Русский синодальный перевод. Большая христианская библиотека Одержимая бесом девушка

16:1-3 Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин,
2 и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии.
В разделённой религиозной семье, где один верующий во Христа, а другой - нет, как видим, возможно воспитать ребёнка в учении и наставлении Господнем. Тимофей выбрал мировоззрение матери, а не отца, поэтому и стал учеником Христа.
О
Тимофее хорошо свидетельствовали братья не только в Листре, но и в Иконии, а значит, успех и рвение его были явными и очевидными для всех. К тому же, он смог за короткий период времени заинтересовать собою Павла, и Павел увидел, что они одного с ним духа.

Для того, чтобы и с нами желали сотрудничать в деле Божьем - и нам не помешает давать о себе хорошее свидетельство собою и делами своими.

Его пожелал Павел взять с собою;
Если бы Павел не путешествовал, то и не встретил бы Тимофея на своем жизненном пути.
Итак, Павлу понравился Тимофей в качестве сотрудника. Да вот беда: он был «полукровка», необрезан, отец у него – грек, а мать - Иудеянка. И после скандала в Антиохии с иудеями по обрезанию язычников – Павел имел ввиду, что подобное может и в других городах повториться, что преткнёт и Тимофея и слушающих их проповедь.

ПисьмА от авторитетов Иерусалима для Антиохии с разрешением не обрезываться язычникам – у него, судя по всему, не было: оно могло остаться как удостоверение в Антиохии.
А ходить им с Тимофеем – много и долго через строй иудеев, всё ещё ревностных по Моисееву закону. Что было делать для облегчения задачи проповедовать с Тимофеем-греком, но без лишних эксцессов при столкновении с иудеями?

и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин.
Чтобы посадить росток даже в земляную почву, сначала трудятся над землёй: вскапывают, разрыхляют, удобряют. Тем более много труда придётся вложить, если речь идёт о "почве" сердец слушающих: Павел понимал, что сила инерции религиозного мышления у иудеев - велика, и для перемены их убеждений нужно время (пока действовал храм - иудеев было сложно переубедить, что обрезание - ничто).
Поскольку обрезание не было грехом, он побудил Тимофея ради спокойствия иудеев совершить акт обрезания, который иудеи свято чтили. Иначе иудеи бы не восприняли ни апостола Павла, ни Тимофея - в качестве служителей Бога и Христа Его (см.принцип 1Кор.9:19 )

Итак, Павел принял решение обрезать Тимофея и этим – заградить всякие уста Иудеям, но открыть дверь для беспрепятственной проповеди в паре с Тимофеем.
Это примерно как русскому в Шотландии пришлось бы ходить на проповедь в юбке и без галстука. Ради того, чтобы приобрести шотландцев.
Так и Тимофей ради приобретения для Христа почитателей Моисеева закона – он и сам сделался по плоти почитателем того же.

16:4,5 Проходя же по городам, они предавали [верным] соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме.
5 И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.
Однако, проходя по языческим городам, они никого из язычников не призывали обрезываться, рассказывая ВЕРНЫМ (не всем подряд, чтобы не вызывать раздоров) о решении Иерусалимского совещания для Антиохии - не заставлять новеньких, прилагаемых к церкви Христовой, обрезываться.

Обратим внимание на то, что Тимофей не возмущался решением Павла в отношении его обрезания, хотя обрезаться в его возрасте только ради щепетильности иудеев – было делом непростым и очень болезненным. Хотя он вполне мог бы сказать Павлу, например, и так: «пусть принимают новый свет и учатся не претыкаться, это их проблемы, если они младенцы - пусть взрослеют. Почему это я должен из-за них страдать?»
Но Тимофей был Божий воин, потому и сказать так не мог, потому и на такие жертвы пошёл.
По сравнению с жертвой Христа – претерпеть обрезание ради расширения имения Иеговы – сущий пустяк. А имение Его всё таки успешно расширялось: количество собраний в тех городах росло.

16:6-8 Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии.
Не были допущены они духом святым в Асию и Вифанию, куда сами хотели идти. Как это понять?
Просто либо какие-то обстоятельства помешали им посетить эти города на тот момент. Либо свыше им было это запрещено открытым текстом.

Но интересно, что апостолы приложили усилия для того, чтобы проверить им направление своё в разных направлениях: не получилось в Асию, направились в Вифанию, и не решили для себя, что если в Асию не допущены - то это верный знак отдыхать и вообще ничего не делать:
7 Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их.
8 Миновав же Мисию, сошли они в Троаду.

Как видим, служение Богу, в особенности, дело проповеди - находится под контролем "вышних" и всё будет по небесному сценарию в итоге, а не по человеческому рассуждению: Бог может вмешаться в любое событие на земле, если сочтёт нужным. Но если Он и не сочтёт нужным вмешаться, то это не всегда означает, что всё, что происходит в Его народе - Бог одобряет.
Например, Он не всегда вмешивался в поклонение Ветхозаветных времён, допуская и ошибки служителей Своих (Пасху праздновали много веков неправильно до Езекии) и «курение» на высотах (частичное отступничество). Но это не означало, что Он одобрял и неверное понимание празднования Пасхи и «курение» на высотах.

