доставкой в регион по виду франко передачи груза.

Павлом Горячкиным предложены и другие методические подходы к определению транспортных затрат, в том числе отмечена необходимость упрощенного учета т.н. "вспомогательных" (прочих) материалов и упрощенного расчета транспорта на стадии "Проект".

С другой стороны, в части объектов, расположенных на удаленных от районных центров и сложившихся логистических маршрутов и схем территориях, наоборот, необходимы более детализированные подходы и методики учета природно-климатических условий, сезонных факторов, состояния и самого наличия дорог и других путей доставки строительных грузов.

В заключение выступления докладчик выразил надежду, что при совместной конструктивной работе Минстроя России, специалистов, профессионального сообщества, крупных строительных организаций, министерств и ведомств, заказчиков и т.д. проводимая реформа ценообразования в строительстве станет не объектом постоянной критики, а реальным механизмом оптимизации стоимости строительства и повышения ее достоверности для всех участников.

Тема формирования сметных цен и расчета транспортной составляющей была также освещена в докладе Полль Елены Борисовны - Директора Департамента экспертизы конкурсной документации и формирования договорных цен АО "СтройТрансНефтеГаз" и сообщении Старцева Спартака Михайловича - начальника управления ценообразования ПАО "Транснефть". В частности докладчик указал, что принятые методики Минстроя по данным вопросам абсолютно не применимы в условиях строительства уникальных объектов нефтегазового комплекса в условиях их удаленности и, зачастую, при отсутствии дорог с твердым покрытием.

Пресс-служба Союза инженеров-сметчиков