А потому незачем переживать, если что-то идёт не так, как нам хотелось бы, хотя мы и старались сделать что-то из самых лучших побуждений. Павел с Тимофеем не расстроились ничуть из-за того, что не оправдались их ожидания по проповеди в Асии.

16: 9,10 И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам.
10 После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там.
По замыслу Бога им нужно было двигаться в Македонию: видение от Бога помогло им сориентироваться в этом направлении. Позже они поняли – зачем.

16:11,12 Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь,
12 оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней.
Как видим, в этом путешествии по Македонии Павла и Тимофея сопровождал автор книги «Деяния» - врач Лука.

16:13 ,14 В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися [там] женщинами.
14 И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел.

При случае в субботу они проповедовали женщинам местного дома молитвы, и одна из них СЛУШАЛА, и потому - с помощью Божьей ВМЕСТИЛА то, ЧТО говорил Павел.
А другие, выходит, не слушали? Слушали тоже. Однако, видимо, недостаточно внимательно или их не очень интересовало содержимое проповеди Павла. Лидия же была духовно готова к тому, чтобы воспринимать слова Павла, ибо говорят люди, а сердца отверзает Господь.

А если бы Лидия не слушала - вряд ли она пожелала бы стать христианкой и была приобретена для Христа. Воистину вера - от слышания слова Божьего, не расскажешь - и не услышит никто.

16:1 5 Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите [у] [меня]. И убедила нас. Судя по тому, что все её домашние также пожелали креститься – Лидия и сама проделала с ними немалую духовную работу по разъяснению замысла Бога.
Так Павел с Тимофеем положили начало обращению в христианство и в Македонии.

16:16-18 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И [дух] вышел в тот же час.
Не много есть отрывков в Писании, из которых мы можем получить сведения о способностях дУхов. Какую информацию можно извлечь из этого случая встречи Павла с прорицательницей?

1) Она говорила правду, не была агрессивно настроена, а, наоборот, если бы Павел не вмешался, то у наблюдавших за нею наверняка сложилось бы впечатление, что она помогает Павлу нести слово Божье, и что у служанки - дух от Бога, такой же, что и у Павла.

2) Павлу не понравилось то, что делала эта служанка несмотря на то, что она говорила правду о Павле и его сотрудниках в деле Божьем. Значит, они были водимы разные духами: Павел - Божьим, она - демоническим, иначе Павел не воспротивился бы её духу.

3) Всё, что исходило от духа Божьего, пребывающего в Павле (исцеления, воскрешения и т.д.) - Павел делал бесплатно, ибо написано: даром получили - даром и отдавайте.

Прорицательница же за свои необычные способности брала плату.

4) Эта способность предсказывать не имела никакого отношения к самой женщине потому, что сразу, как только из неё дух был изгнан, она потеряла эту способность.

Итак, как видим, духи демонические (ибо на духовном чуде только демоны зарабатывать приспосабливаются) – также могут знать и даже говорить правду о Божьих служителях, о том, что они возвещают путь спасения. Только эта правда была не к месту: она мешала Павлу с Тимофеем проповедовать.
Выходит, демоны разными способами мешают христианам, даже при помощи правды, если правда произносится не к месту или не ко времени.
Пришлось благовестникам Божьим изгнать демонов из этой девушки с тяжкими последствиями для себя.

Выдержка из исследований учёных Даласской семинарии :
Деян. 16:16-18 . Хозяева некоей молодой рабыни наживались на ее "способностях", ибо она была одержима духом прорицательным. (В греч. тексте здесь стоят два слова: "духом, питоном". Существовало поверье, что в греческом городе Дельфах бог Аполлон воплотился в огромную змею - питона. Считалось, что главной жрицей дельфийского храма Аполлона владел дух этого бога, воплотившегося в питона; он и давал жрице способность "прорицать" будущее. Отсюда возникло представление, что и всякий, в кого вселялся "дух питона", делался способным предсказывать грядущее.) Вообще-то молодая рабыня просто была во власти демона (демоны "пользуются" теми, кто поклоняются лжебогам; сравните 17:23; 1-Кор. 10:20).

16:19-24 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

Итак, ушли из девушки демоны – ушла с ними и её способность предсказывать. Естественно, хозяева «курочки», несущей «золотые яйца», решили Павла с Силой наказать, но постеснялись назвать истинную причину своего возмущения: свой чисто меркантильный интерес они замаскировали под благородным предлогом беспокойства о том, как бы в Риме не переняли неправильного служения Богу.

схватили Павла и Силу . Павла и Силу схватили, поскольку они были иудеями, возглавлявшими группу миссионеров. Их спутники были язычниками (Лука - родом из Антиохии Сирийской и Тимофей - из Листры, язычник по отцу), и они не подверглись обвинению. (Женевская )
О, да, это была серьёзная причина для массового недовольства. Весь народ воспользовался этой причиной и поволок благовестников к местным воеводам с тюрьмой и всеми вытекающими.

Вот и выходит: главное в этом мире - красиво сформулировать обвинение и знать перед кем это проделать в надежде, что разбираться никто и ни в чём не станет.

Удивительно, что в таких случаях и народ тоже подвизается с большой готовностью поучаствовать в событии, причем - бездумно и на эмоциях. Народ вообще редко в большинстве случаев в массе своей мыслительными способностями пользуется: ведь если бы поразмыслили, то подняли бы для себя вопросы «Какой силой Павел духа из служанки изгнал? Если дух Павла сильнее, то какой же дух тогда был изгнан из служанки? И может ли такое быть, чтобы дух от Бога был слабее нечистого духа (если допустить, что в служанке был дух Божий)?»

А если бы вопросы подняли - то и ответить на них смогли бы разумно. Но, увы, в случаях с массовым психозом вариант размышления почему-то напрочь отсутствует.

16:25-3 1 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
Избитые Павел с Силой, тем не менее, в тюрьме не унывали, а воспевали Иегове. И Он услышал песнь их. В результате этих чудных происшествий ещё одна семья язычников нашлась для Иеговы: не только - нет худа без добра, но и наоборот, выходит, бывает.

Интересная метаморфоза с темничным стражем произошла:
27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
29 Он потребовал огня, вбежал [в темницу] и в трепете припал к Павлу и Силе,
30 и, выведя их вон, сказал: государи [мои]! что мне делать, чтобы спастись?
31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
С трах перед начальством чуть не побудил его от отчаяния лишить себя жизни. Однако ему было сказано, чтобы он уверовал - и так спасётся весь его дом.
Означает ли это, что достаточно было стражнику уверовать самому, чтобы автоматически спасение распространилось на всех его родственников?
Нет: дальнейший текст показывает, что означает спасение домашних (всей семьи):

16:32-3 4 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все [домашние] его.
34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
С тражник привёл узников в дом, там домашние его омыли раны Павла тех, кто с ним, оказали им почётный прием, послушали проповедь Павла о Христе, уверовали и приняли крещение: весь дом стражника уверовал в Иисуса Христа. Именно ТАК (принятием и освящением Христа) возможность спастись распространилась на всех домашних стражника (не автоматически, не по одной лишь вере стражника).
Если бы стражник уверовал, а домашние стали сопротивляться - спасение не достигло бы их, но действовал бы принцип из Мтф. 10:34-37 (враги человеку - домашние его, ибо дом разделился бы на принявших Христа и отвергающих).
Тот же принцип показан Павлом в 1Кор.7:14, когда наличие в доме хотя бы одного верующего - это шанс обратить к Богу и остальных.

16:35- 40 Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей.
36 Темничный страж объявил о сем Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак выйдите теперь и идите с миром.

Разобравшись с делом Павла и понимая, что, побив их палками – они погорячились, воеводы решили выпустить их из тюрьмы без шума, тайно и без скандала, заметая следы собственной несправедливости.
Более того, выдавая Павлу своё решение отпустить их, они попытались придать своим действиям вид проявления милости или снисходительности: дескать, вы виновны и очень виновны, но мы решили очень строго вас не наказывать.
Однако Павел не дал сему лукавому плану сбыться, не захотел тихого исчезновения в небытие из этой тюрьмы и не дал им возможности умными в своих глазах выглядеть.

37 Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас.
38 Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане.
39 И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города.
40 Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились.
Павлу представилась возможность НЕ оставить этих бдителей общественного порядка - умными в глазах своих - Пр. 26:5. Хотя бы извиниться они должны были бы за беспредел, чтобы на будущее они не были такими хитрецами самоуверенными.

Заставив их извиниться – Павел не стал выжимать из них больше: ему достаточно было оправдать своё доброе имя христианина, показав им, что вины за ним не было.
Потому они с Тимофеем просто покинули тюрьму да и всё. Главное было сделано: теперь они не будут думать, что их несправедливые действия не всегда могут легко сойти с рук.
Служителю Божьему не гоже молчать, когда есть возможность вразумить и глупость «мудрых» в своих глазах – разоблачить

16:1 ученик, именем Тимофей. Павел нашел этого юношу в немногочисленной иудейской общине Листры. Так как отец Тимофея был грек, Тимофей не был обрезан. Но поскольку его мать была иудейкой, Павел посчитал, что, совершая над ним обрезание, он не нарушает принципа свободы язычников от закона.

16:6 через Фригию и Галатийскую страну. Это - южная часть обширной Галатийской провинции. В нее входили Фригия, Антиохия Писидийская и ее округ.

в Асии. Провинция Асия, расположенная в западной части Малой Азии, включала город Эфес, куда позже Бог послал Павла (гл. 19).

16:7 Дойдя до Мисии. Павел и Сила дошли до области, простиравшейся на северо-запад от Фригии.

16:8 Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. Троада - укрепленный морской порт на Эгейском море.

16:10 Здесь начинается первый раздел текста, где автор прибегает к местоимению "мы", подразумевая свое пребывание вместе с Павлом и Силой. См. Введение: Автор.

16:11 в Самофракию. Большой остров в северной части Эгейского моря.

а на другой день в Неаполь. Современный Кавала.

16:12 в Филиппы. Филипп II, царь Македонии (отец Александра Македонского) основал здесь большую греческую колонию, назвав ее - Филиппы. Римляне захватили ее в 167 г. до Р.Х. и присоединили к Македонской провинции своей империи.

16:13 молитвенный дом. Дословно: "место для молитвы". Согласно иудейскому закону, чтобы основать синагогу, требовалось, по меньшей мере, десять человек мужчин-иудеев. Если синагоги не было, выбиралось место для молитвы под открытым небом.

с собравшимися там женщинами. Женщины, вероятно, собирались неофициально, просто читали и изучали Писание и рады были участию в их собраниях любого иудейского наставника, кому случалось посетить их.

16:14 из города Фиатир. Расположенные километрах в пятидесяти к юго-востоку от Пергама, Фиатиры были городом древнего Лидийского царства; позднее вошли в состав Асийской провинции Римской империи. Фиатиры были знамениты своими красильнями и производством пурпурных тканей (напр., царской багряницы).

Господь отверз сердце ее. Необходимо особое Божественное озарение и воздействие, чтобы сердце, ослепленное грехом, отозвалось на благовестие (Иер. 13,23; Ин. 6,44.65; Рим. 9,16; 1 Кор. 2,14). Благодаря такому призыву Божию все, кто был избран Богом в Его любви, приходят к вере (13,48; 2 Фес. 2,13.14; 2 Тим. 1,9.10).

16:15 крестилась она и домашние ее. На протяжении всей истории искупления Бог нередко изливал Свою милость на целые семейства (Быт. 17,7-14; Деян. 2,38.39; 11,14; 16,31). Крещение целых домов в Книге Деяний - яркие тому пример (10,47.48; 16,31-33; ср. 1 Кор. 1,16). Учитывая, что такие крещения были, видимо, обычной практикой, можно с уверенностью предположить, что она охватывала детей и даже младенцев.

16:16 одержимая духом прорицательным. Букв.: "духом Пифона". Первоначально это выражение относилось к мифическому змею, который охранял храм и святилище греческого божества Аполлона в Дельфах. Позднее оно стало обозначать одержимого демоном человека или чревовещателя. Жители Филипп, вероятно, считали ее одержимой демоном, предсказывавшим будущее.

16:17 Бога Всевышнего. Иудей отнес бы такое определение к Яхве, язычник - к Зевсу.

16:18 именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. В соответствии с общепринятым значением имени "Бог Всевышний" всем было понятно: Павел стремился передать мысль, что Иисус, будучи Богом, изгнал демона.

16:19 схватили Павла и Силу. Павла и Силу схватили, поскольку они были иудеями, возглавлявшими группу миссионеров. Их спутники были язычниками (Лука - родом из Антиохии Сирийской и Тимофей - из Листры, язычник по отцу), и они не подверглись обвинению.

16:21 проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Обвинение состояло в том, что Павел и Сила распространяли незаконную религию и тем самым нарушали "римский мир" (римский правопорядок).

16:22 сорвав с них одежды, велели бить их палками. Павел и Сила были римскими гражданами (ст. 37) и по римским законам не должны были подвергаться такому обращению.

16:26 отворились все двери. Ср. 5,19; 12,10.

16:27 хотел умертвить себя. По римскому законодательству, если пленник совершал побег, тюремщик должен был принять смерть вместо него (12,19).

16:31 ты и весь дом твой. См. 2,38.39; 10,24.48; 16,15 и ком.

16:37 нас, Римских граждан. Павел решительно прибегает к своему праву римского гражданина не подвергаться побоям и пыткам. Если римских граждан судил римский суд, они имели право апеллировать по своему делу к императору (25,11; 26,32).

16:40 пришли к Лидии. Ранние христиане часто собирались на свое богослужение в частных домах (ср. Флм. 1,2).

увидев братьев. Слово "братья" обычно относится ко всем верующим; в данном случае оно включает Лидию и ее домашних, служанку, а также, вероятно, темничного стража с его домашними и Луку, который в то время был в Филиппах.

Прииде же в Дервию и Листру: и се ученик некий бе ту, именем Тимофей, сын жены некия иудеаныни верны, отца же еллина: Иже свидетельствован бе от сущих в Листрех и Иконии братии. Сего восхоте Павел с собою изыти: и приемь обреза его, иудей ради сущих на местех онех: ведяху бо вси отца его, яко еллин бяще.

Бысть убо распря. Между Павлом и Варнавою произошло некоторое недоразумение; один стоял на почве справедливости, а другой хотел поступиться справедливостию, но каждый имел одну цель - служение вере. Причина недоразумения следующая. На евангельском пути сопутствовал им от Палестины до Пергии памфилийской некто Марк, который, как человек слабый, отстав от апостолов, возвратился в Палестину, не отрицаясь однако же Христа, но отказываясь от дальнейшего путешествия, как трудного для него. Между тем Павел и Варнава возвратились с обильными плодами веры и благочестия и благовествовали находившейся в Иерусалиме церкви об обращении и покаянии язычников. Когда же стали воздавать Павлу и Варнаве хвалу за их подвиги, Марк опечалился, смутился душою; потому что подумал: если бы и я был с апостолами, то и я сделался бы участником в их славе; и потому снова пожелал сопутствовать им. Варнава принимал его, как раскаявшегося; а Павел настаивал, что не следует брать с собою, на дело Господне, человека, который не мог сопутствовать им прежде. Итак разномыслие имело характер не несправедливости, а правды и проистекало от недоразумения. Павел требовал правды, Варнава - человеколюбия. Расходясь в мнениях, они сходились в чувстве благочестия; и разделились не по вере и убеждениям, а по человеческому недоразумению. Случилось же это по Божьему устроению; потому что как только они расстались, Варнава взял с собою Марка и пошел своим особым путем. Но строгая точность Павла принесла и Марку свою пользу; так как своим рвением он старался загладить прежнюю оплошность. Павел советовал в церквах не принимать Марка, не с тем, чтобы опечалить его, но чтобы сделать его ревностнее; и когда увидел, что Марк явил успехи ревности и оправдал себя своими последующими действиями, начинает одобрять его и говорить: целует вы Марко анепсий Варнавин, о немже приясте заповеди: аще приидет к вам, приимите его (Колосс. 4, 10). То же замечаем и между пророками, то есть, замечаем различие в мнениях и нравах: так Илия - строг, Моисей - кроток. Точно также и здесь: Павел является настойчивее Марка. Но посмотри: он в то же время и снисходителен. Глаголаше, говорится, то есть, он не горячился, но требовал настойчиво не брать Марка. Итак что же? Павел и Варнава разлучились врагами? Да не будет! В посланиях Павла ты находишь, что Варнава имел после этого много похвал от Павла. Мне кажется даже, что они разлучились по взаимному согласию, сказав друг другу: так как ты не хочешь, чего я хочу, и наоборот; то, чтобы не спорить, изберем для проповеди различные местности. Так они и поступили, вполне уступив друг другу. А написано это в наше назидание, чтобы предостеречь нас от падения; потому что нам, как людям, нельзя обойтись без распрей, но в распрях следует делать взаимные уступки. Но для Марка распря эта была как нельзя более полезна. Павлова строгость исправила его, а Варнавина снисходительность ободряла его не оставлять еще призвания. Итак Павел и Варнава спорят; но из спора выходит одно следствие - польза. Смотря на Павла, решающегося разлучиться с Варнавою, Марк сильно испугался и обвинил себя; а смотря на Варнаву, который так защищал его, Марк сильно полюбил последнего. И ученик исправляется распрею учителей; так далека была эта распря от того, чтобы послужить соблазном. Прохождаше же Сирию и Киликию, утверждая церкви. Прежде, чем идти в другие города, посещает те, которые приняли уже слово Божие. Так поступаем и мы: первых людей прежде наставляем, чтобы они не послужили препятствием для наставления последующих. И се ученик некий бе ту, сын еллина. Замечательно, что иудеи так пренебрегали законом, что своих дочерей выдавали за еллинов и женились на еллинах. И приемь обреза его, иудей ради. Достойна великого удивления мудрость Павла. Он, который так ратовал против обрезания язычников и который давал толчок всему, пока не решили вопроса, обрезал своего ученика. Он не только другим не запрещал этого, но даже сам делает это. В каждом деле он имел в виду пользу и ничего не делал без цели. И тому нужно удивляться, как еще Павел расположил его к обрезанию. Иудей ради сущих в местех онех: потому что они никак не решились бы слушать слово Божие от необрезанного. И что же? Обрати внимание на оправдание этого поступка. Павел обрезал Тимофея для того, чтобы уничтожить обрезание; он не поддерживал обрезания, а хотел выполнить величайшую и всем апостолам приятную задачу; потому что, если бы Тимофей не был обрезан и в то же время был бы учителем иудеев, то все отшатнулись бы от него. Если уже иудеи так сильно обвиняли Павла за Трофима ефесского, так как думали, что Павел ввел его в храм (а он был из еллинов); то что пришлось бы перенести самому Павлу, если бы при нем находился учителем же человек необрезанный? Но посмотри: он оправдан и в мнении апостолов, и говорит в храме об исполнении этого оправдания. Все он делал ради спасения иудеев. Пожалуй, можно указать, что и Петр прикрывался личиною иудейства… И это нисколько не вредило апостолам; а напротив то, что иудеи имели таких учителей, которые, по их мнению, соблюдали закон, - послужило поводом к их обращению и началом их веры во Христа.

И якоже прохождаху грады, предаяше им хранити уставы сужденныя от апостол и старец, иже во Иерусалиме. Церкви же утверждахуся верою, и прибываху в число по вся дни. Прошедше же Фригию и Галатийскую страну, возбранени быша от Святаго Духа глаголати слово во Асии. Прешедше же Мисию, покушахуся в Вифинию поити: и не остави их Дух. Прешедше же Мисию, снидоша в Троаду. И видение в нощи явися Павлу: муж некий бе македонянин стоя, моля его и глаголя: пришед в Македонию, помози нам, И якоже видение виде, абие взыскахом изыти в Македонию, разумевше, яко призва ны Господь благовестити им. Отвезшеся же от Троады приидохом в Самофрак, воутрие же в Неаполь: Оттуду же в Филиппы, иже есть первый град части Македонии Колониа, бехом же в том граде пребывающе дни некия.

Предаяше им хранити уставы. Хранити, говорится, уставы, - не тайны воплощения, но наставления огребатися от идоложертвенных и крови и удавленины и блуда; что касается устройства правильной жизни. Возбранени быша от Святаго Духа глаголати слово во Асии. Почему воспрещено было им проповедовать в Азии - об этом не говорит; но о том, что воспрещено было это им, сказал, научая этим нас повиноваться и не требовать отчета, и показывая, что часто они действовали и по-человечески. Дух запрещает апостолам проповедовать в Азии и Вифинии; так как предвидел, что тамошними жителями овладеет ересь духоборцев. И видение в нощи явися Павлу: муж некий македонянин и т. д. Уже не чрез ангела, как Филипп и Корнилий, но в видении получает откровение Павел, - более человеческим уже образом. Где легко убедить, там так, более человеческим образом; а где требуется большое усилие, там откровение бывает в форме более божественной. Нужно заметить, что в этих городах с Павлом был и Лука. Это видно из того, что последний объединяет свою личность с первым, когда говорит: взыскахом, приидохом, изыдохом.

В день же субботный изыдохом вон из града при реце, идеже мняшеся молитвенница быти и седше глаголахом к собравшымся женам. И некая жена именем Лидиа, порфиропродалница от града Фиатирскаго, чтущи Бога, послушаше: ейже Господь отверзе сердце, внимати глаголемым от Павла. Якоже крестися та, и дом ея, моляше ны глаголющи: аще усмотристе мя верну Господеви быти, вшедше в дом мой, пребудите: и принуди нас.

При реце. Это случилось более потому, что там, по причине малочисленности иудеев, не было синагоги, и особенно набожные из них тайно собирались вне города при реке. Как народ более плотской, иудеи там, где не было синагоги, молились и вне ее, определяя для этого какое-либо место, - молились и по субботам, когда обыкновенно собирался и народ. Аще усмотристе мя верну Господеви. Посмотри, как любомудра жена: сначала сама засвидетельствовала, что Бог призвал ее. Обрати также внимание и на ее скромность. Это - женщина простая, и, по ремеслу, говорится, порфиропродалница, то есть, она продавала материи, окрашенные в пурпур. И дееписатель не стыдится упомянуть об ее ремесле. Не сказал: если вы увидели, что я великая женщина, или: что я благочестивая женщина, но говорит: аще усмотристе мя верну Господеви. Если Господеви, то тем более вам. Не просто просила их к себе в дом, но предоставила дело на их волю, хотя и сильно настаивала на своем желании.

Бысть же идущым нам на молитву, отроковица некая имущая дух пытлив срете нас, яже стяжание много даяше господем своим, волхвующи. Та последовавши Павлу и нам, взываше глаголющи: сии человецы раби Бога вышняго суть, иже возвещают нам путь спасения. Се же творяше на многи дни: стужив же си Павел, и обращся, духови рече: запрещаю ти именем Иисуса Христа, изыди из нея. И изыде в том часе. Видевше же господие ея, яко изыде надежда стяжания их, поемше Павла и Силу, влекоша на торг ко князем. И приведше их к воеводам, реша: сии человецы возмущают град наш, иудее суще: И завещавают обычаи, яже не достоит нам ни приимати ни творити, римляном сущым.

Имущая дух… Что это за демон? Называют его, по месту, богом Пифоном. Он хотел ввести апостолов в искушение. Иначе это та женщина - Пифия, о которой говорят, что она садилась на треножник Аполлона, раздвинув ноги, и что злой дух, поднимаясь из углубления, находившегося под треножником, проникал в нее и приводил ее в исступление; тогда она приходила в бешенство, испускала из рта пену, и в состоянии такого исступления произносила бессвязные слова. Сии человецы раби Бога вышняго суть. О дух нечистый! если ты знаешь, что они возвещают путь спасения, то почему не удаляешься их? Стужив же си Павел, Т. е. быв возбужден и взволнован. Заградив ей уста, хотя она говорила и истину, он научает нас не допускать к себе демонов, хотя бы они принимали вид, что защищают истину, но преграждать им всякий повод к соблазну и не слушать ничего, что они говорят. Если бы Павел обратил внимание на свидетельство этого духа, то последний обольстил бы многих из верующих. Поэтому Павел на первый раз только не принял, а отверг его свидетельство, не желая увеличивать числа своих знамений. Но когда дух упорствовал, тогда Павел повелел ему выйти из отроковицы. Итак дух действовал коварно, Павел же разумно. Видевше же господие ея, яко изыде надежда стяжания их. Везде виною зла - деньги. В видах обогащения господа отроковицы желали, чтобы она одержима была бесом. Посмотри: они и демона не хотят знать, но поглощены одною своей страстью - сребролюбием. Демон говорил, что человецы сии раби Бога вышняго суть, а они говорят, что человецы сии возмущают град наш; демон говорил, что они возвещают нам путь спасения, а господа отроковицы говорят, что они завещавают обычаи, яже не достоит нам приимати.

И снидеся народ на них: и воеводы растерзавше им ризы, веляху палицами бити их. Многи же давше им раны, всадиша в темницу, завещавше темничному стражу, твердо стрещи их. Иже таково завещание прием, всади их во внутреннюю темницу, и ноги их заби в кладе. В полунощи же Павел и Сила молящеся пояху Бога: послушаху же их юзницы. Внезапу же трус бысть велий, яко поколебатися основанию темничному: отверзошася же абие двери вся, и всем юзы ослабеша. Возбужден же темничный страж, и видев отверсты двери темницы, извлек нож, хотяше себе убити, мня избегша юзники. Возгласи же гласом велиим Павел, глаголя: ничтоже сотвори себе зла: вси бо есмы зде. Просив же свещи вскочи, и трепетен быв, припаде к Павлу и Силе. И извед их вон, рече: господие, что ми подобает творити, да спасуся? Она же рекоста: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешися ты и весь дом твой. И глаголаста ему слово Господне, и всем, иже в дому его. И поемь я в тойже час нощи, измы от ран, и крестися сам и свои ему вси абие. Введ же я в дом свой, постави трапезу, и возрадовася со всем домом своим, веровав Богу.

И снидеся народ на них. Творить чудеса и учить было делом Павла, а в опасностях принимал участие с ним и Сила. Прими к сведению, что и демоны знают о том, что распятый Иисус есть вышний Бог, а Павел раб Его; что сам он утверждал, говоря: Павел раб Иисус Христов (Рим. 1, 1). Внезапу же трус бысть велий, так что темничный сторож пробудился; и отворились двери, так что случившееся изумило его. Но узники не видели этого; иначе все они бежали бы. А чтобы сторожу не показалось, что это случилось само собой, последовало вслед за землетрясением и то, что двери отворились, свидетельствуя ему о необычайности этого явления. Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешися ты и весь дом твой. И в темнице не давал себе покоя Павел; и тут он привлек к себе темничного стража и совершил это прекрасное пленение. И поем я в тойже час нощи, измы от ран. Им страж омыл раны, а сам омыт был от грехов, И возрадовася со всем домом своим, веровав Богу, хотя и ничего не получил, кроме благих слов и благих надежд.

Дню же бывшу, послаша воеводы паличники, глаголюще: отпусти человека она. Сказа же темничный страж словеса сия Павлу: яко послаша воеводы, да отпущени будут: ныне убо изшедше, идите с миром. Павел же рече к ним: бивше нас пред людми, неосужденных человеков римлян сущих, всадиша в темницу: и ныне отай изводят нас? ни бо: но да пришедше сами изведут нас. Сказаша же паличницы воеводам глаголы сия: и убояшася слышавше, яко римляне суть. И пришедше умолиша их, и изведше моляху изыти из града. Изшедше же из темницы приидоста к Лидии: и видевше братию, утешиста их, и изыдоста.

Павел же рече к ним:… И после того, как приказали воеводы, Павел не выходит из темницы; но, в назидание Лидии - порфиропродалницы и других, устрашает воевод, чтобы не подумали, что они освобождены по чьей-либо просьбе. Он даже обвиняет воевод в том, что они публично били их, - их, ни в чем не обвиненных и притом римских граждан. Видишь: часто поступали они так, как свойственно обыкновенным людям? Высказал же Павел это (т. е. то, что они римские граждане и ни в чем не обвинены) для того, чтобы не показалось, что его освобождают как человека вредного и в чем-либо обвиненного. Что же касается темничного стража, так это - Стефан, о котором упоминает Павел в первом послании к Коринфянам, когда говорит: крестих же и Стефанинов дом (1 Кор. 1, 16). Изшедше же из темницы, приидоста к Лидии: и видевше братию, утешиста их, и изыдоста. Не следовало оставлять в состоянии беспокойства и заботы жену, которая оказала им гостеприимство; и они, несмотря на побуждения воевод, не хотели удалиться, не посетив простой женщины и других лиц, которых они называли братьями. О, сколь велики их смирение и любовь!

Толкование Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского

. Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин .

Замечательно, что иудеи так пренебрегали законом, что своих дочерей выдавали за эллинов и женились на эллинках.

«Взяв, обрезал его ради Иудеев» . Достойна великого удивления мудрость Павла. Он, который так ратовал против обрезания язычников и который давал толчок всему, пока не решили вопроса, обрезал своего ученика. Он не только другим не запрещал этого, но даже сам делает это. В каждом деле он имел в виду пользу и ничего не делал без цели. И тому нужно удивляться, как еще Павел расположил его к обрезанию.

«Ради Иудеев, находившихся в тех местах» . Потому что они никак не решились бы слушать слово Божие от необрезанного. И что же?

Обрати внимание на оправдание этого поступка. Павел обрезал Тимофея для того, чтобы уничтожить обрезание; он не поддерживал обрезания, а хотел выполнить величайшую и всем апостолам приятную задачу, потому что если бы Тимофей не был обрезан и в то же время был бы учителем иудеев, то все отшатнулись бы от него. Если уже иудеи так сильно обвиняли Павла за Трофима Ефесского, так как думали, что Павел ввел его в храм (а он был из эллинов), то что пришлось бы перенести самому Павлу, если бы при нем находился учителем же человек необрезанный? Но посмотри: он оправдан и во мнении апостолов, и говорит в храме об исполнении этого оправдания. Все он делал ради спасения иудеев. Пожалуй, можно указать, что и Петр прикрывался личиной иудейства… И это нисколько не вредило апостолам, а напротив, то, что иудеи имели таких учителей, которые, по их мнению, соблюдали закон, послужило поводом к их обращению и началом их веры во Христа.

. Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом. Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там. Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь, оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней .

Говорится, что «они предавали верным соблюдать определения» , передавали не тайны воплощения, но наставления «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда» (), – все, что касается устройства правильной жизни.

«Они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии» . Почему воспрещено было им проповедовать в Асии, об этом не говорит, но о том, что воспрещено было это им, сказал, научая этим нас повиноваться и не требовать отчета и показывая, что часто они действовали и по-человечески. Дух запрещает апостолам проповедовать в Асии и Вифинии, так как предвидел, что тамошними жителями овладеет ересь духоборцев.

«Было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря» . Уже не через Ангела, как Филипп и Корнилий, но в видении Павел получает откровение, – уже более человеческим образом. Где легко убедить, там – более человеческим образом, а где требуется большое усилие, там откровение бывает в форме более Божественной. Нужно заметить, что в этих городах с Павлом был и Лука. Это видно из того, что последний объединяет свою личность с первым, когда говорит: «мы положили отправиться… мы прямо прибыли… мы пробыли .

. В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас .

Там, по причине малочисленности иудеев, не было синагоги, и особенно набожные из них тайно собирались вне города "при реке" . Как народ более плотской, иудеи там, где не было синагоги, молились и вне ее, определяя для этого какое-либо место, – молились и по субботам, когда обыкновенно собирался и народ.

Посмотри, как любомудра жена: сначала сама засвидетельствовала, что призвал ее. Обрати также внимание и на ее скромность. Это – женщина простая, она продавала материи, окрашенные в пурпур. И Лука не стыдится упомянуть о ее ремесле. Она не сказала: «Если вы увидели, что я великая женщина», или «я благочестивая женщина», но говорит: «Если вы признали меня верною Господу» . Если Господу, то тем более – вам. Не просто просила их к себе в дом, но предоставила дело на их волю, хотя и сильно настаивала на своем желании.

. Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. И, приведя воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять .

Каким духом была одержима служанка? Называют его, по месту, богом Пифоном. Он хотел ввести апостолов в искушение. Иначе, это та женщина, Пифия, о которой говорят, что она садилась на треножник Аполлона, раздвинув ноги, и что злой дух, поднимаясь из углубления, находившегося под треножником, проникал в нее и приводил ее в исступление; тогда она приходила в бешенство, испускала из рта пену и в состоянии такого исступления произносила бессвязные слова. «Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего» . О дух нечистый! Если ты знаешь, что они «возвещают… путь спасения» , то почему не удаляешься от них?

«Павел, вознегодовав» , то есть будучи возбужден и взволнован. Заградив ей уста, хотя она и говорила истину, он научает нас не допускать к себе демонов, хотя бы они принимали вид, что защищают истину, но преграждать им всякий повод к соблазну и не слушать ничего, что они говорят. Если бы Павел обратил внимание на свидетельство этого духа, то последний обольстил бы многих из верующих. Поэтому Павел на первый раз не только не принял, но отверг его свидетельство, не желая увеличивать числа своих знамений. Но когда дух упорствовал, тогда Павел повелел ему выйти из женщины. Итак, дух действовал коварно, Павел же – разумно.

«Господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их» . Везде виною зла – деньги. В видах обогащения господа женщины желали, чтобы она одержима была бесом. Посмотри: они и демона не хотят знать, но поглощены одной своей страстью – сребролюбием. Демон говорил: «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего» , а они говорят, что «сии люди… возмущают наш город» , демон говорил, что они «возвещают нам путь спасения» , а господа служанки говорят, что они «проповедуют обычаи, которых… не следует… принимать» .

. Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками. И, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе. И, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога .

Творить чудеса и учить было делом Павла, а в опасностях принимал участие с ним и Сила. Прими к сведению, что и демоны знают о том, что распятый Иисус есть Вышний Бог, а Павел – раб Его, что сам он утверждал, говоря: «Павел раб Иисуса Христа» ().

«Вдруг сделалось великое землетрясение» .

Отворились двери, темничный страж пробудился. Случившееся изумило его. Но узники не видели этого, иначе все они бежали бы. А чтобы стражу не показалось, что это произошло само собой, двери отворились вслед за землетрясением.

«Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» . И в темнице не давал себе покоя Павел, и тут он привлек к себе темничного стража и совершил это прекрасное пленение.

«Взяв их в тот час ночи, он омыл раны их» . Им страж омыл раны, а сам омыт был от грехов.

«И возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога» , хотя и ничего не получил, кроме благих слов и благих надежд.

. Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей. Темничный страж объявил о сем Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак выйдите теперь и идите с миром. Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас. Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане. И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города. Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились .

И после того, как приказали воеводы, Павел не выходит из темницы, но, в назидание Лидии, торговавшей багряницей, и других, устрашает воевод, чтобы не подумали, что они освобождены по чьей-либо просьбе. Он даже обвиняет воевод в том, что они публично били их, – их, ни в чем не обвиненных и притом римских граждан. Видишь: часто поступали они так, как свойственно обыкновенным людям. Высказал же Павел это (что они римские граждане и ни в чем не обвинены) для того, чтобы не показалось, что его освобождают как человека вредного и в чем-либо обвиненного. Что же касается темничного стража, так это – Стефан, о котором упоминает Павел в Послании к Коринфянам: «крестил… также Стефанов дом» ().

«Выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились» . Не следовало оставлять в состоянии беспокойства и заботы женщину, которая оказала им гостеприимство; и они, несмотря на побуждения воевод, не хотели удалиться, не посетив простой женщины и других лиц, которых они называли братьями. О, сколь велики их смирение и любовь!